Дидактическая игра как средство развития дошкольников.
статья

Гордиенко Наталия Владиславовна

Статья посвящена освящению темы дидактической игры, как важнейшей составляющей развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Дидактическая игра, как средство развития дошкольников.

Гордиенко Наталия Владиславовна

Воспитатель ГБДОУ 31 г. Санкт-Петербург

Чем является игра для ребенка? Смело можно утверждать, что это основная деятельность детей. Для дошкольников она является ведущей. Именно через игру дети познают мир, проявляют свои творческие способности, приобретают первый жизненный опыт.

Существует множество видов игр: подвижные, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и пр.. Остановлюсь на дидактической игре. Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в образовательном процессе.

           Значение дидактической игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности дошкольника. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена прежде всего на умственное развитие ребенка, нужно понимать, что ее польза зависит от того, сколько радости принесет ее решение.

В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, выкладывать узоры из разнообразных форм, собирать несложные тематические пазлы.

  В дидактических играх мы используем разнообразные игрушки, в которых выражены цвет, форма, название, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр.  В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах.  Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к творчеству, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек, развивать познавательные навыки, воображение.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) «Какого цвета этот цветок?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», и др. воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные  процессы  и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

 Настольно-печатные игры делятся на несколько видов: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.        Так игра «Подбор картинок по парам» предполагает нахождение среди разных картинок двух одинаковых: две ленточки одинаковые  по цвету, или две машинки, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех предметов  две конфетки, или предметы одежды. Предметы изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.        

В играх на запоминание состава, количества и расположения картинок дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на развитие воображения, памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закреплением у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании. Задача игр на составление разрезных картинок и кубиков – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.

В играх, связанных с описанием, рассказом по картинке с показом действий развивается не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегают к имитации движений. Например, в игре «Что это за животное?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.).

В процессе дидактических игр ребенок ставится в деятельностную позицию включает весь свой потенциал активности – от уровня восприятия до принятия самостоятельных решений.

Для осуществления принципа активности дошкольников необходимо соблюдение следующих условий: содержание дидактических игр должно соответствовать программе ФГОС, а так же осуществляться в соответствии с санитарными нормами и правилами. Инициатором дидактической игры всегда будет педагог. но для детей обучающий характер игры не должен быть очевиден.

     Все дидактические игры должны быть доступны для понимания ребенка. Условием реализации принципа доступности является строгая классификация дидактических игр по сложности .Все названные принципы должны выступать в тесном единстве; их реализация осуществляется через решение дидактических и игровых задач и направлена на повышение уровня развития творческого воображения детей.

Мы. воспитатели должны понимать. что образовательные результаты зависят от того. что ребенок не знает о необходимости их достижения. Таким образом, дошкольник в дидактических играх проявляет себя в самостоятельности, выборе средств и приёмов для достижения поставленной цели,  в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям. Но образовательные результаты являются для него побочным эффектом, обучение в дидактической игре происходит непреднамеренно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры как средство развития восприятия пространства у дошкольников с амблиопией и косоглазием»

Проблема развития и формирования пространственного восприятия является весьма актуальной в силу особой значимости данной способности при формировании ориентировке в пространстве и во всём ходе п...

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся уч...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ:  «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Конспект семинара-практикума НА ТЕМУ:  «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

   Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитыва...

Консультация для родителей «Дидактическая игра- как средство развития дошкольников»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении его жизни. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отраж...