Труд детей младшего дошкольного возраста в природе.
статья (младшая группа)

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл truddeteymladshegodoshkolnogovozrastavprirode.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Труд детей младшего дошкольного возраста в природе.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Цель: нравственная и практическая подготовка детей к добросовестному труду и воспитание уважения к природе.

Задачи:

  1. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование;
  2.  Воспитание у детей привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости;
  3. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.

А.С. Макаренко говорил: «Основой является именно труд. Но что такое труд-это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд — это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться».

В.А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Изучение дошкольной педагогике в трудах великих ученых позволило нам выделить следующие основные задачи трудового воспитания детей [1,2,3]:

  • ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
  • обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
  • воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
  • воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду, в семье – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Изначально внимание детей привлекают лишь внешние моменты: процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

Большое образовательное значение имеет труд в природе. Трудясь в природе, дети знакомятся:

  1. со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
  2. усваивают способы установки этих свойств.

 Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.  

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

В младшей дошкольной группе дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и т.д.).

При обучении навыкам труда в природе детям необходимо показывать каждый этап трудовой операции, при этом привлекать к ее выполнению всех детей. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.

Труд детей младшего возраста должен проходить при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель оказывает помощь малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет за хорошую работу.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности ребенка. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Также меняется и самооценка. Изменение это проходит под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Библиографический список:

  1. Белошистая А.А., Жукова О.Г. Организация ручного труда как способ развития мотивации ребенка // Вопросы психологии.- ОАО «Чеховский полиграфический комбинат», 2008.
  2. Макаренко А.С. Методы воспитания. // Педагогика.- Изд-во «Перемена», 2007.
  3. Куцакова Л.В. "Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие" – М.: Владос, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс мероприятий по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста посредством природы

Одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста является ознокомление их с природой....

Конспект организации общественно-полезного труда детей младшего дошкольного возраста

Общественно-полезный труд, мытье кукольной посудыВоспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам, желание трудиться. Развивать волевое усилие, желание доводить дело до конца...

Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой Орловского края в разное время года

Ознакомление с сезонными изменениями позволяет заложить у детей первоначальную основу для формирования экологического мировоззрения....

Дипломная работа. Тема: " Поручения как средство привлечения к труду детей младшего дошкольного возраста"

Здравствуйте! Может моя работа поможет кому-нибудь. Поручение-это обращенная к ребенку просьба взрослого , выполнить какое-нибудь трудовое действие....

Проект «Все работы хороши» Формирование ценностного отношения к труду детей младшего дошкольного возраста.

Предлагаемый проект направлен на  реализацию задач трудового воспитания в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста. Основной аспект проекта раскрывает содержание формирован...