Картотека пальчиковые игры для подготовки руки к письму.
картотека

Гамолей Любовь Николаевна

Картотека будет полезна, интересна педагогам ДОУ и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovye_igry_dlya_podgotovki_ruki_k_pismu.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

Пальчиковые игры для подготовки руки к письму

Мозговая деятельность ребенка напрямую зависит от того, насколько хорошо развита мелкая моторика рук. Исследования ученых показали, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены близко друг к другу. Когда мы воздействуем на тонкую моторику, мы активизируем соответствующие отделы мозга и тем самым и зоны, отвечающие за речь. Доказано, что чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. 
В раннем и младшем дошкольном возрасте полезны всевозможные пальчиковые упражнения, сопровождаемые потешками, небольшими стихами, приговорками. Также очень полезны игры с крупами (манной, гречневой, рисовой крупой, фасолью, горохом), с веревочками (завязывание узелков, шнуровка), лепка из соленого теста, пластилина, рисование, шитье, сборка конструкторов. В старшем дошкольном возрасте к развитию мелкой моторики следует отнестись с особым вниманием, так как это является важной частью подготовки к школе. 
Предлагаем вашему вниманию пальчиковые игры, которые помогут подготовиться к предстоящему обучению письму.

«Дрозд-дроздок»
Дружок, ты мой, дрозд, 
(Дети машут сложенными накрест ладонями)
В крапинку хвост,
(Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)
Носик — остренький,
Бочок — пестренький,
Перья — тонкие, 
Песни — звонкие,
Весной распеваются,
(Вновь машут сложенными накрест ладонями)
Зимой забываются.
«Котята»
У кошечки нашей есть десять котят.
(Дети складывают руки ладонь к ладони. Пальцы попарно прижаты друг к другу и разъединены)
Сейчас все котята по парам стоят:
(Покачивают кистями рук, не разъединяя их)
Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых и самых красивых.
(Постукивают соответствующими пальцами друг о друга)

«Домик»

Под грибом – шалашик-домик,
(Дети соединяют ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(Дети стучат кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(Ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(Дети опускают ладони вниз, прижимая ребром друг к другу)
А на нем – дубовый стол.
(Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом – стул с высокой спинкой.
(Направляют левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставляют кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(Ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.

«Помощники»
Раз, два, три, четыре 
(Дети сжимают и разжимают кулаки)

Мы посуду перемыли. 
(Трут одной ладонью о другую ладонь)

Чайник, чашку, ковшик, ложку 
И большую поварёшку. 
(Загибают пальцы, начиная с большого пальца)

Мы посуду перемыли, 
(Дети трут одной ладонью о другую)

Только чашку мы разбили, 
(Загибают пальцы, начиная с мизинца) 
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника отбился, 
Ложку мы чуть-чуть сломали. 
Так мы маме помогали. 
(Сжимают и разжимают кулаки) 

«Весна пришла»
Взрослый показывает движения, дети повторяют.
Пришла весна!
Проснулось теплое солнышко 
(Дети поднимают руки и разводят их в стороны)
Осветило, обогрело землю своими лучиками.
(Сгибают руки в локтях и поднимают их, перекрестив и прижав друг к другу на уровне запястья. Пальцы разводят в стороны, словно это солнечные лучи)
Треснул на реках лед,
(Сцепляют кончики пальцев, с усилием тянут руки, пытаясь разорвать место соединения)
Льдинами плывет. 
(Разрывают место соединения)
А солнце припекает, 
Снег все тает, тает, тает
(Дети подносят руки к груди, а затем волнообразными движениями разводят их в разные стороны)
Ручейки побежали,
(Соединяют ладони и делают несколько волнообразных движений) 
Запели, зажурчали.
Вышли дети на улицу кораблики пускать.
(Ставят ладони на ребра и прижимают их к поверхности стола. Соединяют кончики пальцев. Поднимают большие пальцы — это парус кораблика)
Бегут за ними вдоль ручья
(Изображают пальцами шаги)
Добежали до полянки, а там уже
(Соединяют руки, постепенно раздвигают пальцы и раскрывают ладони, оставляя их соединенными на уровне запястья)
Подснежники появляются - 
Весне улыбаются.
Около деревьев — темные проталины
(Дети сгибают руки в локтях и высоко поднимают их. Растопыривают пальцы, изображая ветви деревьев)
Снегом оставлены.
На деревьях лопнули почки - 
Показали нос листочки
(Сгибают руки в локтях, поднимают, руки сжимают в кулаки — это почки; разжимают кулаки и показывают ладони, пальцы прижаты друг к другу — это листочки)
Птички щебечут, птички летают
(Дети машут сложенными накрест ладонями)
Весну встречают.
Скоро им гнезда вить
(Складывают округленные ладони так, чтобы получился ковшик)
Малых птенчиков выводить
(Собирают пальцы правой руки щепотью и обхватывают ладонью левой руки — это птенчики высовываются из гнезда)
Хорошо весной в лесу!
У ребят тоже много забот - 
надо скворечники мастерить.
Тук-тук молотком,
(Стучат правым кулаком по левому)
Строим, строим птичкам дом
(Стучат левым кулаком по правому)
А в саду уже трезвон.
(Прижимают ладони друг к другу тыльными сторонами, пальцами вверх; пальцы раздвинуть и чуть согнуть, как ветки дерева)
Летят скворцы со всех сторон
(Дети машут сложенными накрест ладонями)
Не волнуйтесь, что вы, что вы?
Вам дома уже готовы
(Соединяют кончики пальцев и располагают их под углом друг к другу)
Будут скворцы в скворечниках жить,
Сады от вредных жуков сторожить.
Спасибо, скворцы!

