Опыт работы по формированию социально - коммуникативных навыков у дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)
Описание опыта работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с активным привлечением родителей на основе сотрудничества и взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_yu.v.basenkova.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Полянка»
Описание опыта работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с активным привлечением родителей на основе сотрудничества и взаимодействия.
Составила: Басенкова Юлия Викторовна, воспитатель, первая квалификационная категория. |
г. Пестово
2019 год
Ключевые слова: Дошкольник, общение, игра, родители, сотрудничество.
“…Ничего нет выше, и сильнее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь» Ф.М.Достоевский. |
Общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учёт их в ходе общения. Общение с ребенком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду и в общении с взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями. Я уверена, чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущем.
Используя метод целенаправленного наблюдения за детьми, я отметила, что дети часто в силу своих личностных особенностей (агрессивность, застенчивость, конфликтность) неадекватно выражают свои чувства, испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми.
Изучив психолого-педагогические исследования таких авторов, как: У.В. Ульенкова, В.И.Лубовский, С.Г. Шевченко, и др., я выделила ряд причин, по которым у детей возникают трудности в общении.
Это, в первую очередь несформированность возрастных норм общения, неразвитость его структурных компонентов, а также замедленный темп и качественное своеобразие эмоционально-личностного развития.
Совместно с педагогами учреждения провела мониторинг сформированности основных ключевых компетентностей детей моей группы. Особое внимание при анализе обратила на сформированность социально-коммуникативных навыков у детей, как дети овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, и определила зону образовательных потребностей каждого воспитанника.
Являясь руководителем ТГ детского сада, совместно с другими педагогами составила план индивидуального сопровождения ребенка с высоким уровнем развития и ребенка, имеющего трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, применила различные методы и приемы, подобрала методическое обеспечение и привлекла к активному участию родителей.
Учитывая все факторы, разработала систему коррекционных мероприятий, включающую в себя целенаправленное формирование социально-коммуникативных навыков у детей, а также включение родителей в образовательную деятельность на основе сотрудничества и взаимодействия.
Во-первых, широко применяла в своей работе игры без слов, описанные в технологии В.А. Недоспасовой. Эти игры направлены на понимание другого человека и развитие внимания к невербальным формам общения. Известные литературные персонажи помогали ребенку понять состояние другого человека, активнее использовать язык общения, адекватно действовать в социальных ситуациях.
Организуя совместную деятельность, применяла как традиционные, так и не традиционные средства развития: сказкотерапию, психогимнастику, артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастики, точечный массаж, логоритмику.
Во всех видах деятельности поддерживала познавательную активность детей. Не просто сообщала ребёнку интересные сведения, а старалась включить его в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Для этого стимулировала его собственные вопросы, подводила его к правильным ответам, а также хвалила за интересные вопросы и обязательно отвечала на них.
Учитывая особенности моих воспитанников (работаю с детьми с общим недоразвитием речи) изучила в журнале «Дефектология» (№2 2006г.) авторскую программу утренней гимнастики с элементами логоритмики «Веселые путешественники», стала использовать ее в своей работе, так как она нацелена на комплексное развитие и координацию двигательной и речевой активности.
Для формирования чувства принадлежности к группе, сотрудничества, социального доверия, использую коммуникативные игры, представленные в пособии Ю.В. Полякевич и Г.Н.Осиной «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет».
Используя игровую технологию И.А.Зверевой, подобрала упражнения на развитие умений активно слушать, перерабатывать информацию и воспитание навыков культурного общения.
Большое значение придаю общению детей во время сюжетно-ролевых игр. Играя вместе с детьми, стимулирую их самостоятельно задумывать сюжет и продумывать содержание игры, распределять роли и подбирать игровой материал.
Проектный метод, используемый в организации совместной деятельности, помог в развитии у моих воспитанников таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать свою деятельность. Участвуя в проектах, дети научились познавательно – исследовательской деятельности, у них расширился кругозор. Выполнение дома, вместе с родителями, заданий способствовало развитию детского творчества и приобщению ребенка к миру книг. Результатами проектов стали выставки, коллажи и праздники, проведённые совместно с родителями.
