Доклад по теме «Классификация проектов ДОУ»
методическая разработка

Сивкова Елена Д. Валентинаса

Метод проектов актуален и очень эффективен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Классификация проектов ДОУ»

Метод проектов актуален и очень эффективен.

Цель проектного метода – развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской.

- Он ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.

-Развивает творческие способности и коммуникативные навыки.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач и проблем.

Преимущества проектного метода заключается в том, что он является одним из методов развивающего обучения.

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию критического и творческого мышления;

Проектную деятельность ДОУ рассматривают многие ученые, среди них Евгения Семеновна Палат, Татьяна Александровна Данилина, Елена Сергеевна Евдокимова, Людмила Сергеевна Киселева. Каждый из них предлагает свою классификацию.

В практике дошкольных учреждений используется следующая классификация:

- по составу участников

- по целевой установке

- по тематике

- по срокам реализации

Я остановлюсь более подробно на каждом из видов.

По доминирующему признаку:

-исследовательский

-ролево-игровой (игровой)

информационно-практико-ориентированный (информационный)

-творческий.

                По составу участников

-индивидуальный;

- парный;

- групповой;

- фронтальный.

По срокам реализации

- краткосрочный

-средней продолжительности

- долгосрочный.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности, среди которых выделяется исследовательский проект.

Исследовательский проект (исследовательско-творческий) Требует четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результатов. В ходе работы над проектом дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современных знаний.

Результаты исследований оформляются в виде газет, альбомов, картотеки опытов (творческого продукта). Как правило, такие проекты получают свое применение со старшей группы, когда дети уже могут рассуждать, высказывать свою точку зрения, делать что-то самостоятельно. Примерами таких проектов могут быть

"Какая бывает вода?"

"Свойство снега"

"Для чего нужны деревья"

"Почему собаки кусают"…

Чаще всего такие проекты носят индивидуальный характер.

РОЛЕВО - игровой (игровой) ПРОЕКТ.

Структура таких проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Дети входят в образ персонажей сказки и по – своему решают поставленные проблемы. Часто такие проекты сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим или литературно-творческим. Проект может преследовать разные цели: обучение речевым структурам, диалоговым высказываниям, описаниям… Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видов деятельности является ролево-игровая. Примерами таких проектов могут быть " Играем в сказку", "Морское путешествие".

Информационно-практико-ориентированный проект.

Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы. Структура информационного проекта – получение и обработка информации. Проект основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляют в виде памятки, альбома, рисунка. Например, "Правило пользования ножницами" "Как ухаживать за растениями" "Дорожная азбука".

Творческий проект.

Как правило, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта.

Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, альбом).

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность);

- по доминирующему виду деятельности (игровое,изобразительное, конструктивное, художественно-оформительское, театральное, музыкальное).

-

о форме представления (панно, конструкция, спектакль, декарация, концерт, праздник). Например, "Зимние забавы" "В ожидании Нового года".

Тематические проекты ориентируются на выбор темы.

По составу участников проекты могут быть индивидуальные. Они выполняются и предназначены для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживается способность преодолевать препятствия в решении проблемы (сочетание и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, так как ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности. Например, "Я и моя семья" "Генеалогическое древо".

Парный проект осуществляется парой участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают способы решения.

Групповой осуществляется группой участников (3-12 человек), например, "Подводный мир".

Фронтальный выполняется коллективом.

По срокам реализации.

Краткосрочные направлены на решение небольшой проблемы. Они могут быть реализованы на 1 или нескольких занятиях в рамках совмесной со взрослыми или самостоятельной деятельности.

Проекты средней продолжительности

Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель. (путешествие, сочинение,и постановка, сказка) Например "В ожидании Нового года.

Долгострочные проекты протекают от 1 до нескольких месяцев. Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и время. Например, покормите птиц зимой".

Часто возникает вопрос С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации.

Что может послужить источником темы проекта.

Предпосылки к выбору темы проекта

  1. Просьбы о помощи.
  2. Что-то делать в присутствии детей
  3. Что-то внести
  4. Что-то убрать
  5. Организовать ситуацию
  6. Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя.
  7. Внести героя
  8. Кто-то пришел

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня это оптимальный инновационный и перспективный метод, который должен занять достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно находить информацию, использовать эти знания. А также делают образовательную систему ДОУ, открытой для участия родителей.

подготовила воспитатель: Е. Д. В. Сивкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»

В докладе изложены: 1. Сущность метода проектов. 2. Классификация, формы, этапы проектной деятельности. 3. Принципы и методы проектной деятельности. 4. Правила проведения проектных занятий применитель...

Доклад на тему «Дидактическая и методическая классификация математических заданий в ДОУ».

В условиях реализации стандартов образования существует необходимость разработки и внедрения в учебный процесс ДОУ дидактических заданий. В докладе подробно рассматривается классификация учебных ...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОУ»

Доклад для педагогов дошкольного образования о проектной деятельности, о видах проектов....

Доклад по теме: "Классификация проектов ДОУ"

Доклад по теме: "Классификация проектов ДОУ"...

Доклад Тема: «Классификация проектной деятельности в ДОУ»

Тема: «Классификация проектной деятельности в ДОУ»...