Конспект НОД «Как колосок хлебом на стол пришёл»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Аксёнова Нина Александровна

Цель: Показать детям, что хлеб основа жизни человека, дать им знания о том, как на наших столах появляется хлеб.

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 

ОО ФГОС ДО  «Познавательное развитие», задачи:

- Формировать первичные представления о важности и значимости хлеба, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

ОО ФГОС ДО « Социально- коммуникативное развитие», задачи:

- Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

- Активизировать словарь детей за счёт слов: хлеб-хлебороб, трактор -тракторист,  комбайн-комбайнер, пшеница- пшеничный хлеб, рожь- ржаной хлеб, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, ингредиенты, зерновые культуры, щепотка, сито, дрожжи.

- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь детей, развивать речевое творчество детей, продолжать знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.детей старшей группы....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kak_kolosok_hlebom_na_stol_prishyol.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

структурное подразделение муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение Туруновская средняя общеобразовательная школа

НОД по ФГОС ДО « Познавательное развитие»

Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Конспект непрерывной образовательной деятельности

« Как  колосок хлебом на стол пришёл» для детей старшей группы.

Автор конспекта ННОД

          Воспитатель:

 Аксёнова Нина Александровна

Туруновка 2019 г

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей по ФГОС Д О « Познавательное развитие», ознакомлению с предметным и социальным окружением. Конспект ННОД  «Как колосок хлебом на стол пришёл» для детей старшей группы.

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Показать детям, что хлеб основа жизни человека, дать им знания о том, как на наших столах появляется хлеб.

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.  

ОО ФГОС ДО  «Познавательное развитие», задачи:

- Формировать первичные представления о важности и значимости хлеба, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

-Развивать воображение и творческую активность, логическое мышление, внимание, память.

- Изучить объект появления хлеба из зерна. Создать условия для исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми свойствами муки.

ОО ФГОС ДО « Социально- коммуникативное развитие», задачи:

- Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, желание работать в коллективе.

ОО ФГОС ДО « Речевое развитие», задачи:

- Активизировать словарь детей за счёт слов: хлеб-хлебороб, трактор -тракторист,  комбайн-комбайнер, пшеница- пшеничный хлеб, рожь- ржаной хлеб, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, ингредиенты, зерновые культуры, щепотка, сито, дрожжи.

- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь детей, развивать речевое творчество детей, продолжать знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

ОО ФГОС ДО « Художественно- эстетическое развитие», задачи:

- Формировать восприятие музыки, художественной литературы, жанров фольклора.

- Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, музыкальной, исследовательской).

ОО ФГОС ДО « Физическое развитие», задачи:

 - Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук.

- Развивать координацию движений.

Использование современных образовательных технологий:

Здоровьесберегающие технологии:

-Релаксационное упражнение «Солнышко».

- Технология музыкального сопровождения: музыка « Лебединая верность».

ИКТ- технология:

- презентация «Как колосок хлебом на стол пришёл?».

Проблемно-игровые технологии:

- Проблемная ситуация познавательной направленности « Бублики и хлеб на дереве растут?».

- Игровая технология: малоподвижная игра « Дождик»;  

- Подвижная игра физической направленности: игра « Комбайнёры».

- Технология исследовательской деятельности: экспериментально - исследовательская деятельность познавательной направленности: « Как появился колосок?» опыты: «Сделай сам муку», «Мы замесим тесто».

-  Информационно- коммуникативная технология: проблемные ситуации речевой направленности:

- Дидактическая игра « Закончи пословицу»;

- Загадки;

- Чтение стихов детьми;

- Обсуждение с детьми, прочтённого стихотворения С. Михалкова « Булка».

Предметно-пространственная развивающая среда темы ННОД: комната украшена осенними деревьями, дерево с бубликами, сундук с письмом, зерно, колоски, поле пшеничное с колосками объёмными, самовар с кондитерскими изделиями, выставка  книг, стенд с  картинками изображений мучных изделий, картинки колоски, макет снопа пшеничного, макет солнышка, макет тучки.

Материалы и оборудование для проведения НОД:

Кофемолка  электрическая, ноутбук, мольберт. Музыкальное сопровождение ( начало праздника под музыку « Лебединая верность».

Демонстрационный материал: Презентация « Как  колосок  хлебом  на стол пришёл?», слайды с изображением профессий, мука.

Раздаточный материал: Глубокие мисочки с мукой, ложка, влажные  салфетки, стакан с водой, тарелочки для готовых изделий, краски акварельные, кисти, доска для лепки, стеки, фартуки - комплект на каждого ребенка.

Предварительная совместная деятельность: - чтение русских народных сказок « Колобок», « Мужик и медведь», « Лисичкин хлеб» и мн др., слушание русских народных песен, сказок, разучивание народных игр, пословиц, поговорок, разучивание стихов.

Организация детских видов деятельности:

- взаимодействие  ребёнка со взрослым;

- взаимодействие со сверстниками;

- работа в коллективе.

Тип, формы и методы, используемые в НОД: формирующие, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Тип - комбинированный.

