"Секреты бабушкиного сундука"
материал (подготовительная группа) на тему

Митричева Светлана Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_babushkinogo_sunduka.doc461.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Колокольчик»

Конспект

тематического мероприятия ко

Дню пожилого человека в подготовительной

к школе группе

по освоению образовательной области «социализация»

(интеграция с образовательными областями

«Познание», «Коммуникация», «Музыка»,

«Художественное творчество»)

на тему: «Секреты бабушкиного сундука»

                                                Воспитатель I квалификационной

                               категории Митричева С.И.

г. Новоульяновск 2013 г.  

2

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с историей, культурой и бытом русского народа.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие семейных традиций, традиций русского народа.
  • Развивать умение создавать необычные цветы из бумаги и конфет под руководством бабушек.
  • Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.
  • Воспитывать любовь и уважение к представителям старшего поколения.

Предшествующая работа с детьми и взаимодействие с родителями:

  • Организованная образовательная деятельность педагога и детей «Откуда сундук пришел? Или Вещь с большой буквы».
  • Чтение стихов В.Шипуновой «Сундук пирата», «Сундук Бабки Ежки».
  • Выставка детских рисунков «О чем мечтала бабушка, когда была как я».
  • Попросить бабушек принести предметы рукоделия для оформления выставки (вязание, вышивки и др.).
  • Разучить стихи, танец с куклами, песню «Ах, бабуля!».
  • Приготовить подарки для бабушек : фоторамочки.

Материалы и оборудование:

  1. Сундук; ларец с куклами; мешочек с бигудями, шпильками, расческой; калоши; букеты цветов из бумаги и конфет; пяльцы, веретено, спицы; скалка, сито.
  2. Записи русских народных мелодий.
  3. Клей, ножницы, бумага, шпажки, конфеты.

3

Содержание

Воспитатель:  - Здравствуйте, наши дорогие бабушки! Поздравляем вас с         праздником, Днем пожилого человека. И нашу встречу посвящаем этому празднику.

  • Ребята, сегодня, как я вам и обещала, мы продолжим знакомство с сундуками. И поговорим мы с вами о бабушкином сундуке.

Ребенок:                     «Бабушкин сундук»

На высоком чердаке,

В пыльном, темном уголке

Верно стережет паук

Старый бабушкин сундук.

Попрошу я паука:

- Погуляй пойди пока!

Затаив дыханье,

Открываю тайну …

Деревянный сундучок прячет:

Марлевый сачок,

Одно бархатное платье,

Ворох желтых фотографий.

Бусы из рябины

И перо павлина,

Лаковые лодочки,

Ключик на веревочке …

А еще смычок от скрипки

И замок от той калитки,

У которой утром ранним

Бабушка ждала свиданья.

                                                (В.Шипунова)

4

Воспитатель: - Сундук — это Вещь с большой буквы, хранилище памяти и семейных традиций. Сохраненные в сундуках предметы и секреты так и завораживают … Погрузимся же в тайны, настоянные временем.

Готовы познакомиться с секретами бабушкиного сундука?

Дети: - Да, готовы.

Воспитатель: (достает из сундука ларец с тряпичными куклами, показывает детям).

  • Как вы думаете, что это?

Ответы детей.

Воспитатель:

  • Это куклы наших прабабушек. Сейчас у вас, дети, есть много разных игрушек. А раньше таких игрушек и кукол не было, их мастерили своими руками. В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте.

        «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит народная поговорка. Издавна игры с куклами поощрялись взрослыми, поскольку играя в них ребенок познавал мир и самого себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, символом семейного счастья и благополучия.

        Вот кукла «Неразлучники», еще ее иногда называли «Парочка». Это свадебная обрядовая кукла. Ее дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце, и подвешивали впереди повозки молодоженов. Общая рука, как и само название куклы, говорили о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни «рука об руку», быть вместе и в радости, и в беде.

