Особенности изучения второго языка
методическая разработка

Особенности изучения второго языка дошкольниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_izucheniya_vtorogo_yazyka.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения дошкольников второму языку

       Актуальность раннего обучения иностранному языку определяется  потребностями общества. Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста создает прекрасные возможности для усвоения иностранного языка младших школьников. В наши дни иностранный язык – повсеместная практика, основывающаяся на современных и эффективных технологиях обучения иностранному языку, здоровьесберегающих технологиях, с учетом личностно - ориентированного подхода, возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Целью обучения дошкольников иностранному языку является формирование интереса к учению, к познанию окружающего мира, людей, отношений и культур на основе овладения иноязычной речью. 
Раннее обучение иностранному языку выдвигает следующие задачи:
1.    Формирование и развитие иноязычных фонетических навыков

2.    Развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);
3.    Развитие навыков говорения (т.е. формирование у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения);
4.    Формирование и пополнение лексического запаса.

     Особенности овладения вторым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, со спонтанным овладением иными нормами общения. Овладение иностранным языком детей становится успешнее еще и потому, что детей этого периода отличают более гибкое и быстрое запоминание языкового материала, наличие естественность мотивов общения. Также этот возраст отличается тем, что отсутствует так называемый языковой барьер, т.е. страх торможения, мешающий вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков, сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке.

    Обучающая деятельность должна отвечать нуждам детей: приносить радость, интерес и чувство уверенности; давать возможность выражать себя и приятно, с удовольствием общаться с другими людьми. Обучение происходит в игровых ситуациях, в которых второй язык выполняет свою функцию – быть средством общения.

Положительная роль раннего обучения иностранным языкам заключается в следующем:

  • Способствует самоидентификации личности ребенка в значительной степени;
  • Создает предпосылки для формирования интереса к другим, не менее ценным культурам и языкам;
  • Обучение иностранному языку дошкольников способствует развитию психических процессов, необходимых для формирования языковых способностей и коммуникативных умений детей:
  • -произвольности поведения,
  • -устойчивости внимания, памяти, мышления.
  • В связи, с чем совершенствуются все стороны родной речи, что обеспечивает:
  • -расширение словарного запаса,
  • -совершенствование речевого слуха,
  • -развитие диалогической и связной монологической речи ребенка.
  • Происходит социализация личности ребенка:
  • - через общение с взрослыми, которая направлена на достижение

взаимопонимания.

  • - через получение от взрослого свойств и качеств собственной личности,
  • - через умение взаимодействовать со сверстниками.
  • Раннее обучение иностранному языку способствует развитию эмоционально- волевых качеств ребенка:
  • -умений преодолевать препятствия при достижении цели на основе созданного у ребенка интереса к достижению к этой цели;
  • -умений правильно оценивать результаты своих достижений.

А также:

  • - развитие творческих способностей детей,
  • - развитие их фантазии,

- развитие эмоциональной отзывчивости на иноязычную речь.

Характеристика возрастных возможностей:

Дети четвертого года жизни способны воспринимать общение на иностранном языке без особого стресса и постепенно приучиться отвечать ему на его языке. Виды учебно-речевого общения должны часто сменять друг друга. Изучаются традиционные рифмовки и потешки.

Дети пятого года жизни способны понять, что иностранный язык отличается от их родного. Они воспринимают объяснения речевых ситуаций  на родном языке, воспринимают игровые правила. В группе дети начинают оценивать речевое поведение друг друга, придумывают слова на новом языке, могут применять подстановочные правила в высказываниях. Ребенок относительно легко воспроизводит последовательность реплик, но испытывает затруднения в использовании  устной речи в качестве самостоятельного высказывания.

Старшие дошкольники (5-7 лет) способны относиться к иностранному языку как к предмету изучения, задавать о нем вопросы. В группе начинается индивидуализация реплик и высказываний, свободное комбинирование осознанных элементов, сопоставление простых лингвистических явлений двух языков. Педагог является источником сведений о культуре и быте стран изучаемого языка, о детской субкультуре. Дети знакомятся с национальными праздниками, обычаями, кухней, одеждой, героями народных и литературных сказок.

       Основным условием, при котором можно добиться успеха в обучении, является регулярность в занятиях. Необходимо заниматься с детьми каждый день, но не утомлять их, особенно на первом этапе обучения. Большую пользу принесут ежедневные занятия по 20-25  минут, чем два-три раза в неделю по 1 часу.

Показатели развития

К концу обучения ребенок сможет:

-ситуативно понять речь взрослого и других детей;

-выполнить распоряжения по ходу действия игры или другой деятельности;

-ответить на вопросы других участников общения, а также незнакомых взрослых, в том числе носителей языка;

-задать вопрос на иностранном языке;

-дать указание;

-дать как отдельные осмысленные высказывания, так и цепочку высказываний, связанных между собой логически;

-рассказать стихотворения, рифмовки, считалки на втором языке, спеть песенки;

Таким образом, ребенок сможет осмысленно осуществлять речевые действия и пользоваться иностранным языком как реальным средством общения в доступном его пониманию объеме.

Основные принципы работы:

  • приоритет отдается развитию у детей навыков общения на иностранном языке, умению самостоятельно строить высказывания в разнообразных изменяющихся ситуациях общения;
  • обучение языку в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, конструирование, рисование и т.д.);
  • детям предлагаются разнообразные творческие задания, интересные обучающие и развивающие игры;
  • дети получают обширные  знания об англоязычных странах (их традициях, обычаях, праздниках, фольклоре), накапливают опыт межкультурной коммуникации;
  • развитие у дошкольников всех психических процессов (внимание, воображение, память и т.д.);
  • общее интеллектуальное развитие ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что способности к языку, как и всякие другие, развиваются только в соответствующей деятельности и потому «любой нормальный ребенок может и должен овладеть иностранным языком и свободно пользоваться им в общении», но произойдет это или нет – во многом зависит от организации его деятельности педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на КМО из опыта работы: "Формы работы с семьей по изучению второго языка"

В данном материале излагаются необходимые рекомендации родителям для гармоничного развития дошкольника....

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при изучении английского языка

Данная статья подробно описывает особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста. А также способы и приемы формирования лексических навыков. Статья будет интересна педагогам ...

Как поддержать интерес у ребенка к изучению второго языка

Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объеме с естественным произношением....

Особенности изучения английского языка для детей с речевыми нарушениями

В данной статье даны рекомендации по изучению английского языка для детей старшего дошкольного возраста...