Методы исследования межличностных отношений дошкольников
материал

строева татьяна николаевна

Методы исследования межличностных отношений дошкольников

Цель: улучшить межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста при помощи реализации коррекционной программы, разработанной на основе театрализованной игры.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1. Констатирующий (диагностический) этап, цель которого выявить избирательные предпочтения детей и проверить восприятие друг друга сверстниками в группе.

2. Формирующий этап - цель, которого развитие благоприятных межличностных отношений старших дошкольников с использованием развивающей программы. Программа формирующего эксперимента рассчитана на проведение регулярных занятий.

Длительность одного занятия - 20-30 минут.

Контрольный (диагностический) этап, цель которого выяснить влияние эксперимента на развитие межличностных отношений старших дошкольников.

На констатирующем и контрольном этапе использовались следующие психодиагностические методики на выявление избирательных предпочтений старших дошкольников в группе и выявление восприятия ребёнка в коллективе сверстников.

1. Методика «Лесенка» на выявление особенностей восприятия сверстников и самосознания ребёнка.

2. Методика «Два домика» - цель, которой выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей.

3. Наблюдение.

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

- популярные («звёзды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырёх) положительных выборов.

- предпочитаемые - дети, получившие 1-2 положительных выбора.

- игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они как бы остаются незамеченными своими сверстниками).

- отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Методика «Лесенка»

Цель: выявить особенности восприятия сверстников и самосознания ребёнка.

При анализе результатов важно на какую ступеньку ребёнок себя поставил сам и на какую ступеньку предположительно поставят его сверстники.

1-2 ступенька - низкий уровень (самооценка заниженная).

3,4,5 ступенька - адекватная самооценка

6-7 ступенька - завышенная самооценка.

Все полученные данные были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS версия 11.5 for Windows. Использовались методы непараметрической статистики, так как они не зависят от характера распределения данных: тест для связных выборок Вилкоксона.

Метод наблюдения.

Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

1 инициативность - отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,

2 чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,

3 преобладающий эмоциональный фон - проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

Шкалы оценки параметров и показателей

Критерии оценки параметров

 

Инициативность

 

- отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

0

- слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

1

- средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

2

- ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия

3

Чувствительность к воздействиям сверстника

 

- отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;

0

- слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

1

- средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

2

- высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия

3

Преобладающий эмоциональный фон

 

- негативный;

- нейтрально-деловой;

- позитивный

 

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0-1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2-3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.

Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0-1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liderstvo_v_malyh_gruppah.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Лидерство в малых группах».

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парьггин). Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидерства* лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоционального настроя и т д

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.

В настоящее время имеются серьезные возражения представлениям о существовании универсального набора психологических качеств, «делающих» человека лидером. В частности, Р,Стогдилл (1974), проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность (Р.Л. Кричевский, 1996) Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. В результате анализа Р Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, ч го лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках jtoto подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкер-та, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью

Сторонники ситуационного подхода (Ф.Фидлер, Т Митчел и Р.Хаус, П.Хсрси и К.Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения ситуации, в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям степени благоприятности отношении лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе). Ф Фидлер обнаружил интересную закономерность, стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, - в умеренно благоприятных условиях (см. рис. 9). Наконец, в рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом. Таким образом, в настоящее время лидерство предстает как сложное многоплановое явление, определяемое целым рядом факторов

 

*Учебное пособие «Социальная психология» Журавлев А.Л.и др. стр 211-217


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование межличностных отношений детей с нарушением слуха

Исследование межличностных отношений Название методик Цель  «Выбор в действии» изучение и оценка межличностных отношений в группе детей  младшего дошкольного возраста.Методика...

Консультация «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»

Вопросы:•  Что такое межличностные отношения?Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых люд...

"Игротерапия как метод развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста"

Успехи сверстников могут вызывать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ре...

Исследование межличностных отношений детей в группе

Выступление на «Педагогическом аукционе»Игры для улучшения межличностных отношений детей в группе...

«Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»

laquo;Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»...

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников

: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...

Исследование межличностных отношений в детском коллективе

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достоверные результаты, необходимо использовать комплекс мето...