«Экологический профориентационный проект «Авоська»
проект

Мартышкина Валентина Владимировна

Мы подняли вопрос повсемесного и чрезмерного ипользования полиэтиленовых пакетов и другого пластика в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОО «Ельниковский детский сад «Теремок»

Республиканский конкурс творческих работ

«Идея – prof»

Номинация: «Современные образовательные технологии

 в ранней профориентации дошкольников»

Название конкурсной работы:

«Элогический профориентационный

 проект «Авоська»

Авторы: Родичкина О. Н.- воспитатель

Мартышкина В. В. –

 музыкальный руководитель

с. Ельники 2019г.

Экологический профориентационный проект «Авоська»

Современные дети живут в современном мире и подчиняются современным законам. Каждый день начинается  с обмена информацией, дети рассказывают о своей  жизни, об интересных событиях, делятся своими наблюдениями и новостями.

Идея проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители

Задачи:

  • обобщение знаний о профессиях модельера, швеи, раскройщика, эколога;
  • закрепление навыков соотнесения атрибутов по принадлежности к той или иной профессии;
  • «погружение» в практические ситуации для знакомства с деятельностью эколога, модельера, декоратора;
  • учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях;
  • развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности.

Занимаясь не один год вопросами экологического и профориентационного воспитания,  детей дошкольного возраста, мы стремимся приобщать детей и их родителей к бережному отношению к природе, ознакомлению с миром профессий. Мы подняли проблему повсеместного и чрезмерного использования полиэтиленовых пакетов и другого пластика в мире. Использованный полиэтилен можно увидеть не только в мусорных баках, но и в парках, лесах, скверах. Полиэтилен практически не разлагается, что приводит к чудовищному загрязнению воды, земли и воздуха, образованию не перерабатываемых свалок в наших дворах, городах, поселках лесах. Из-за этого нарушается экологический баланс в природе, от которого страдают животные, птицы, человек и его здоровье. Но все это можно использовать как вторичное сырье.  Полиэтиленовые пакеты, картонные коробки, газеты, журналы имеют место быть использованы много-много раз – это новогодние маскарадные костюмы, различные  сумочки и др.

Для начала мы с детьми уточнили, люди каких профессий могут участвовать в создании костюмов и сумок. И люди, какой профессии следят за экологической обстановкой на земле. Для этого мы в группе поместили плакат-панно под названием «Кто такой модельер,  швея, раскройщик и эколог?».  (Приложение 1). Разделили его пополам  и вместе с детьми на одной стороне листа поместили характеристики профессии, а на другой качества людей, которые необходимо иметь для выполнения работы модельера, раскройщика,  швеи и эколога. Тут же мы решили, что было бы здорово, испытать себя в этих ролях. Детям было предложено с помощью рисунков и картинок создать «Рассказ-описание о профессии модельера, швеи и закройщика, эколога с опорой на план»:

  • Как называется профессия?
  • Какие действия выполняет данная профессия?
  • Какими инструментами пользуется?
  • Какие качества нужны человеку этих профессий?
  • Какими знаниями должен обладать человек этой профессии?
  • Дополнительные сведения о профессии.

Дети презентовали свои рассказы и оформили их в альбом «Кто такие модельер, швея  и раскройщик?»

После того как дети усвоили алгоритм ведения интервью и стали уверенными, мы организовали экскурсию  в «Ателье бытовых услуг».  

Вот мы и пришли с вами в это необычное место.

   Мы вошли с вами в холл ателье – это помещение, которое предназначено для ожидания оформления своего заказа и многого другого. Посмотрите вокруг. Вот перед нами стол, за которым сидит приемщик.

   Он встречает посетителей. Если они приходят без своей ткани, то предлагают изучить виды тканей, которые находятся на этой стойке. Это только образцы. А сами большие рулоны различных тканей находятся на специальном складе. Люди говорят, чтобы им хотелось сшить и тогда приходит модельер - закройщик. Его еще называют закройщик - универсал. Потому что он может смоделировать одежду и раскроить ее.

  После заказчик проходит в примерочную, где с него снимают мерки. Потом закройщик рассчитывает, сколько ткани нужно на пошив изделия. И только после этого клиент подходит к приемщику и оформляет заказ. Ему выдается квитанция в которой указывается что человек заказывает и сколько это будет стоить.

   Нам очень интересно посмотреть на примерочную (дети осмотрели примерочную).

  Давайте заглянем в помещение, где работают закройщики. Посмотрите, какие у них большие и широкие столы. Такие вы точно никогда не видели. На столах удобно делать выкройки из бумаги и раскраивать одежду. Ведь размеры у одежды бывают разные - чтобы все детали кроя поместились и было удобно резать ткань. Для работы закройщику нужны определенные предметы.  

