Создание условий для сенсорного уголка
учебно-методический материал (младшая группа)

Современный ребёнок испытыает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Вернуть полноту восприятия через вззаимодействие с реальными обектами - главное назначение сенсорного уголка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sensomotornogo_ugolka.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для сенсорного уголка

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорного уголка.

Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей деятельности, служит основой познания мира. Мы на своих занятиях создаем все условия для планомерного руководства формирования ощущений, восприятий и представления детей.        Сенсомоторный уголок в группе – это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:

  • для стимуляция сенсорных функций: зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния, тактильного ощущения;
  • для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка;
  • активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;

Необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. В младших группах оборудуется специальный дидактический стол.

В группах среднего и старшего дошкольного возраста материал может быть рассредоточен в разных игровых центрах: (физкультурный уголок, уголок опытно-экспериментальной деятельности; уголок изобразительной деятельности; музыкальный уголок, формирование элементарных математических представлений и др.)

 Уголок должен содержать постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Принципы организации уголка:

  • доступность;
  • безопасность;
  • креативность;
  • разнообразие объектов.

Что можно включить в уголки сенсомоторного развития

  1. Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками;
  2. Геометрическое лото, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, игры-головоломки на составление фигур; (Танграм, Пифагор и др.)
  3. Игры на различение цвета, формы, величины;
  4. Игры на группировку предметов по разным признакам, качествам (материалов)
  5. Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, застежки, плетения, вкладыши, узелки, нанизывание, игры с прищепками, резиночки);
  6. Народные игрушки – пирамидки, матрешки, бирюльки, бочонки и т.д.
  7. Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и др.); Для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
  8. Чудесные мешочки с разными предметами, пуговицами для тактильных ощущений;
  9. Предметы для массажа рук, ног (массажные дорожки, массажеры, мячики, палочки и т.д.)

Для развития зрительного анализатора:

  • Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.) 
  • Парные картинки с признаками различий, точечные изображения
    Цветовые пятна-кляксы различной формы. 
    • Разноцветные полупрозрачные шарфы. 
    • Картинки-штриховки,
  •  Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их     найти).
    Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д. 
    Слух: 
    • Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д. 
    • Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки, необычные музыкальные инструменты.
    Осязание: 
    • Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой. 
    • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда) 
    • Выпуклые буквы, цифры, тренажеры для письма, выкладывания по контуру. 
    • Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки. 
  • Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
  • Шершавые и гладкие дощечки для ощупывания, шероховатые таблички.

Обоняние: 
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.) 
Вкус: 
• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов 
Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке
• работа в раскрасках - штриховка 
• пальчиковая гимнастика - шнуровка 
• игры с конструктором - мозаика 
• лепка из глины и пластилина 
• нанизывание бус, бисера 
• цветные клубочки ниток 
• работа с ножницами

                Таким образом, в группах созданы необходимые условия для развития сенсорных способностей детей, которые обеспечивают самостоятельную, индивидуальную и совместную деятельность.

        Учитывая, требования ФГОС к предметно- развивающей среде, работа по оснащению предметно – развивающей среды не прекращается

          Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»

Создаю условия для сенсорного развития. Разрабатываю различные игры. Игры интересны, как большим и маленьким детям. Они очень полезны, для сенсорного развития и закрепления сенсорных эталонов...

Отчёт по самообразованию «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»

В 2014-2015 учебном году я работала по теме самообразования: «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всесто...

Создание условий по сенсорному развитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в на...

Создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста через изготовление пособий

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.Сенсорное воспитание детей раннего возраста происходит в разных видах деятельности:- Предметная деятельность и игры с состав...