Планирование по самообразованию
учебно-методический материал (средняя группа)

Каштанова Елена Валерьевна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx47.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                  «Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет                  будущего»    

                                                                                                                              А. М. Горький                            

  Актуальность темы:

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления.

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и т.д., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В. М. Фидяевская описала целую группу игр основанных на устном народном творчестве. Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, чтение потешки «Сорока –белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком. В младшем дошкольном возрасте дети не могут воспринимать быстрой речи (как, например скороговорки). По этой причине потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова.

Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.К  чтению  детям  фольклорных  произведений  следует  тщательно готовиться,  заранее  продумывать  выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Многогранность фольклористики обнаруживается также в том, что звукосочетания –наигрыши взрослый использует в сочетании  с  игровыми  приемами:  похлопывает  в  ладоши,  выполняет  «пляшущие»  ритмичные  движения  руками, включает плясовые элементы. Более того, в такт ритмичным звукосочетаниям –наигрышам можно включить показ произведений народного прикладного творчества –расписные деревянные ложки, свистульки, матрешек. Малые  формы  фольклора  можно  использовать  при  формировании  навыков  самообслуживания  и  гигиены.  Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки и вызывая радостное настроение, модно сопроводить процесс словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке –ладошки, а пальчики Сережке». Все это поможет запомнить последовательность процедуры и веселую потешку. Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока –белобока» воспитатель ставит деток сороки друг за другом и раздает им кашу, а самому последнему, «который ни чего не делал», говорит: «А ты постой, вот тебе горшок пустой». Подобные «живые картинки» позволят правильно понять и эмоционально передать содержание. Чтобы прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так, например, разучивая потешку «Пошел котик на торжок» можно использовать шапочку кота, пирожки.Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки «Пословица не мимо молвится». Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких  определений.  Их  можно  использовать  в  любой  ситуации.  Они  становятся  верными  помощниками  в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» –говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице.

Совместный труд- эффективный метод

воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно»

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей и развитию их речевой активности  с помощью произведений русского фольклора.

Задачи:

- Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

- Обогащать чувства детей, воображение и речь.

- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Предполагаемый результат:  В процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только будет формироваться речь, но и развиваться мелкая моторика кистей и пальцев, что будет готовить руку ребенка к письму, даст возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное повысится уровень развития речи детей. В конце проекта дети самостоятельно смогут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Они станут более собранными и самостоятельными.

Перспективный план работы (на год):

Сентябрь:

-Составление перспективного плана

-Подготовка материала, литературы

Октябрь:

-Отгадывание детьми загадок (составление картотеки загадок и потешек для детей младшей группы)

-Досуг «Вечер загадок»

-Консультация для родителей "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Ноябрь:

-Театрализованная постановка «Теремок» (инсценирование русской народной сказки)

Декабрь:

-«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-5 лет»

-Оформление папки-передвижки для родителей

Январь:

Посиделки» (творческий вечер с участием родителей: Выявление знаний у родителей об УНТ; анкетирование родителей на тему: « Устное народное творчество в жизни Вашего ребенка»)

-Февраль:

-Совместное творчество детей и родителей. Выставка детских работ на тему «Масленица широкая»

-Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, подвижные игры, хороводы.

Март:

-Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

-Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель:

-Знакомство с закличками, потешками о солнце.

-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Май:

- Семейное творчество детей и родителей (Выставка работ : Семейный конкурс «Отгадай загадку-нарисуй отгадку»)

Коммуникация:

1)Жили – были сто ребят,         2)  Ротик мой умеет кушать,

Все ходили в детский сад.              Нос дышать, а уши - слушать.

Все садились за обед,                    Глазоньки - моргать, моргать,

Все съедали сто котлет.                 Ручки все хватать, хватать.

Все потом ложились спать

Начинай считать опять.

   

 3) Наденем на ножки,  

     Новые сапожки

     Пустим Катю по дорожке.

     Будет Катенька ходить,

     Сапожки новые носить.

 

4) Вот они сапожки:

    Этот с левой ножки,

    Этот справой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем калошки:

Этот с левой ножки,

Этотс правой ножки.

Если будем мы дружить,

Будешь ты сухим ходить!

    5) Маленькие заиньки, захотели баиньки

        Захотели баиньки,потому что маленьки.

        Мы немножечко поспим,  мы на спинке полежим.

        Мы на спинке полежим,и тихонько посопим.

6) Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?  

Потягуни –потягушечки,

От носочков до макушечки.

Мы потянемся – потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растём, растём, растём!

Здоровье:

1)Знаем, знаем, да-да-да, Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица, Мы пришли умыться!

2) Водичка, водичка,    Умой моё личико,

Чтоб глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели

Чтобы смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

3) Закатаем рукава.                                            

Открываем кран – вода.

Моем глазки, моем щёчки,

Моем ушки и ладошки.

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки,

Чистые ладошки.

4)Медведица в бочонке, купает медвежонка

Он рычит, плескается, ему водичка нравится.

Моет -эдак, моет -так. Дане вымоет никак!

С гуся вода, с мишки худоба.

Физическое развитие:

1)  Раз шажок, два шажок,  Левый, правый сапожок

Научу Алёшку, Топать по немножку.

2)Большие ноги шли по дороге -

Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ, топ, топ, топ, топ. Топ, топ, топ, топ, топ.

2). Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел -ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

4). Хомка, хомка, хомячок -полосатенький бочок,

Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Хомка хочет сильным стать.

5). То прогнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -пушистый кот.

Чешет он себя за ушком. Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит

Художественно - эстетическое развитие:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

Солнышко –ведрышко!

Освети, обогрей-

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

Чтение:

1) Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

   Что так рано встаешь,

    Деткам спать не даешь?

2) Курочки –пеструшки,

Петушка подружки,

Рядышком идут,

Зернышки клюют                                    

Петух громко поёт,

Всех обедать зовет        

Труд (самообслуживание):

1) Мишка косолапый, все испачкал лапы,

    Мама в бочку посадила, долго мылом лапы мыла,

    А он все хохочет, лапы мыть не хочет.

2) Закатаем рукава, открываем кран-вода:

    Моем глазки, моем щечки, моем ушки и ладошки.

    Посмотрите, крошки, на свои ладошки:

    Чистые ладошки!

6) Раз, два, три, четыре, пять —

    Собираемся гулять.

    Завязала Катеньке

    Шарфик полосатенький.

    Наденем на ножки

    Валенки-сапожки

    И пойдем скорей гулять,

    Прыгать, бегать и скакать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по самообразованию "Нетрадиционные методы рисования "

календарное планирование по теме самообразования "Нетрадиционные методы рисования "...

Перспективное планирование по самообразованию

Перспективное планирование по теме самообразования "Развитие нравстенно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества"...

Перспективное планирование по самообразованию

Перспективное планирование по теме самообразования на 5 лет по теме: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"...

Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе. Тема: «Развитие связной речи и личности ребенка в сказкотерапии».

Известно, что детские истории не были придуманы в одно время. Они сочинялись народами и передавались из поколения в поколение на протяжении многих лет. До наших дней дошли те истории, которые действит...

Перспективное планирование по самообразованию

План по самообразованию на 2018-2019 учебный годСюжетно-ролевая  игра как средство развития связной речи  дошкольников с ОНР III уровня...

Планирование по самообразованию

Планирование по самообразованию второй младшей группы...