Формы – беседа, слово педагога, стихи, загадки, пословицы и поговорки, специальное моделирование ситуации общения, дидактические словесные игры, подвижная  игра, малоподвижная игра, просмотр презентаций, игры- экспериментирования с зерном, мукой, поделки из солёного теста.

Методы – словесный, наглядный, практический, игровой, исследовательский.

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, чтение (восприятие) художественной литературы, изобразительный, познавательно - исследовательский, музыкально- художественный, самообслуживание  и  элементарный бытовой труд.

Ход непрерывной образовательной деятельности

  1. Организационная часть:

Под музыку « Лебединая верность»… ( Дети  вместе с воспитателем входят  в комнату). Звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение:

Паутинкой светлой

Улетело лето,

Стало холоднее, и не грянет гром.

Деревца качаются,

Дождик не кончается..

Осень золотистая - хлебом колосистая.

Воспитатель и дети подходят к осеннему дереву и замечают под ним сундук.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, а здесь под деревом сундук какой- то стоит, откроем его и посмотрим, что там находится? (Достаёт блюдце с зерном, колосок).

Воспитатель:- Ребята, что это такое? (Ответы детей)

Воспитатель достаёт из сундука письмо и читает его: «Здравствуйте, мои маленькие друзья! Пишет вам госпожа Осень. Я знаю, что в вашем лесу растёт необычное дерево, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: это действительно так происходит, как вы видите?»

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какое необычное дерево ( на дереве висят бублики, баранки). Что с этим деревом ни так?....

 Воспитатель: -  Конечно, не растут булки на деревьях. А хотите узнать, как появляется хлеб?...

  1. Основная часть:

Воспитатель организует познавательную деятельность с демонстрацией презентации « Как колосок хлебом на стол приходит».

1-2 слайды: Воспитатель:- Из маленьких зёрен ( показывает зёрна пшеницы) растут хлебные колосья. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу.

3 -4 слайды:

Воспитатель: - Ребята, кто пашет поле?..

Что делают потом?..

Воспитатель:- Ребята, что нужно, чтобы взошло наше зёрнышко?... ( дождик)

Проводится  малоподвижная игра« Дождик». Воспитатель в роли дождика ( в руках макет тучки), дети в роли колосков.

Воспитатель читает текст:

Дождик вышел погулять, на поле он пшеничное пришёл, стал поле поливать, стало зерно наливаться силою, выросли колоски  вот такие большие ( дети-колоски встают и раскрывают кисти рук над головой), вот такие красивые, мощные выросли колоски.

Воспитатель: -  Ребята, а что ещё нужно, чтобы  наши зёрнышки выросли?..( солнышко).

Проводится здоровьесберегающая технология: Релаксация «Солнышко»

Воспитатель  выступает в роли солнышка ( в руках макет солнышка), дети колоски. - Ребята, присаживайтесь на стульчики. Вы будете в роли зёрнышек- колосков, а я -Солнышко. Дети закрывают глазки, воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит по голове и они открывают глазки:

Вышло солнышко на поле,

Стало землю пригревать,

Землю пригревает, зёрнышки просыпаются, наливаются, силы набираются,

Колоски просыпаются, наружу стали выходить,

Выросли наши колоски, превратились вот в такое красивое поле.

Воспитатель:- Ребята, скажите созрел урожай, что нужно сделать?..

А кто убирает урожай?..

Проводится подвижная игра « Комбайнёры». Дети в роли комбайнёров, собирают колосья и приклеивают их на макет снопа. Воспитатель читает текст:

Вызрело зерно, созрело поле,

Стали урожай убирать комбайнёры ( дети собирают колоски..).

Тучка приближается, урожай убирается.

Нужно нам всё до колоска убрать.

Вот и убрали поле, собрали урожай .

7-12 слайды: Дети, рассматривая слайды, рассказывают, что поле вызрело, пора убирать урожай и т.д.

13- 14 слайды рассказ воспитателя по слайдам:

- Ребята, убрали урожай, дальше, что с ним делают?.

- Правильно везут на элеватор. Что с ним делают на элеваторе?..

- Правильно сушат. А потом куда везут?..

- На мельницу. Что с ним делают на мельнице?..

- Правильно муку.

Воспитатель: - Ребята, вот мы с вами посмотрели какой трудный путь прошло наше зёрнышко, пока стало колоском, мукой. А  хотите сами  сделать  муку из  зёрнышек и изучить свойства муки? ( ответы детей..)

Практическая часть: Тогда  я  приглашаю вас в нашу лабораторию. Подходите к столу. Этот прибор называется кофемолка,  и сегодня она исполнит роль нашей мельницы, в  которой мы будем перемалывать зерно, чтобы получить муку. Я насыпаю в кофемолку немного зерна, включаю в сеть. Мелим. Получается немного муки. Дети пробуют её на вкус.

Воспитатель: - Ребята, проходите,  надевайте фартуки.  Посмотрите, что у нас на столах?...Воспитатель:- Ребята, все это нам надо для того, чтобы изучить свойства муки. Присаживайтесь за столы. Провожу инструктаж по безопасности. На мольберте висит алгоритм опытов, по ходу работы воспитатель объясняет их значение.