   Мы видим разные лекала, большие линейки, мелки - это все нужно для того чтобы точно сделать выкройку будущей одежды.

   Дальше мы с вами пройдем в пошивочный цех, где уже изготавливают разную одежду.

   Портные шьют одежду на заказ. Мы видели, как закройщик принес раскроенную вещь и теперь здесь его будут шить.

   Атрибуты, необходимые швее:  иголки, нитки, наперсток ,английские булавки.  Только сметанные детали сострачиваются на швейной машинке. После пристраивания   обязательно швы нужно проутюжить, так как в готовом изделии это трудно будет сделать. После того как заказ сошьется к нему пришиваются пуговицы или другие декоративные предметы.

 Дети, сколько профессий мы сегодня узнали. Какая взаимосвязь между этими профессиями. Как важна слаженность работы в ателье. Посмотрите вокруг, что еще вы видите интересного?

Исходя из данной темы и дальнейшего использования полиэтиленовых пакетов мы подвели детей к профессиям, которые участвуют во второй жизни данного материала.

Современные требования к организации образовательной деятельности побуждают воспитателей предлагать детям интересные и увлекательные формы взаимодействия. Мы предлагаем, познакомится с одним из способов организации образовательной деятельности с использованием технологии проектной деятельности и с организацией самостоятельной практической деятельности детей в центрах активности:

  • Центр эскиза – профессия модельер

Атрибуты: листы бумаги, карандаши, фломастеры

Задание: рисование одежды и предметов быта. Ребенку предлагается нарисовать эскиз новогоднего маскарадного костюма из бросового материала: полиэтиленового пакета, картонной коробки, газет, журналов.

  • Центр творчества – профессия художник декоратор.

Атрибуты: нарисованный костюм и сумка, элементы украшений (звездочки, цветочки, блестки), клей, кисть для клея.

Задание: украсить маскарадный костюм и сумку элементами декора. Ребенку предлагается приклеить к задуманному костюму элементы, украшающие его.

  • Центр создания костюма – профессия раскройщик

Атрибуты: полиэтиленовые пакеты, картонные коробки,  газеты, журналы, фольга, и другие материалы вторичного сырья.

Задание:  создать образ костюма. На предложенный эскиз костюма подобрать подходящий материал к костюму и рассчитать его необходимое количество.

  • Центр сюжетно-ролевых игр – профессия эколог

Атрибуты: глобус, термометр, вторичное сырье, дидактические игры

Задание: проверить чистоту и температурный режим на территории детского сада.

В данных центрах дети узнают о профессии, приобретают различные навыки присущие тому или иному виду деятельности детей

Во время беседы мы провели  с детьми дидактическую игру с использованием ТРИЗ – технологии «Хорошо-плохо»  и вместе с детьми составили таблицу.

Хорошо

Плохо

Полиэтиленовые

пакеты

удобно носить покупки из магазина

мало весят

складываются в маленький комочек и помещаются в карман

бывают красивые цвета и рисунки

«в дырявые мама складывает мусор»

если тонкие, то быстро рвутся и выпадает содержимое

громко шуршат, «пугают маленького братика»

рвутся ручки

облезает краска и пачкает руки

загрязняют окружающую среду

угроза отравления для животных, в том числе и домашних («коша грызет ручки и ей становится плохо»)

Бумажные пакеты

красиво выглядят

не помнется рисунок, быстро разлагается

порвется, если попасть под дождь

Бахилы

 - защищают помещение от грязи

тонкие,

 быстро рвутся, спадают

если лопнула резиночка,

загрязняют окружающую среду,

угроза отравления для животных

Вывод: пластиковые пакеты действительно очень засоряют наши села и города, но ими все пользуются, потому что они удобны для похода в магазин.

Вопрос: Чем мы можем заменить полиэтиленовые пакеты, когда мы идем в магазин? Дети предложили сразу несколько вариантов:  тканевые сумочки, рюкзачки, тележки, корзины, не очень большие дорожные сумки.

Давайте поинтересуемся у наших бабушек и дедушек, с чем они ходили в магазин, когда не было полиэтиленовых пакетов?

        Это стало домашним заданием, которое дети с удовольствием выполнили, подробно расспросив своих родственников и знакомых. А те в свою очередь, рассказали, что раньше сумки «в народе» называли «авоськи».

«Историю авоськи» нам поведали пришедшие в группу бабушки. Они рассказали детям о том, как раньше еще в своем детстве использовали сетчатые сумочки «авоськи» для походов в магазин – они были легкие, мягкие и помещались в карман школьного фартука. Продукты в то время заворачивали в бумажные кульки или продавали в бумажных пакетах. Грязные бумажные пакеты, а также газеты складывались возле печки и использовались для растопки печки. Рукодельницы того времени вязали сумочки-авоськи крючком, а модницы шили комплекты из ткани: юбка-сумочка, платье-сумочка.

