Научная статья. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»
статья (подготовительная группа)

Кассем Светлана Евгеньевна

В статье раскрываются методологические основания исследования творчества и творческих способностей в философии и психологии. Способность к творчеству рассматривается как сущностная характеристика человека. Представлены подходы к определению понятий «креативность», «творческие способности» в работах западных и отечественных психологов. Указываются факторы, обусловливающие развитие творческих способностей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kassem_s.e._tvorcheskie_sposobnosti.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

Ф.И.О. полностью

Кассем Светлана Евгеньевна

Название статьи

Теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие способности»

Ученая степень, ученое звание

Студентка магистратуры по направлению «Культурологическое образование» ИФКиМК

Место работы, должность

МБДОУ «Детский сад «Подснежник», пгт. Рефтинский, Свердловская область, Воспитатель 1-й квалификационной категории

Почтовый адрес, контактный телефон,

e-mail

624285, Свердловская область, г. Асбест, п. Рефтинский, ул. Юбилейная, д.15, кв. 103.        Тел: 8-961-778-98-87.

kassem.svetlana@mail.ru

Предполагаемая рубрика

Образование: сегодня, завтра

Классификационный код тематической рубрики: ГСНТИ

и код ВАК

14.23.07. Теория дошкольного образования и обучения

13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Кассем С.Е.

Екатеринбург

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»

Аннотация: В статье раскрываются методологические основания исследования творчества и творческих способностей в философии и психологии. Способность к творчеству рассматривается как сущностная характеристика человека. Представлены подходы к определению понятий «креативность», «творческие способности» в работах западных и отечественных психологов. Указываются факторы, обусловливающие развитие творческих способностей личности.

Ключевые слова: творчество, креативность, общие способности, творческое воображение, творческие способности.

Вызовы цивилизации ХХ1 века, перед которыми оказалось наше  общество, требуют творческой самоотдачи от каждого гражданина России. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» прямо указано на необходимость «…создания условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» [13]. Формирование творческой личности является сегодня важнейшей задачей образовательных учреждений различного уровня.

Сложность теоретико-методологического обоснования понятия «творческие способности» заключается в том, что до настоящего времени в гуманитарном знании  не сложился соответствующий понятийно-терминологический аппарат. Наряду с понятием «творческие способности» в научный аппарат вошли понятия «креативность», «одаренность». Однако единой трактовки указанных терминов в научном сообществе до настоящего времени нет. Методологические затруднения вызваны  противоречивыми, иногда диаметрально противоположными взглядами исследователей на  природу творчества и творческих способностей.  Отсутствие достаточно строгих критериев для определения разницы между творческой и нетворческой деятельностью человека является сейчас общепризнанным [11, С.18].

Выявить специфику творческих способностей невозможно без понимания сущности творчества. Но именно в трактовке границ и содержания этого понятия существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий [3, С. 32-33]. Обратимся к  «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова  и Н.Ю. Шведовой. Здесь творчество определяется как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [10, С. 780]. Способность в этом словаре трактуется  как «природная одаренность, талантливость» [10, С. 736, 740]. Большой энциклопедический словарь под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко рассматривает творчество (англ. creativity) в узком и широком смысле. В узком смысле, творчество определяется как «человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. В широком смысле, творчество рассматривается как «всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)» [9, С. 512].

В «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой и А.Ю.  Коджаспирова способности определяются как «индивидуально-психологические особенности  личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Уровень и степень развития способностей  выражают понятия таланта и гениальности» [7, С. 141]. Трактовка терминов «творчество», «творческие способности», к сожалению,  в этом словаре отсутствует.

Творчество как создание нового наиболее обстоятельно изучается в философии и психологии. Исследование природы творчества в философии осуществляется с позиций  общих принципов изучения социальной сущности человека конкретной культурно-исторической эпохи, доминирующих в это время философских идей. Философский аспект рассмотрения сущности творчества в античности заключается в противопоставлении творчества как деятельности человека в преходящем, изменчивом бытии бытию бесконечному и вечному, созерцание которого выше всякой деятельности.  Платон полагал, что творческий акт человека вторичен, порожден божественной одержимостью; мыслители поздней античности рассматривали творчество человека  как соревнование с богами [14, С. 670].  