Проводит опыты с мукой:

ОПЫТ №1 «Запах»

Воспитатель: Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах?...

 ( Ставим обозначение «Мука имеет запах»)

Опыт № 2 «Сыпучая»

Воспитатель:  Возьмите ложечку муки, просейте через ситечко.  Что происходит с мукой?..

 ( Ставим обозначение «Мука сыпучая».)

Опыт № 3 « Мягкая »

Воспитатель: Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали?   Мука какая?..

( Ставим обозначение  «Мука – мягкая, пушистая».)

Опыт № 4  «Растворяется в воде»

Воспитатель: Давайте этот опыт сделаем вместе. Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?...

 (Ставим обозначение «Растворяется в воде»)

Воспитатель: Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось?

Дети:  Получилось жидкое тесто.

Воспитатель: Какое стало тесто?

 Дети: Тесто  тягучее, липкое, плотное, густое.
Воспитатель: Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

 (Ставим обозначение «Мука + вода = тесто»)

18-20 слайды:  Демонстрация выпечки хлеба, проводится беседа.

Провожу работу со стендом «Хлебобулочные изделия».

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, вот в таком готовом виде к нам приходит хлеб или нет?..

- Мы много с вами прочитали книг про хлеб ( беседа у выставки книг).

Провели опыты и узнали как появляется мука. Присаживайтесь за столы. Провожу игру.

Дидактическая игра « Закончи пословицу»:

1. Хлеб – всему… (голова)

2. Хлеб дороже… (золота)

3. Земля - матушка, а хлеб –…. (батюшка)

4. Хлеб хлебу… (брат) .

5.Хлеб бросать - силу терять.

У меня есть волшебные, хлебные загадки. Вы готовы их отгадывать?

                        Загадки:

1. Он - не мяч и не клубок,

Он – румяный … (колобок)

2. Что на сковороду наливают.

Вчетверо сгибают.

Да в сметану макают... (блин)

3. В праздник он придет ко всем,

Он большой и сладкий.

В нем всегда орешки, крем,

Сливки, шоколадки… (торт).

Воспитатель: - А теперь, ребята, я хочу послушать ваши   стихи  про хлеб. Давайте встанем из-за столов, проявим уважение к хлебушку и прочитаем стихи: 

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Воспитатель:- Молодцы, ребята. Присаживайтесь за столы и теперь мы с вами раскрасим наши заготовки из соленого теста.(Раздаю детям готовые, высушенные фигурки из соленого теста, сделанные детьми раньше).Дети красят их акварелью. Воспитатель предлагает детям сделать картину из фигурок, когда они подсохнут.

Воспитатель:- Ребята, мы с вами предварительно читали стихотворение С. Михалкова «Булка». Скажите, пожалуйста, про что, про кого это стихотворение?...

-Правильно поступили дети?..

- Кто- ни будь их остановил?..

Дети высказывают главную мысль этого произведения: Нужно бережно относиться к хлебу.

21 слайд ( Просмотр презентации, читает воспитатель):

Хлеб, ребята, берегите!

Никогда им не сорите!

Много рук его растили,

Собирали, молотили,

Отдыха порой не знали,

Долго у печи стояли,

Чтоб для нас испечь полезный,

Хлеб душистый и чудесный!

Вот так малый колосок

На стол хлебом прийти смог!

3.Заключительная часть:

Воспитатель: - Ребята, как нужно обращаться с хлебом?...

Про кого мы сегодня вели с вами разговор? ( ответы детей..) - Что нового для себя вы узнали  сегодня? – Вам было интересно наше мероприятие или нет?...

Рефлексия. Самооценка деятельности  детьми: - Дети, если вам понравилось наше путешествие, то берём вот эти лучики солнышка и приклеиваем их к солнышку, а если не понравилось, то приклеиваем капельки к тучке.

Воспитатель:- А сейчас я приглашаю  вас на    чаепитие!

Хором: - Скажем всем мы, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект комплексного занятия с использованием мультимедийных средств обучения "Как колосок хлебом на стол пришел".

Данное занятие построено на использовании медиапроектора. Воспроизводятся картинки с изображением этапов выращивания хлеба. Дети комментируют слайды заранее выученными стихотворениями. Проводятся...

КОНСПЕКТ К ЗАНЯТИЮ "КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ"

Дать представление о том, что хлеб – ценный продукт питания, без которого не могут обходиться люди, на получение которого затрачивается много труда....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Познавательно – речевая» Образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира). "Как хлеб на стол пришёл"

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Как хлеб на стол пришёл"

Конспект НОД по ознакомлению  с окружающей действительностью детей старшего дошкольного возраста, рекомендую использовать для открытого просмотра....

Как колосок хлебом на стол пришёл

Презентация о том, как получается хлеб....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Как колосок хлебом на стол попал"

Составление рассказа по мнемотаблице "Как колосок хлебом на стол попал"...