        А это «Мартенички» (нитяные куколки). Мартеничек символизировал ребенка. Куклы — неразлучники раздвигались в стороны, и на общее плечо усаживались «детки» - столько, сколько их рождалось в семье.

        «Кувадка» (колыбельная) — одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов. Кувадки защищали новорожденных и служили первыми игрушками младенцев.

        «Красота» (девица с косой) — делали ее на свадьбу и ставили в свадебный пирог. Она была оберегом красоты невесты.

        Эти тряпичные куклы — простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Если они и вам понравились, я научу вас их делать позже.

5

        Наши девочки тоже любят играть в куклы и сейчас они покажут танец с куклами.

«Танец с куклами».

Воспитатель: - Спасибо, девочки. А мы с вами продолжим знакомство с содержимым бабушкиного сундука. (достает из сундука «волшебный» мешочек, а в нем бигуди, шпильки, гребень, расческа).

  • Дети, что это?

Ответы детей.

Воспитатель: - С помощью предметов наши бабушки наводили красоту, делали красивые прически. Редко кто ходил в парикмахерскую. А вы знаете, как раньше называли парикмахера? Цирюльник,  а парикмахерскую — цирюльня. Сейчас же их называют «салон красоты», а парикмахера — стилист.

У нашей Кристины бабушка тоже работает в салоне красоты и делает красивые прически. Давайте попросим ее показать нам как это она делает.

(Лаврентьева Л.П. делает прическу одной из девочек группы).

Воспитатель: - Пока Любовь Петровна демонстрирует свое мастерство, мы с вами вновь обратимся к бабушкиному сундуку.

(достает калоши).

  • Что это за обувь? Когда и где ее носили?

Ответы детей.

Воспитатель: - Во времена наших прабабушек калоши — была очень модная обувь. Они были и мужские, и женские, и на каблучке, и с замочками. Где же сейчас можно увидеть калоши?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, многие наши бабушки очень любят заниматься садоводством. И вот на даче в этой обуви они и ходят. Чего только не выращивают наши бабули на своих дачах. Сейчас мы послушаем рассказ Ирины Репиной о своей бабушке.  

6

Рассказ Ирины Репиной о своей бабушке — Вере Валентиновне.

Мою бабушку зовут Вера Валентиновна. Она очень любит заниматься садоводством. Уже зимой она начинает выращивать рассаду.

Затем высаживает ее на даче. Много всего растет у бабули в саду: и овощи (помидоры, огуречки, кабачки, капуста), и фрукты (яблоки, груши, сливы, виктория). Большой урожай собирает бабуля. А затем много всего вкусненького делает на зиму: и варенье, и компоты, и салаты и солёные огурчики с помидорчиками. Вот — посмотрите! (показывает консервированные заготовки бабушки Веры).

А еще бабушка очень любит цветы. Их тоже много у нее на даче: тюльпаны, пионы, ромашки, ирисы, розы, георгины. Знаете какая красота?

Я тоже помогаю бабуле на даче, потому что я ее очень люблю!

Воспитатель: - Спасибо тебе, Ирина, и Вам Вера Валентиновна за Ваш труд, за воспитание внучки.

Цветы, я думаю, любят все женщины во все времена.

А что по этому поводу «думает» бабушкин сундук?

(достает из сундука букеты из бумажных цветов с конфетами).

- Посмотрите, какая красота. Эти замечательные цветы делает бабушка Арины Агафоновой — Елена Александровна. Давайте попросим ее научить нас делать такие же красивые цветы.

Мастер-класс Агафоновой Е.А.

Елена Александровна учит детей делать тюльпаны из крепированной бумаги и конфет.

Воспитатель:

  • Ну вот, замечательные цветы готовы.

А также, посмотрите, и Любовь Петровна закончила свою работу.

Спасибо большое, Вам Елена Александровна и Вам Любовь Петровна за красоту, которую Вы дарите людям.

Арина А.:  -   Ты не похожа на старушек

     Что под подъездами сидят,
    Ты привлекательна снаружи,
    Всё – и костюм, и макияж!