        После увлекательной беседы была  проведена игра «На что похожа сетка-авоська?» дети отвечали: «На сачок для бабочек», «На сетку для ловли рыбы». И все вспомнили сказку А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» и невод, в котором старик вытаскивал из моря рыбку.

        А завершили встречу с бабушками ТРИЗ-игрой «Хорошо-плохо», в которой выбрали самую удобную, по мнению детей, сумочку.

Хорошо

Плохо

Сетчатая авоська

легкая

складывается в карман

можно стирать

- мелкие предметы будут выпадать

- видно что лежит

Бумажный пакет

легкий

имеет ровную форму

 может складывать рисунки, чтоб не помялись

- быстро порвется

- промокает под дождем и развалится

- нельзя положить в карман

- нельзя стирать

Вязаная авоська

красивая

можно стирать

- нельзя положить в карман

 - мелкие предметы будут выпадать

Авоська из ткани

легкая

складывается в карман

красивая

можно стирать

Вывод: Сумка –авоська удобна, сумкой-авоськой можно заменить пластиковые пакеты, но чтобы не выпадали мелкие предметы из дырочек сетки, нужно использовать авоськи из ткани.

Таким образом, получив историческую и практическую информацию, было принято решение заменить пакеты сумочками из ткани – авоськами. Но как это сделать? Нужно спросить у того, кто знает – у взрослых.

Сначала мы пошли на экскурсию в прачечную и познакомились с настоящей швейной машинкой.

        После этого в группе дети с помощью воспитателей сделали выкройку будущей авоськи, вырезали ее, сделали несколько копий и разложили на ткани. Сами аккуратно раскроили ткань.Дети с удовольствием кроили, надрезали, связывали и т.д.

        В рамках нашего проекта были выполнены эко-сумки. С помощью мам сметали. Шитье «авосек» доверили взрослым, а вот резинки в бахилы дети вставляли и затягивали сами.

        Для того чтобы презентовать наш проект, обратить на себя внимание и агитировать за уменьшение использовать пластиковых пакетов и бахил мы с детьми придумали и нарисовали агитационные плакаты и написали призывные слоганы: «Нам пакеты, не нужны, мы с авоською дружны», «Даже если хилый – надевай бахилы», «Землю засорять нельзя, шей авоську для себя»

В результате совместной деятельности с родителями мы устроили показ маскарадных костюмов из бросового материала. Были придуманы очень необычные решения использования пакетов, картонных коробок, пластиковой посуды, газет, журналов и т. д. (Приложение 3)

Сегодня в мире моды много направлений, поэтому каждый костюм будет необычный и неповторимый! Модели делаются просто, быстро и легко. Не требуется особых затрат, так как в ход идут подручные материалы. В этом сезоне в моде всевозможные и невозможные аксессуары.Что за прелесть! Сколько вкуса! Как наряды хороши! В них фантазия и юмор. Виден в них полёт души.

Вывод: в  процессе долгосрочного экологического профориентационного проекта «Авоська» дети узнали о профессиях, обрели навыки людей данных профессий. Дети стали бережнее относится к природе. Природа – это неиссякаемый источник духовного обогащения детей.  Люди могут погубить природу, если в ближайшее время не научатся бережно относиться к ней.

Приложение 1

Профессии

Характеристики профессии

Качества людей

1.

Модельер

Модельер придумывает идеи для одежды, аксессуаров и обуви, разрабатывает чертежи и запускает их в производство.

Умеет фантазировать, рисовать и шить.

2.

Закройщик

Закройщик может работать с различными тканями, натуральной или искусственной кожей и даже мехом.

Интерес к моде;

хорошее зрение;

развитая зрительная память;

наблюдательность;

хорошая мелкая моторика;

трудолюбие;

умение работать в команде;

умение находить подход к клиентам;

ответственность;

исполнительность.

3.

Швея

Швея занимается пошивом и ремонтом одежды как вручную, как и с помощью специальных машин.

В её руках пуговицы, кружева, лоскуты ткани и т. д. превращаются в вещи.

4.

Эколог

Эколог изучает последствия тех или иных событий, влияющих на окружающую среду, следит за правильной утилизацией различных отходов, ведет контроль вредных производств.

Стрессоустойчивость;

ответственность;

аккуратность (нельзя допускать ошибки);

аналитический склад ума;

увлечение живой природой, способность к научному творчеству;

умение работать в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Региональный конкурс народного творчества "Авоська 74"

Сеточка - авоська, один из главных символов 50-80 гг. XX века. Свою историю сетка-авоська ведет аж с 30-х годов. Вообще-то сетка-авоська была весьма удобной. Складывается и легко помеща...