Опыт работы по формированию социально - коммуникативных навыков у дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)

Басенкова Юлия Викторовна

Описание опыта работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с активным привлечением родителей  на основе сотрудничества и взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_yu.v.basenkova.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Полянка»

Описание опыта работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с активным привлечением родителей  на основе сотрудничества и взаимодействия.

Составила:                                                                              Басенкова Юлия Викторовна,

воспитатель, первая квалификационная категория.

                                                                       

г. Пестово

2019 год

 

Ключевые слова: Дошкольник, общение, игра, родители, сотрудничество.

“…Ничего нет выше,  и сильнее,  и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное                                       ещё из детства,  из родительского дома. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь»           

Ф.М.Достоевский.

                                               

        Общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование  мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учёт их в ходе общения. Общение с ребенком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду и в общении с взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями. Я уверена, чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущем.    

         Используя метод целенаправленного  наблюдения за детьми, я отметила, что дети часто в силу своих личностных особенностей (агрессивность, застенчивость, конфликтность) неадекватно выражают свои чувства, испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми.

       Изучив психолого-педагогические исследования таких авторов, как:  У.В. Ульенкова,  В.И.Лубовский, С.Г. Шевченко, и др., я выделила ряд причин, по которым у детей возникают трудности в общении.

Это, в первую очередь несформированность возрастных норм общения, неразвитость его структурных компонентов, а также замедленный темп и качественное своеобразие эмоционально-личностного развития.

        Совместно с педагогами учреждения провела мониторинг сформированности основных ключевых компетентностей детей моей группы. Особое внимание при анализе обратила на сформированность социально-коммуникативных навыков у детей, как дети овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, и определила зону образовательных потребностей каждого воспитанника.

 Являясь руководителем ТГ детского сада, совместно с другими педагогами составила план индивидуального сопровождения ребенка с высоким уровнем развития и ребенка, имеющего трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, применила различные методы и приемы, подобрала методическое обеспечение и привлекла к активному участию родителей.

        Учитывая все факторы, разработала систему коррекционных мероприятий, включающую в себя целенаправленное формирование социально-коммуникативных навыков у детей, а также включение родителей в образовательную деятельность на основе сотрудничества и взаимодействия.

Во-первых, широко применяла в своей работе игры без слов, описанные в технологии В.А. Недоспасовой. Эти игры направлены на понимание другого человека и развитие внимания к невербальным формам общения. Известные литературные персонажи помогали ребенку понять состояние другого человека, активнее использовать язык общения, адекватно действовать в социальных ситуациях.

        Организуя совместную деятельность, применяла как традиционные, так и не традиционные средства развития: сказкотерапию, психогимнастику, артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастики, точечный массаж, логоритмику.                                                                                                                                                   

Во всех видах деятельности поддерживала познавательную активность детей. Не просто сообщала ребёнку интересные сведения, а старалась включить его в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Для этого стимулировала его собственные вопросы, подводила его к правильным ответам,  а также хвалила за интересные вопросы и обязательно отвечала на них.  

         Учитывая особенности моих воспитанников (работаю с детьми с общим недоразвитием речи) изучила в журнале «Дефектология» (№2 2006г.) авторскую программу утренней гимнастики с элементами логоритмики «Веселые путешественники», стала использовать ее в своей работе, так как она нацелена на комплексное развитие и координацию двигательной и речевой активности.

Для формирования чувства принадлежности к группе, сотрудничества, социального доверия, использую коммуникативные игры, представленные в пособии Ю.В. Полякевич и Г.Н.Осиной «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет».

Используя игровую технологию  И.А.Зверевой, подобрала упражнения на развитие умений активно слушать, перерабатывать информацию и воспитание навыков культурного общения.

Большое значение придаю общению детей во время сюжетно-ролевых игр. Играя вместе с детьми, стимулирую  их самостоятельно задумывать сюжет и продумывать содержание игры, распределять роли и подбирать игровой материал.

        Проектный метод, используемый в организации совместной деятельности, помог в развитии у моих воспитанников таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать свою деятельность. Участвуя в проектах, дети научились познавательно – исследовательской деятельности, у них расширился кругозор. Выполнение дома, вместе с родителями, заданий способствовало развитию детского творчества и приобщению ребенка к миру книг. Результатами проектов стали выставки, коллажи и праздники, проведённые совместно с родителями.                                                                

        Игровое проектирование проблемных ситуаций – как повседневное творчество педагога дало в дальнейшем ощутимые результаты. Я начала приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных  вариантов выхода из них, планированию действий, которые  помогали  ребятам  установить причины и их последствия. Для выбора темы обсуждения пользовалась ситуациями из жизни детей группы.

        Экскурсии, речевые, дидактические и настольные игры, а также решение проблемных ситуаций, разбор путаниц – способствовали развитию умения слушать собеседника, эмоционально сопереживать и что более значимо – развитию таких психических процессов, как память, мышление, внимание, восприятие, воображение.

        Учитывая индивидуальные особенности детей, использую методы коррекционно-педагогической работы, такие как различные виды игр для самостоятельного и свободного отношения с другими детьми, метод поручений, беседы на этические темы, чтение художественной литературы.

Все используемые в работе игры систематизировала и оформила в картотеку, как игры на развитие связной речи и речевого общения.

        Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» «участниками образовательных отношений» определены – «обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники». Я придерживаюсь мнения, что семья ребенка является первым и самым важным педагогом в его жизни,  а педагоги дошкольного учреждения - первыми помощниками родителей в образовании и воспитании их детей.

 Чтобы выяснить потребности родителей, а в дальнейшем наметить общие дела, я провела анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка», родительские собрания   «Умеете ли вы общаться со своим ребенком? », « О том, чему мы научились». Проанализировав ответы родителей, я составила план взаимодействия с ними.

Составила  индивидуальные консультации (Гиперактивный, застенчивый, конфликтный     ребенок), оформила информационные стенды.

Подготовила  всем родителям памятки «Игры по дороге домой», «Игры на кухне» , а также рекомендации по созданию развивающей среды в семье.

 Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Сегодня, в век информационных технологий, активно использую такую форму работы, как «группа в контакте», где родители могут ежедневно получать информацию о том, чем занимаются дети в детском саду в течение дня. Сами родители с удовольствием общаются между собой, задают вопросы воспитателям и логопеду, вносят предложения по поводу проведения праздников, участия в выставках, как групповых, так и районных.

Участие семей в конкурсах, выставках не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию, я заранее вывешиваю яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают материалы, рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Постоянно использую самую популярную и любимую, нами как воспитателями, так и родителями форму работы – досуговую. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий «Мама, папа и я спортивная семья».  В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «День бега», «Все на лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Я заметила, что родители моих воспитанников активно помогают в ходе реализации проектов, приходят в группу на  «Встречи с интересными людьми», участвуют в праздниках и экскурсиях. Родители стали лучше понимать потребности и переживания  своих детей, их интересы, а главное – строить воспитание и развитие растущего человека на основе взаимопонимания, любви и уважения к ребёнку.

Мониторинговый срез в конце года показал более высокий уровень развития социально-коммуникативных навыков воспитанников моей группы, я уверена, что это результат нашей совместной деятельности с родителями.

У большинства детей произошло преодоление речевой и коммуникативной робости, суждения детей стали более полными, с помощью слова они стали выражать свои мысли, чувства, эмоции. Значительно расширился опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Ссылки на источники.                                                                                                                                                                

Л.Н.Галигузова, Е. О.Смирнова ” Искусство общения с ребёнком” Издательство ” Аркти”, Москва  2004г.                                                                                                                                                        

М.А.Панфилова ” Игротерапия общения” Издательство  ГНОМ и Д, Москва                                        2000г.                                                                                                                                                                          

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина ” Учим детей общению” Ярославль, Академия  развития 1997г.                                                                                                                                                

Ю.В.Гиппенрейтер ” Общаться с ребенком. Как? “   Москва, “ЧеРо”2004г.                                                

Г.А.Широкова  “ Школа общения для дошкольников”  Издательство Феникс, 2012г.                                                                                                                                                                        

В.Холмогорова, Е.Смирнова ” Развитие общения детей со сверстниками”  Издательство Мозаика  -  Синтез ,2008г.                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Формирование социально-коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи

План работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у  дошкольников с нарушением речи в процессе изучения лексических тем...

опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»

laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...

Консультация для воспитателей "Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста (из опыта работы)."

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характерист...

Обобщённый педагогический опыт педагога Тема опыта: «Формирование социально - коммуникативных навыков по средствам познавательного развития»

Обобщённый педагогический опыт педагогаТема опыта: «Формирование социально - коммуникативных навыков по средствам познавательного развития»Идея опыта: Формирование  социально - к...