Игровое проектирование проблемных ситуаций – как повседневное творчество педагога дало в дальнейшем ощутимые результаты. Я начала приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогали ребятам установить причины и их последствия. Для выбора темы обсуждения пользовалась ситуациями из жизни детей группы.
Экскурсии, речевые, дидактические и настольные игры, а также решение проблемных ситуаций, разбор путаниц – способствовали развитию умения слушать собеседника, эмоционально сопереживать и что более значимо – развитию таких психических процессов, как память, мышление, внимание, восприятие, воображение.
Учитывая индивидуальные особенности детей, использую методы коррекционно-педагогической работы, такие как различные виды игр для самостоятельного и свободного отношения с другими детьми, метод поручений, беседы на этические темы, чтение художественной литературы.
Все используемые в работе игры систематизировала и оформила в картотеку, как игры на развитие связной речи и речевого общения.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «участниками образовательных отношений» определены – «обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники». Я придерживаюсь мнения, что семья ребенка является первым и самым важным педагогом в его жизни, а педагоги дошкольного учреждения - первыми помощниками родителей в образовании и воспитании их детей.
Чтобы выяснить потребности родителей, а в дальнейшем наметить общие дела, я провела анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка», родительские собрания «Умеете ли вы общаться со своим ребенком? », « О том, чему мы научились». Проанализировав ответы родителей, я составила план взаимодействия с ними.
Составила индивидуальные консультации (Гиперактивный, застенчивый, конфликтный ребенок), оформила информационные стенды.
Подготовила всем родителям памятки «Игры по дороге домой», «Игры на кухне» , а также рекомендации по созданию развивающей среды в семье.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Сегодня, в век информационных технологий, активно использую такую форму работы, как «группа в контакте», где родители могут ежедневно получать информацию о том, чем занимаются дети в детском саду в течение дня. Сами родители с удовольствием общаются между собой, задают вопросы воспитателям и логопеду, вносят предложения по поводу проведения праздников, участия в выставках, как групповых, так и районных.
Участие семей в конкурсах, выставках не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию, я заранее вывешиваю яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают материалы, рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.
Постоянно использую самую популярную и любимую, нами как воспитателями, так и родителями форму работы – досуговую. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий «Мама, папа и я спортивная семья». В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «День бега», «Все на лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Я заметила, что родители моих воспитанников активно помогают в ходе реализации проектов, приходят в группу на «Встречи с интересными людьми», участвуют в праздниках и экскурсиях. Родители стали лучше понимать потребности и переживания своих детей, их интересы, а главное – строить воспитание и развитие растущего человека на основе взаимопонимания, любви и уважения к ребёнку.
Мониторинговый срез в конце года показал более высокий уровень развития социально-коммуникативных навыков воспитанников моей группы, я уверена, что это результат нашей совместной деятельности с родителями.
У большинства детей произошло преодоление речевой и коммуникативной робости, суждения детей стали более полными, с помощью слова они стали выражать свои мысли, чувства, эмоции. Значительно расширился опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Ссылки на источники.
Л.Н.Галигузова, Е. О.Смирнова ” Искусство общения с ребёнком” Издательство ” Аркти”, Москва 2004г.
М.А.Панфилова ” Игротерапия общения” Издательство ГНОМ и Д, Москва 2000г.
Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина ” Учим детей общению” Ярославль, Академия развития 1997г.
Ю.В.Гиппенрейтер ” Общаться с ребенком. Как? “ Москва, “ЧеРо”2004г.
Г.А.Широкова “ Школа общения для дошкольников” Издательство Феникс, 2012г.
В.Холмогорова, Е.Смирнова ” Развитие общения детей со сверстниками” Издательство Мозаика - Синтез ,2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...
"Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры" презентация
презентация...
Формирование социально-коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи
План работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи в процессе изучения лексических тем...
Использование элементов логоритмики в различных направлениях работы логопеда по формированию речевых и социально-коммуникативных навыков у дошкольников с ТНР
Развитие общей и мелкой моторики...
опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»
laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...
Консультация для воспитателей "Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста (из опыта работы)."
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характерист...
- Мне нравится (2)