В средневековой богословской мысли творчество соотносилось с деятельностью Бога, со способностью божественной личности свободно творить мир, вызывать бытие из небытия. Философы эпохи Возрождения, к числу которых правомерно отнести и гениев искусства, утверждали безграничность творческих сил и возможностей человека, особенно в сфере художественного творчества. Отсюда – интерес к личности художника,  к самому процессу творческого акта, к возникновению культа гения.

Значительный вклад в понимание природы творчества, роли в нем воображения и фантазии, в изучение феномена гениальности  внес И.Кант. Философ полагал, что талант проявляется в науке, а гений только в художественном творчестве. В «Критике способности суждения» он утверждает: «Субъектом художественного творчества является гений, т. е. прирожденная способность создавать произведения, для которых не может быть никаких определенных правил, но которые в то же время сами являются образцами для других, служат правилом художественной оценки» [6].  По его убеждению, творчество гениального художника есть единство его сознательной и бессознательной деятельности. В философских концепциях, начиная с эпохи Просвещения, утверждалась идея о творчестве как сущностной характеристике  человека.

Изучение творчества и творческих способностей всегда находилось в центре внимания ученых-психологов. Особенно активно оно ведется  со второй половины ХХ века.. К числу известных западных исследователей этой проблемы относятся Дж.Гилфорд, Э. де Боно, К. Роджерс, Э.П.Торренс и др.     Необходимость психологических исследований творчества и творческих способностей на Западе, прежде всего в США, обусловлена состоянием экономической и социальной ситуации в стране, сложившейся к середине ХХ века. Она возникла из потребности подготовки персонала, способного находить нетрадиционные способы решения задач в сфере бизнеса, рекламы и менеджмента [8, С. 145].

Основателем широко известной в психологии теории креативности  явился Дж. Гилфорд. Хотя у автора нет строгого определения понятия «креативность», в научном мире оно трактуется как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности. Исследуя интеллект человека, Дж. Гилфорд выявил два типа мышления: конвергентный, однонаправленный, то есть чисто логический, и дивергентный, тип многоаспектного мышления, который в контексте его теории есть основа креативности.

Теория креативности Дж. Гилфорда получила дальнейшее развитие во множестве психологических школ. «Отцом» современной теории творчества является американский психолог и педагог Э.П. Торренс, длительное время работавший с одаренными детьми. Термин «креативность» (от лат. creatio – созидание), в трактовке  Торренса, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова – способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач.

Э.П. Торренс характеризует конвергентное мышление как способность решать возникшую задачу  на основе множества условий и находить ее единственно верное решение. Дивергентное, креативное мышление описывается им как   сложное, многоплановое, неоднородное явление, которое отличается  такими особенностями  как беглость, гибкость, оригинальность, любознательность. Креативность Торренс определяет как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях.  Им описана структура творческого акта,  включающая восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.

Торренс выдвинул «теорию «интеллектуального порога», согласно которой уровень развития интеллекта и способность к творчеству не находятся в прямой зависимости. По утверждению ученого, креативных людей с низким уровнем развития интеллекта (IQ) быть не может; однако   могут быть интеллектуально развитые люди с низким показателем креативности [4, С. 170].

На основе концепции креативности Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса в конце восьмидесятых годов прошлого века  Р. Ричардс, Д. Кини и их коллеги из медицинской школы Гарварда разрабатывают теорию повседневной креативности как выражение оригинальности и широкомыслия. Креативность – это «банк», резерв личности широкого диапазона: от повседневной, «бытовой» креативности до «большой» креативности,   благодаря которой создаются научные открытия и выдающиеся произведения искусства [8, С. 147]. Диагностическим инструментарием, разработанным американскими учеными, а также различными модификациями созданных ими методик исследователи творческих способностей пользуются и сегодня.

Школу русских, советских психологов представляют такие крупные ученые, как: Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.М.Леонтьев, Б.М.Теплов, Л.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн и другие. Отечественная психологическая наука ведет исследования по следующим направлениям: сущность творчества и творческих способностей; роль наследственности и социальной среды в их развитии; разработка инструментария психодиагностики интеллекта и креативности. Изучаются также факторы, способствующие раскрытию творческого потенциала в процессе воспитания и обучения.

Способности – это сложное психическое образование. Признанным в  отечественной психологии является определение способностей Б.М. Теплова. Он определяет способности как индивидуально-психологические особенности личности, которые  проявляются в успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности, в легкости и быстроте приобретения знаний и навыков [12]. Общие  способности    это уровень и своеобразие любой умственной деятельности. На их основе формируются все специальные способности. Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности.

Руководитель лаборатории Института психологии РАН В.Н. Дружинин в работе «Психология общих способностей» указывает на следующие составляющие общих способностей; интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность – общая творческая способность (преобразование знаний). Творческие способности – это способности порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации [4, С.162].

Комплексным подходом к вопросу о роли в развитии творческих способностей личности  наследственных природно-биологических факторов и социальной среды отличается труд отечественного генетика, психофизиолога В.П. Эфроимсона  «Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности». Гены задают программу функционирования нервной системы, органов чувств человека, они влияют и на процессы научения, и на характер индивидуальных познавательных способностей.

Однако трудности возникают как раз в понимании природы поведения и мышления высокого уровня и сложности, которые не имеют очевидного генетического происхождения. Оригинальная концепция феномена гениальности В.П. Эфроимсона основывается на безусловном признании важности врожденных особенностей личности в реализации ее творческого потенциала. В то же время ученый обстоятельно аргументирует  вывод о недостаточности наследственных природно-биологических факторов для объяснения природы гения. Его трактовка во многом опирается на осознание и понимание того, что на творческие способности влияет социальная среда, прежде всего, обстоятельства, в которых ребенок провел свои первые годы жизни [15]. Факторы среды могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия наследственных факторов. Вывод В.П. Эфроимсона о наличии огромных резервных возможностей нормального человеческого мозга,  которые нуждаются в развитии и волевой стимуляции, имеет важное методологическое значение для педагогов.

Изучение  проблем творчества и развития творческих способностей  в нашей стране активизировались в связи с реализацией Министерством образования РФ программы «Одаренные дети». Среди современных отечественных исследователей следует назвать Д.Б.Богоявленскую, Н.В.Бордовскую, А.М.Матюшкина. Они ведут поиски путей и средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности. Д.Б.Богоявленская одна из первых поставила под сомнение западную концепцию креативности, указала на  методологические нестыковки  в понимании природы творчества и креативности [1, С. 264].

Предложенный Гилфордом и Торренсом подход к изучению креативности, по ее мнению, себя не оправдывает, а диагностические процедуры не отражают творческий потенциал человека. Беглость, гибкость, оригинальность не улавливают сущности креативности. Опираясь на методологию системного подхода, Д.Б. Богоявленская рассматривает интеллектуальную активность как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной активности.

На различие природы творчества и креативности указывает Л.Б. Ермолаева-Томина, которая утверждает, что творческие потенции заложены в каждом человеке и базируются на благоприятных природных задатках, а креативность на 95 % зависит от требований и условий социальной среды. [5, С. 66– 68].

Творчество, будучи, по сути, культурно-историческим явлением, имеет психологический аспект – личностный и процессуальный. Субъект творчества должен обладать такими способностями, мотивами, знаниями, умениями, благодаря которым и создается творческий продукт. В настоящее время отечественными психологами креативность рассматривается как не сводимая только к интеллекту функция целостной личности. Изучение свойств личности выявило важную роль воображения; интуиции, связанной  с  глубинными слоями сознания и даже подсознания; потребности личности в раскрытии и расширении созидательных возможностей.

Б. М. Теплов, изучая природу одаренности великих музыкантов, утверждал, что многие из них выделялись «силой, богатством и инициативностью воображения» с раннего возраста. О связи творческого мышления и воображения пишет А.Я. Пономарев [11, С. 40].

Трудно переоценить вклад выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского в изучение роли творческого воображения в создании творческого продукта. В труде «Воображение и творчество в детском возрасте» он дает следующее определение творчества: «Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [2, С.3]. Отметим наиболее важные для педагога особенности творческого воображения, выделенные Л.С. Выготским:

  • творческое воображение ребенка будет тем богаче, чем больше опыта получает ребенок, чем больше знаний он усваивает;
  • несмотря на то, что процесс творческого воображения часто возникает спонтанно, он невозможен без предшествующего ему длительного мыслительного процесса;
  • творческое воображение ребенка очень тесно связано с теми эмоциями и чувствами, которые он испытывает;
  • одним из условий для развития творческого воображения является потребность в преувеличении;
  • воображение ребенка тесно связано с миром его фантазий; оно может как приближать человека к окружающей действительности, так и отдалять от нее;
  • развитие творческого воображения возникает на основе стремления человека воплотить образы воображения в действительность;
  • творческое воображение лучше всего проявляется по отношению к интересному материалу для человека, а для ребенка – в первую очередь.

Мы разделяем точку зрения исследователей, которые указывают на некорректность ограничения критериев творчества только новизной, исключения ценностного и эстетического критериев. Творчество – это социально обусловленная созидательная деятельность, направленная на порождение качественно новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей. Важнейшими факторами порождения нового являются взаимосвязанные друг с другом человеческая субъективность, инициативность личности и группы и объективно обусловленная социальная востребованность этой инициативности.

Изложенное выше позволяет определить творчество как социально обусловленную созидательную деятельность, направленную на порождение качественно новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей. Творческие способности, формирующиеся на основе общих способностей – это способности порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Творческие способности не сводятся только к интеллекту, но являются функцией целостной личности, ее творческого воображения, эмоций, интенсивной работы мышления, волевых усилий, мотивов деятельности. Они обусловлены не только наследственными природно-биологическими факторами, но и в существенной степени факторами социальной среды и воспитания. Творческие способности,  успешно поддающиеся развитию в дошкольном и подростковом возрасте, требуют целенаправленной педагогической деятельности, направленной не только  на совершенствование когнитивной сферы личности, но также на ее чувственно-эмоциональную сферу, формирование ценностных ориентаций.

Перспективные направления дальнейшего исследования феномена творчества и творческих способностей возможны на путях междисциплинарного подхода, синтеза философской мысли, психологии, педагогики, искусствоведения, культурологии.

Библиографический список: 

1.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Издательский центр «Академия»,  2002. – 320 с.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.  3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

3.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 2003. – 635 с.

4.Дружинин В.С. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.

5.Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.

6.Кант И.  Критика способности суждения. Электронный ресурс. URL: https://knigogid.rubooks…kritika-sposobnosti-suzhdeniya…  (дата обращения 15.01 2018).

7.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. –  М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

  8.Кошелева Е.С. Эволюция подходов к исследованию творческих способностей в России и за рубежом //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2013. С.145-151.

9.Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. – СПб.: Издательство «Прайм-Еврознак», 2009. – 816 с.

10.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; – 3-е изд., стереотипное. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

11.Пономарев А.Я.  Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 302 с.  

12.Теплов Б.М. Способности и одаренность. Электронный ресурс. URL: http:// psychology.rulibrary/p001.stm (дата обращения 10.06.2018.).    

13.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 30.10.2017).

14.Философский энциклопедический словарь. Гл. ред Л.Ф. Ильичев,  П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 839 с.

 15..Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. – М.:  Тайдекс.Ко 2002. – 376 с. URL http:// mirknig.su…popularnoe…genetika-genialnosti.html (дата обращения 30.03. 2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

Статья на тему: «Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве».

Данная статья интересна для тех, кого интересуют вопросы развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве....

Статья: «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная статья посвящена развитию творческих способностей у детей через аппликацию.Основным показателем творчества является получение чего-то нового,неповторимого....

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг».

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его тво...

Научно-методическая разработка "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует творческих способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. ...

Памятка "Понятие "Творческие способности"

Понятие творческих способностей Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, обеспечивающих  полноценное развитие  творческих способностей детей....