«Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников».
статья (старшая группа)

Зайдуллина Элеонора Михайловна

        У многих детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А. Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическомуэмоциональному развитию ребенка.

          В наш информационно-компьютерный век дети  часто становятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.

    Чтобы преодолевать детские страхи и снимать психическое напряжение применяют различные игровые методы коррекции психики. Одна из таких методик – психогимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_gmo.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

У многих детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональноесостояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольниковявляется актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А. Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному,физическомуэмоциональному развитию ребенка.

Внаш информационно-компьютерный векдети  частостановятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.

   Чтобы преодолевать детские страхи и снимать психическое напряжение применяют различные игровые методы коррекции психики. Одна из таких методик – психогимнастика.

   Что такое психогимнастика?

Психогимнастика – это курс специальных занятий, упражнений, этюдов и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

  Сейчас психогимнастика проводится не только специалистами-психологами, но также она применяется воспитателями в детских учреждениях. Родителям тоже небесполезно знать основы, чтобы использовать в полезных развлечениях в качестве психофизической разрядки и одновременно – развивающего средства.

   Понятием «психогимнастика» обозначают широкий круг упражнений: устных и письменных, вербальных и невербальных. Упражнения могут выполняться в небольших группах (2-3 человека) или всей группой вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например на память, внимание.

   Основная цель методики это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, тревожности создание возможностей для самовыражения.

Задачи :

  • Преодоление барьеров в общении;
  • Развитие лучшего понимания себя и других;
  • Снятие психического напряжения и тревожности;
  • Создание возможностей для самовыражения;
  • Развивать коммуникативные умения;

Компоненты

   Занятия психогимнастикой показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно- психическими расстройствами.

Она учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок учится осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и то, как ребенок сам воспринимает ситуацию.

Применение

   Так, например, психогимнастика поможет снять усталость и возбуждение на физкультурном занятии, превратив детей в «крокодильчиков», «ящерок», «пауков» и т.д., вызвав при этом нежность и восхищение к этим образам; а образ птиц или веселых рыбок положительно повлияет на речевое развитие. Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, и получают возможность научиться управлять ими.

   В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Во время занятий с группой детей хорошо, чтобы в процессе игры они прикасались друг к другу, выбирали кого-то по тем или иным параметрам, разговаривали друг с другом, придумывали образы и ситуации. Таким образом, у них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.). Уходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

   Во время игры нужно просить ребенка, чтобы он изобразил разные действия и эмоции. Можно использовать в игре подручные предметы, но лучше просто их воображать их. Помогает создать нужное настроение и соответствующая музыка.

   Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке «Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.

   В своей работе буду использую методику Чистяковой М. И.

   Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психогимнастике используется концентрический метод — от простого к сложному.

    В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев, или фаз.

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

   Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.) . Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

    Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

   Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

    IV фаза.Психомышечная тренировка.

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

Вывод:Таким образом, детям прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления ( страх, тревога, неуверенность)

Психогогимнастические упражнения

Солнечный зайчик.

Для 4-6 летнего возраста

Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что солнечный зайчик светит прямо ему в лицо. Пусть он представит, как зайчик скользит по щечкам, носику, лбу, животу. А теперь зайчик забрался за шиворот и стало щекотно. Пусть малыш погладит его, представит, что подружился с ним.

Тренировка эмоций

Для 4-6 летнего возраста

Попросите ребенка изобразить как:

  • радуется утреннее солнышко
  • кот растянулся на солнце
  • ребенок есть вкусную конфету

А теперь пусть он:

  • нахмуриться как осенняя тучка
  • изобразит рассерженного человека
  • изобразит злость и ярость

Теперь попробуем показать испуг:

  • как выглядит потерявшийся котенок?
  • заяц встретился с волком
  • мальчик зашел в темный мрачный лес

А теперь надо изобразить усталость:

  • папа пришел усталым с работы
  • мама мыла посуду, убирала и устала
  • мальчик несет очень тяжелую сумку

                Игры,  на преодоление тревожности

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей

   Описание: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: « Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам, раздувайте щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличивается, растут на нем его узоры. Представили? Я тоже представила  свой шар. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите друг другу». (Упражнение можно повторять2-3 раза)

«Штанга»

      Цель: расслабить мышцы лица

     Описание: «Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуйте еще раз».

             «Шалтай-Болтай»

Цель: расслабление мышц рук, спины, груди.

Описание: «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай- Болтай».

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Сначала будем превращаться туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «Свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников»

ЗАДАЧИ   Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность речи, воображение, творческое восприятие, наблюдательность, сообразительность.  Развивать четкость пр...

«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста».

Вашему вниманию мне хотелось бы предложить выступление на круглом столе для воспитателей детских садов. Театрализованные игры в детском саду очень актуальны, так как они способствуют развитию творческ...

"Театрализованные как средство эмоционально-личностного развития дошкольников"занятия в средней группе.

ТЕМА: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностногоразвития дошкольников»     ЗАДАЧИ   Развивать связную монологическую речь, интонационную выразитель...

Тема «Театрально-игровая деятельность как средство эмоционально-личностного развития дошкольников и их творческих способностей»

Тема «Театрально-игровая деятельность как средство эмоционально-личностного развития дошкольников и их творческих способностей»...

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников через использование средств арт-терапии

Доклад из опыта работы педагога-психолога по использованию средств арт-терапии с детьми дошкольного возраста.Раскрывается актуальность использования средств арттерапии  для развития эмоциональной...

Развитие эмоционально-личностной сферы у дошкольников на занятиях психогимнастикой

Статья посвящена психогимнастике в детском саду как средством для развития эмционально-личностной сферы дошкольников....

Развитие эмоционально-личностной сферы у дошкольников на занятиях психогимнастикой

Статья посвящена психогимнастике в детском саду как средством для развития эмционально-личностной сферы дошкольников....