Доклад по теме «Классификация проектов ДОУ»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: «Классификация проектов ДОУ»
Метод проектов актуален и очень эффективен.
Цель проектного метода – развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской.
- Он ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
-Развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач и проблем.
Преимущества проектного метода заключается в том, что он является одним из методов развивающего обучения.
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления;
Проектную деятельность ДОУ рассматривают многие ученые, среди них Евгения Семеновна Палат, Татьяна Александровна Данилина, Елена Сергеевна Евдокимова, Людмила Сергеевна Киселева. Каждый из них предлагает свою классификацию.
В практике дошкольных учреждений используется следующая классификация:
- по составу участников
- по целевой установке
- по тематике
- по срокам реализации
Я остановлюсь более подробно на каждом из видов.
По доминирующему признаку:
-исследовательский
-ролево-игровой (игровой)
информационно-практико-ориентированный (информационный)
-творческий.
По составу участников
-индивидуальный;
- парный;
- групповой;
- фронтальный.
По срокам реализации
- краткосрочный
-средней продолжительности
- долгосрочный.
Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности, среди которых выделяется исследовательский проект.
Исследовательский проект (исследовательско-творческий) Требует четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результатов. В ходе работы над проектом дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современных знаний.
Результаты исследований оформляются в виде газет, альбомов, картотеки опытов (творческого продукта). Как правило, такие проекты получают свое применение со старшей группы, когда дети уже могут рассуждать, высказывать свою точку зрения, делать что-то самостоятельно. Примерами таких проектов могут быть
"Какая бывает вода?"
"Свойство снега"
"Для чего нужны деревья"
"Почему собаки кусают"…
Чаще всего такие проекты носят индивидуальный характер.
РОЛЕВО - игровой (игровой) ПРОЕКТ.
Структура таких проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Дети входят в образ персонажей сказки и по – своему решают поставленные проблемы. Часто такие проекты сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим или литературно-творческим. Проект может преследовать разные цели: обучение речевым структурам, диалоговым высказываниям, описаниям… Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видов деятельности является ролево-игровая. Примерами таких проектов могут быть " Играем в сказку", "Морское путешествие".
Информационно-практико-ориентированный проект.
Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы. Структура информационного проекта – получение и обработка информации. Проект основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляют в виде памятки, альбома, рисунка. Например, "Правило пользования ножницами" "Как ухаживать за растениями" "Дорожная азбука".
Творческий проект.
Как правило, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта.
Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, альбом).
Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность);
- по доминирующему виду деятельности (игровое,изобразительное, конструктивное, художественно-оформительское, театральное, музыкальное).
-
о форме представления (панно, конструкция, спектакль, декарация, концерт, праздник). Например, "Зимние забавы" "В ожидании Нового года".
Тематические проекты ориентируются на выбор темы.
По составу участников проекты могут быть индивидуальные. Они выполняются и предназначены для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживается способность преодолевать препятствия в решении проблемы (сочетание и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, так как ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности. Например, "Я и моя семья" "Генеалогическое древо".
Парный проект осуществляется парой участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают способы решения.
Групповой осуществляется группой участников (3-12 человек), например, "Подводный мир".
Фронтальный выполняется коллективом.
По срокам реализации.
Краткосрочные направлены на решение небольшой проблемы. Они могут быть реализованы на 1 или нескольких занятиях в рамках совмесной со взрослыми или самостоятельной деятельности.
Проекты средней продолжительности
Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель. (путешествие, сочинение,и постановка, сказка) Например "В ожидании Нового года.
Долгострочные проекты протекают от 1 до нескольких месяцев. Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и время. Например, покормите птиц зимой".
Часто возникает вопрос С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации.
Что может послужить источником темы проекта.
Предпосылки к выбору темы проекта
- Просьбы о помощи.
- Что-то делать в присутствии детей
- Что-то внести
- Что-то убрать
- Организовать ситуацию
- Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя.
- Внести героя
- Кто-то пришел
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня это оптимальный инновационный и перспективный метод, который должен занять достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно находить информацию, использовать эти знания. А также делают образовательную систему ДОУ, открытой для участия родителей.
подготовила воспитатель: Е. Д. В. Сивкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»
В докладе изложены: 1. Сущность метода проектов. 2. Классификация, формы, этапы проектной деятельности. 3. Принципы и методы проектной деятельности. 4. Правила проведения проектных занятий применитель...
Доклад на тему «Дидактическая и методическая классификация математических заданий в ДОУ».
В условиях реализации стандартов образования существует необходимость разработки и внедрения в учебный процесс ДОУ дидактических заданий. В докладе подробно рассматривается классификация учебных ...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОУ»
Доклад для педагогов дошкольного образования о проектной деятельности, о видах проектов....
Доклад по теме: "Классификация проектов ДОУ"
Доклад по теме: "Классификация проектов ДОУ"...
Доклад на тему "Метод проекта как средство экологического воспитания дошкольников"
Экологическое воспитание дошкольников....
Доклад Тема: «Классификация проектной деятельности в ДОУ»
Тема: «Классификация проектной деятельности в ДОУ»...