«Апельсин»

Мы делили апельсин
(Левую руку сжимаем в кулак, правая рука её обхватывает)
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа,
(Правой рукой по очереди разжимаем пальцы на левой руке)
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка – кожура!
(Встряхиваем обе кисти рук) 

«Собака»
Дети вытягивают средний, безымянный и большой пальцы, соединяют подушечки — получается мордочка собаки. Указательный палец и мизинец - уши. 
Загадка:
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу - 
Гав, гав, гав!
(Собака)
Когда собака лает, она раскрывает пасть, для этого нужно слегка развести пальцы, изображающие собачью морду.

«Паучок»
Паучок идет по ветке,
А за ним скачут детки.
(Дети скрещивают руки и пальцами каждой руки «бегут» по предплечью и плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(Опускают руки и «стряхивают» капли дождя с кистей рук)
Паучков на землю смыл. 
(Один раз хлопают по коленкам)
Солнце стало пригревать,
(Прижимают ладони друг к другу боковыми сторонами, растопыривают пальцы и качают руками – светит солнышко)
Паучок ползёт опять,
(Дети снова скрещивают руки и пальчиками каждой руки «бегут» по предплечью и плечу другой руки)
А за ним ползут и детки, 
(Паучки доползают до головы и ползают по ней)
Чтобы погулять на ветке.

«Малыши»
Один малыш качается в саду 
(Дети качают указательным пальцем)
Два малыша купаются в пруду,
(Изображают двумя пальцами пловца)
Три малыша ползут к дверям в квартире, 
(Изображают тремя пальцами ползание)
А в эту дверь стучат еще четыре.
(Стучат кулаком одной ладони по другой и показывают четыре пальца)
С пятью другими тоже все в порядке: 
(Показывают ладонь с растопыренными пальцами)
Им весело, они играют в прятки.
(Дети закрывают ладонями глаза)
Где притаились, ясно и ежу,
(Сцепляют руки в замок, большие пальцы имитируют нос ежа, а остальные пальцы – иголки)
Но я глаза зажмурил и вожу: 
(Закрывают ладонями глаза)
Один, два, три
Два, три, четыре, пять 
(Разгибают поочередно пальцы)
Ну, берегитесь! Я иду искать!
(Дети грозят указательным пальцем)

 «Волк»
Дети соединяют ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Это уши волка. Сгибают указательные пальцы — это волчий лоб. Остальные пальцы — морда волка.
Загадка:
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)

«Мизинчик»
Маленький мизинчик 
Плачет, плачет, плачет. 
Безымянный не поймет: 
Что всё это значит? 
Средний пальчик очень важный, 
Не желает слушать. 
Указательный спросил: 
- Может, хочешь кушать? 
А большой бежит за рисом, 
Тащит рису ложку, 
Говорит: - Не надо плакать, 
На, поешь немножко! 
(Дети сжимают руки в кулак и поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. На последней строчке большим пальцем и мизинцем касаются друг друга)

«Крестики и нолики»
У меня на столике 
Крестики и нолики.
Захотел Илья Пятков 
Сделать их из пальчиков, 
И фигурки у него 
Получаются легко. 
Захотите - научу 
Девочек и мальчиков 
Делать их из пальчиков? 
(Дети кладут кисти рук с прямыми пальцами на стол: "крестики" - зацепить безымянный палец за мизинец и удерживать это положение как можно дольше; "нолики" - соединить подушечками большой палец с указательным, затем - со средним, безымянным пальцами и мизинцем; одновременно удерживать созданные из пальцев рук крестики и нолики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, рисования по клеточкам, рисования штрихом».

Целью моей работы  является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности  через:- Развитие мелкой моторики руки ребенка.- Развитие слухового внимания.- Развитие графичес...

Исследование на тему : " Использование пальчиковых игр и упражнений как условие подготовки руки к письму детей старшего возраста"

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе,в частности подготовке руки старшего дошкольника к письму.  В статье представлена разработанная автором педагогическая технология исп...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...

Пальчиковые игры для подготовки руки к письму

Пальчиковые игры - отличный способ развития мелкой моторики. В зависимости от возраста игры могут быть простыми илм сложными. Важно, чтобы текст, который вы произносите во время игры, легко запоминалс...