«Секреты бабушкиного сундука»
план-конспект занятия (средняя группа)

Маркевич Наталья Петровна

Формирование представлений детей о старинных предметах быта русского народа (ложка, лапоть, корзина), посредством музея «Жили-были».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrkty_babushkinogo_sunduka.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119», Советского района городского округа город Воронеж

Конспект

организованной образовательной деятельности в средней группе

 «Секреты бабушкиного сундука»

                                                           

                                                                           Выполнила: воспитатель, В.К.К.

                                                                                                 Маркевич Н. П.

г. Воронеж, 2019 г.

Тема занятия: «Секреты бабушкиного сундука»

Цель: Формирование представлений детей о старинных предметах быта русского народа (ложка, лапоть, корзина), посредством музея «Жили-были».

Задачи:

Образовательные:

1.Закреплять знания детей о русских народных сказках («Жихарка», «Лиса – лапотница», «Про Иванушку – дурачка»).

2.Знакомить с русскими народными играми, пословицами и поговорками.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с предметами из музея «Жили-были».

2. Активизировать и обогащать словарный запас народными пословицами, загадками, новыми словами.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к истории русского народа.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, потешек, прибауток, заучивание считалок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Материал к занятию: сундук, деревянная расписная ложка из музея для демонстрации, деревянные ложки по количеству детей, лапоть из музея для демонстрации, лапти по количеству детей, корзина из музея для демонстрации, корзинки по количеству детей, шнур для круга.  

Ход занятия:

Бабушка:

Добрый день, детушки, касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Много у меня ребят, и для каждого из вас у меня доброе слово найдется.

А доброе слово и для вас готово.

Наши деточки в дому,

Что оладушки в меду,

Что оладушки в меду,

Сладки яблочки в саду!

Я - мудрая бабушка или бабушка народной мудрости. У каждого народа есть такая бабушка. Вот вы, в какой стране живете? (в России). Значит, я бабушка мудрости русского народа. Вы живете в России. Как вас всех можно назвать? Правильно, россияне.  А россияне - это все народы, проживающие на территории России. Вот мы,  в каком городе проживаем? Правильно в Воронеже. Значит мы кто? (ответы детей) Я много знаю. Знания мои копились веками, передавались из поколения в поколение и вот дошли до вас. Мудреных советов да секретов у меня, ой, как много и все собраны в этот сундук. Наверно вам очень интересно узнать, что находится в сундуке? А сами вы, как думаете, что в нём лежит (ответы детей)? Давайте больше не будем гадать, а откроем сундук и достанем то, что в нём лежит. А поможет мне в этом тот из вас, кто правильно отгадает загадку.

Родители тебе, это на ночь читают,

А дети слушать её обожают.

Живёт в ней какой-то чудесный герой,

Мечтает герой подружиться с тобой.

Всегда превращенья, всегда чудеса
Ребята, скажите скорей, кто она? (сказка)

(ребёнок, отгадавший загадку, достаёт из сундука деревянную ложку и отдаёт её бабушке).

Сегодня, мы с вами поговорим о сказках. А помогут нам в этом предметы из нашего музея «Жили-были».

Ребята, что это за предмет (ложка)? Какая она (деревянная, расписная)? В какой сказке встречается такая ложка (в сказке «Жихарка»)?  Как Жихарка говорил о своей ложке (ложка не простая – точёная, ручка золочёная)? Для чего нужна ложка (чтобы ею кушать)? Из чего делали ложки в старину (из дерева)? А уж как расписывали ложки, залюбуешься (показ расписных ложек)!  Ценил русский народ ложки, поэтому и находятся они сейчас в нашем музее.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. (дети берут ложки и играют на них под русскую плясовую)

Бабушка: Кто же разгадает ещё одну загадку и возьмёт следующий предмет?

Рыжая плутовка,
Спряталась, под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её? … (лиса) 

(ребёнок, отгадавший загадку, достаёт из сундука лапоть и отдаёт их бабушке).

Интересно, а почему лиса и лапоть, вы догадались из какой они сказки (Лиса – лапотница)? Как лисичка называла в сказке свой лапоть (лапоток)? А что она с ним сделала (в печку кинула)?  

Из чего плели лапти? Послушайте стихотворение, и вы сразу догадаетесь.
С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед,

А меня все обижают, шкурку тонкую сдирают.

Я расту, благоухаю, липа, так я называюсь.
Как же не грустить липе, ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти назывались еще по-другому — лыченица. Еще лапти плели из бересты. Это лапти из коры березы. Такие лапти считались праздничными.  Для чего нужны были людям в старину лапти (они в них ходили на улицу)? Правильно, лапти - это  древняя обувь, их плели из лыка. В нашем краю даже поговорка такая была «Без настроенья и лаптей не сплетёшь». Сейчас лапти редкость, поэтому они и находятся в нашем музее.

Бабушка: В нашем воронежском краю, в старину, дети играли в  очень интересную игру, и называлась она «Лапти». Я научу вас в неё играть.
(Выкладывается большой круг на полу из веревки). 

Считалкой выберем водящего.

1,2,3,4,5, мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела и тебе водить велела.

Водящий встает в центр круга, участники игры — за кругом, спиной к центру. Каждый перебрасывает через голову какой-либо предмет «лапоть». Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Дети еще раз задают этот вопрос, но водящий уже отвечает «Да». Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит лапти и старается «запятнать» играющих (в кругу). Кто не успел взять предмет, выбывает из игры.

Бабушка: Послушайте следующую загадку.

Зверь мохнатый любит мёд.

Если что-то не поймёт,

Может дико зареветь,

Потому что он … (Медведь)
(
ребёнок, отгадавший загадку, достаёт из сундука корзинку и отдаёт её бабушке).

Интересно, а теперь почему медведь и корзина, из какой они сказки («Про Иванушку – дурачка»)? Что Иванушка делал с помощью этой корзинки (собирал ягоды), а как он называл корзинку (лукошко)? Да, в старину, небольшие корзинки, назывались лукошками и плели их из ивовых прутьев, из дранки сосны, дуба, из бересты и, конечно, лозы. С лукошком связаны пословицы нашего края: «Посеял с лукошко, так и выросло немножко», (лукошко маленькое, вот мало и получилось).  Вот эта корзинка из нашего музея.  Ребята, подумайте, в чём сейчас мы переносим продукты и разные предметы (в пакетах, рюкзаках, сумках)? А раньше для переноски использовалась только корзина или, как её ещё называли тогда, лукошко. Я предлагаю вам взять всем по корзинке и спеть нашим гостям песенку о том, как мы собирали урожай этой осенью.

(дети исполняют хороводную песню «Мы корзиночки несём», 1 куплет)

Бабушка: Вот и подошло к концу знакомство с моим сундуком с секретами.

Много интересного вы узнали? Какие сказки я собрала сегодня в свой сундук?

Какие предметы из нашего музея помогли отгадать вам названия этих сказок?

Но это еще не все. Русские люди всегда славились своим мастерством и умением, на следующих встречах в моём сундуке будут новые секреты. А помогать разгадывать их, вам поможет наш музей «Жили – были», в котором собраны предметы и вещи, созданные русским народом, в нашем Воронежском краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Секреты бабушкиного сундука"

Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....

Проект "Секреты бабушкиного сундука"

Разработан для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему : «Секреты бабушкиного сундука».

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.- Дать представление об избе, сундуке, о печке – главной части избы.- Продолжать знакомить с устным народным творчеством ...

Подготовка к мастер-классу «Секреты бабушкиного сундука»

Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития творческих способностей де...

Секреты бабушкиного сундука

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с русской тряпичной куклой...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука»

Цель: формировать представления о традиции башкирского народа, обогащать и развивать речь, формировать адекватную самооценку, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми...