Обобщённый педагогический опыт педагога Тема опыта: «Формирование социально - коммуникативных навыков по средствам познавательного развития»
материал (старшая группа)

Обобщённый педагогический опыт педагога

Тема опыта: «Формирование социально - коммуникативных навыков по средствам познавательного развития»

Идея опыта: Формирование  социально - коммуникативных  навыков  у детей посредством  познания окружающего мира.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщённый педагогический опыт педагога

Тема опыта: «Формирование социально - коммуникативных навыков по средствам познавательного развития»

Идея опыта:

Формирование социально - коммуникативных навыков у детей посредством познания окружающего мира.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность проблемы связана с тем, что социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Задачи:

-развитие игровой деятельности у детей;

-освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений;

-создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-развитие коммуникативных навыков;

-формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотизма чувства принадлежности к мировому сообществу.

Учитывая задачи, которые стоят перед социально – коммуникативным развитием и познавательным развитием, можно сделать вывод о теснейшей интеграции областей. И развитие социально – коммуникативных навыков не возможно без познания окружающего мира.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании условий и применение различных видов совместной деятельности взрослого и ребенка для развития социально - коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через, познавательное развитие.

Новизна состоит в усовершенствовании существующей практики:

- разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение педагогических задач.

- в усовершенствовании отдельных сторон педагогической деятельности;

- в комбинации элементов и известных методик.

Адресная направленность опыта:

рекомендовано использовать этот опыт всем воспитателям, родителям, а так же всем, кто интересуется вопросами социального развития и коммуникативных навыков детей.

Область применения опыта (в группах для детей от 3 до 7 лет).

Трудоёмкость опыта.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Механизм работы над темой

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Изучить программно-методическую литературу по познавательному и социально коммуникативному развитию.

Подобрать информационные материалы.

Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения,

литературный материал

Подготовить анкеты для родителей.

Проведение НОД с детьми с применением интегрированного метода.

Дидактические и

сюжетно – ролевые игры, игры по методике телефонного разговора пальчиковые игры.

Чтение сказок, рассказов

Экскурсии, наблюдения.

Консультация для родителей

Обобщение результатов.

Анализ, закрепление, полученных представлений.

Формулирование выводов.

Этапы работы:

1 этап - подготовительный

  • Определение цели и задач
  • Создание необходимых условий для реализации
  • Разработка соответствующего плана по НОД
  • Подбор игр отвечающих поставленным задачам
  • Проведение анкетирования родителей , обработка результатов

2 этап - основной (практический)

  • Проведение занятий
  • Проведение игр с целью закрепление знаний, практического применения навыков и знаний.
  • Использование предметно пространственной среды для развития познавательных интересов, игровой деятельности и как следствие развитие социально – коммуникативных навыков
  • Консультации для родителей

3 этап – заключительный (аналитический)

  • Обработка результатов по реализации данной темы
  • Выводы

Для того, чтобы грамотно подойти к организации работы по формированию социально - коммуникативных навыков посредством познавательного развития за основу взят интегрированный метод.

Форма проведения:

• вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

• стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

• повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Это могут быть:

• учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;

• наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;

• игры: дидактические, словесные, подвижные, сюжетно – ролевые и др.

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра - самая естественная деятельность детей.

Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности.

В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: познавательное, социальное, психическое, эмоциональное.

Из существующего многообразия игр, в данной работе уделяется особое внимание

  • дидактическим играм по познавательному и социально – коммуникативному развитию («Цветок вежливости», «Уроки этикета» «Хорошо – плохо», «Чувства», «Кто где работает» и др. ) (В приложении)
  • играм по методике телефонного разговора, ( в приложении)
  • пальчиковые игры (для запоминания различных предметов и явлений, деления предметов на категории). «Кто спит зимой?», «Поздняя осень», «Посуда», «Посуда», «Круглый год», «Транспорт» и др. (В приложении)
  • сюжетно ролевые игры, «Семья», Дочки – матери», «Магазин» и др.

Формирование социально - коммуникативной навыков, будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

  • Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • Обучение умению слушать и слышать другого;
  • Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
  • Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
  • Формирование чувства симпатии между участниками общения;
  • Развитие умения анализировать ситуацию.

Формирование личностных предпосылок:

- сформированность познавательной и социальной мотивации;

- сформированность адекватной самооценки;

Инициативность детей:

- умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование сотрудничества:

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение строить понятные для партнёра высказывания;

- умение строить монологическое высказывание;

- умение вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- умение слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- умение учитывать позицию собеседника при работе в паре, коллективе;

- умение принимать различные позиции во взаимодействии;

- активное и заинтересованное участие в совместной деятельности.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей.-М.:ТЦ Сфера, 128с.
  2. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М., 1992.
  3. Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.
  4. Вахрушева А.А. и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Метод, рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. М., 2003.
  5. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5—7 лет. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 192 с. (Библиотека современного детского сада).
  6. Катаева Л.И., Комова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру / Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. М., 2000.
  7. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. 2-е изд., перераб. и доп., / Под ред. О. С. Ушаковой.- М.:ТЦ Сфера, 2012. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР»

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место приз...

«Музыкальная терапия, как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка»

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОБСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ...

Сообщение из опыта работы: «Формирование социально-коммуникативных навыков через музыкальную деятельность».

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....

Опыт работы по формированию социально - коммуникативных навыков у дошкольников.

Описание опыта работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с активным привлечением родителей  на основе сотрудничества и взаимодействия....

опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»

laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...

Консультация для воспитателей "Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста (из опыта работы)."

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характерист...

Тема по самообразованию: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"

Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание  условий, позволяющих развертывать ...