7


    Бабулей – так язык не повернется,
    Вторая мама просто ты,
    Тебе пусть солнце улыбнется,
    Оно поклонник красоты!

Кристина П.:  - С бабушкой моей вдвоем

                             Очень дружно мы живем.

                             Вместе ходим мы гулять,

                             Вместе мы ложимся спать,

                             Вместе моем мы посуду -

                             Правда, правда! Врать не буду!

                             Мы не любим унывать,

                             Можем спеть и станцевать -

                             Будет бабушка мне хлопать,

                             Ну, а я - кружиться, топать!

                             Не капризничать стараюсь,

                             Слез не лью, а улыбаюсь -

                             С ней большие мы друзья,

                             Потому что мы - СЕМЬЯ!

Воспитатель: - И вновь мы обращаемся к нашему сундуку. Что еще он нам покажет?

(достает веретено, спицы, пяльцы).

  • Что это за инструменты и для чего они нужны?

Ответы детей.

Воспитатель: - Наши бабушки замечательные мастерицы, рукодельницы. Они и шьют, и вяжут, и вышивают. Посмотрите какие замечательные вещи сотворили они своими руками.

(Обращает Внимание на выставку работ «Рукоделие наших бабушек»).

Диана Ф.: - Бабушка наша всегда уникальна –
                   
Море энергии, воли и сил!
                   
Пусть никогда ты не будешь печальна,
                   
Пусть бы здоровьем Господь наделил.
                   
Любит тебя вся семья, уважает.
                                                          8

                    Дед от тебя без ума много лет!
                   
Я же скажу только то, что я знаю –
                   
В мире прекраснее бабушки нет.

Воспитатель: - Есть ли у нас еще что-нибудь в бабушкином сундуке?

(достает сито, скалку).

  • Что это? И для чего?

Ответы детей.

Воспитатель: 

  • Любите ли вы, дети, бабушкины блинчики? А пирожки?

Конечно же, самые вкусные и замечательные пирожки у наших бабушек. И сегодня они нас тоже порадовали: напекли на наш праздник и пироги, и печенье. Спасибо вам большое!

Карина Ш.: - Бабушка наша родная, любимая!
                      Бабушка славная, незаменимая,
                      С праздником все мы тебя поздравляем,
                      Всяких благ в твоей жизни желаем.

                       Чтобы ты никогда не болела,

                       Чтобы ты никогда не старела,

                       Чтобы вечно была молодой,

                       Веселой, доброй и нежной такой!
                      Целуем мы добрые, славные руки —
                      С любовью к тебе, твои дети и внуки!

Дети исполняют песню «Про бабулю».

Воспитатель: - Милые наши бабушки! Мы еще раз поздравляем вас с праздником! И хоть праздник называется «День пожилого человека», мы знаем, что в душе вы все молодые, ведь с вами ваши дети и внуки, и вы их любите. И ваши дети и внуки вас тоже очень любят. Дети любите?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Дети приготовили вам подарки. А после вручения подарков мы приглашаем вас на чаепитие.

Вручение подарков. Чаепитие.

Литература:

Журнал «Цветной мир», Институт художественного образования Российской академии образования, г. Москва, №2/2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Секреты бабушкиного сундука"

Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....

Проект "Секреты бабушкиного сундука"

Разработан для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему : «Секреты бабушкиного сундука».

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.- Дать представление об избе, сундуке, о печке – главной части избы.- Продолжать знакомить с устным народным творчеством ...

Подготовка к мастер-классу «Секреты бабушкиного сундука»

Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития творческих способностей де...

«Секреты бабушкиного сундука»

Формирование представлений детей о старинных предметах быта русского народа (ложка, лапоть, корзина), посредством музея «Жили-были»....

Секреты бабушкиного сундука

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с русской тряпичной куклой...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука»

Цель: формировать представления о традиции башкирского народа, обогащать и развивать речь, формировать адекватную самооценку, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми...