ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
проект (старшая группа)

Лоенко Ольга Александровна

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к технике, они пытаются понять как это устроено.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проэкт106.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 421 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ИМЕНИ С.Н. РОВБЕЛЯ»

ПРОЕКТ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1233.jpg

АВТОРЫ ПРОЕКТА:

МАЗУР ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

 Воспитатель высшей кв .категории

ЛОЕНКО ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Воспитатель высшей кв. категории

НОВОСИБИРСК 2017

Актуальность проекта

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к технике, они пытаются понять как это устроено.

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера.

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

Главное в инженерном мышлении – решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынженерного мышления В развитии мышления дошкольников существенную роль играет овладение различными способами наглядного моделирования.

В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является важным способом формирования профессиональной ориентации, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Цель и задачи проекта

Цель: формирование предпосылок инженерного мышления, навыков технического конструирования и основ робототехники у старших дошкольников.

Задачи:

1 Развивать у детей интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество.

2 Учить видеть и понимать конструкцию объекта, анализировать ее основные части и возможность дополнить их и усовершенствовать.

3 Формировать представления о механизмах, их функциональном назначении.

Новизна концепции проекта, основанного на совмещении базового курса конструирования с робототехникой, в изучении робототехники имеющей конструктивно-модельную направленность: дети конструируют механизмы, решают конкретные задачи, приобретают умения создавать игрушки-трансформеры, видоизменять механизмы.

Для дошкольников с ОНР данный проект необходим в качестве средства:

- обогащения, активизации словаря;

- развития связной речи;

- развития произвольного внимания, памяти;

- развития мелкой моторики и координации движений;

- усидчивости и умения доводить начатое дело до конца.

Проект направлен на:

- помощь в индивидуальном развитии

- мотивацию к познанию и творчеству

- развитию способности и потребности в самообразовании

- объединение детей по интересам в самостоятельн6ой деятельности.

Формы работы (индивидуальная и групповая) и методы реализации проекта:

- наглядный (показ педагога, использование схем и иллюстраций, просмотр обучающих презентаций и фильмов)

- словесный (разъяснение, анализ)

- игровой (использование сюжета, обыгрывание и использование в игровой деятельности)

- проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения, преобразование готовых механизмов при изменении условий).

Продолжительность проекта:

Проект рассчитан на 2 года (старший дошкольный возраст) с учетом возрастных особенностей и предполагает еженедельные занятия в рамках ОД в режимных моментах. И неограниченное время при создании условий для самостоятельной деятельности.

Материальные ресурсы:

Техническое моделирование, сборка и программирование роботов с использованием:

- конструктор «Фикси-город» (простые механизмы)

- конструктор «Самоделкин» (пластик, металл)

- конструктор «Веселые горки» (с электроприводом)

- конструкторы Лего (транспорт, роботы-трансформеры, водяная мельница)

-конструктор Magformers (плоскостное и объемное моделирование, механизмы)

- конструктор Klikko знаток (трансформация, механизмы, объемное моделирование)

- набор «Робототехника» (роботы, управляемые пультом и модели, реагирующие на свет фонарика)

- электронный конструктор (приборы и механизмы 180 схем)

- интерактивное моделирование в программе SMART

Работа с родителями:

- Анкетирование родителей «Значение развития конструктивных способностей у дошкольников»

- Мастер-класс «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»

- Презентации различных видов конструкторов

- Консультации:

«Организация игрового пространства дома»

«Значение конструирования и моделирования для дошкольников с ОНР»

«Автоматизация звуков и развитие связной речи посредством конструирования»

«Инженерное мышление – залог успешного обучения в школе»

- Выставки детских моделей

- Проект «Мобильный репортер», где дети с родителями снимают на мобильный телефон модели и механизмы, сделанные дома монтируют короткие ролики.

- Фотовыставки: «Чудо техника», «Я играю в конструктор», «Я  в Галилео», «Вместе с папой»

Предполагаемые результаты:

Ребенок знает:

- правила безопасности работы с различными конструкторами

- основные детали конструкторов (назначение, особенности)

- конструктивные особенности различных механизмов, сооружений и моделей конструкторов

- виды подвижных и неподвижных соединений деталей конструкторов

- основные приемы конструирования роботов и механизмов

- технологическую последовательность изготовления конструкций, механизмов и роботов

- создавать реально действующие модели

- демонстрировать технические возможности моделей, роботов, механизмов

Ребенок умеет:

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по размеру, цвету и форме)

- при помощи родителей и педагога работать с литературой, каталогами, находить схемы в сети интернет

- создавать модели, механизмы, роботов по схеме, чертежу, собственному замыслу

- демонстрировать технические возможности и реализовывать творческий замысел

Перспективный план

Месяц

Лексическая тема

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

СЕНТЯБРЬ

МОНИТОРИНГ

Осень. Деревья.

Дерево (плоскостная фигура )

Klikko стр. 15)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для создания плоскостной фигуры, передавая внешние сходства. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

Корзина для грибов(Magformers стр 18)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Грибы.

Вентилятор для сушки грибов (электронный конструктор знаток стр 6)

Цель: учить собирать простейшие электрические схемы. Развивать представления об устройстве электрических приборов. Создавать  движущуюся модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

(усложнение)Вентилятор для сушки грибов, управляемый сенсором (электронный конструктор знаток стр 17)

Цель: учить собирать  электрические схемы с усложнением. Развивать представления об устройстве электрических приборов. создавать  движущуюся модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

ОКТЯБРЬ

Ягоды. Домашние заготовки/Откуда хлеб пришел?

Торт. (Magformers стр 27)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Мельница.( Klikko стр. 15)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной, движущейся модели здания. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

Овощи.

Грузовики с овощами. (набор «Грузовички 3» модель 43, 48)

Цель: закрепить представления о сенсорных эталонах формы, пространственное восприятие. Развивать способность анализировать схемы, чертежи, конструкции. Воспитывать самостоятельность, активность, уверенность.

Овощной магазин. (новая стройка. Усложнение. Модель № 48)

Цель: упражнять в строительстве зданий по предлагаемым условиям (схема), анализ схем и конструкций. Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. Развивать моторику. Воспитывать самостоятельность.

Фрукты.

Вишенка .( Klikko стр.17 )

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной  модели . Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

Лимон.( Klikko стр.31 )

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

Продукты питания/ Школа

Леденец. конфета. (Magformers стр 14,15)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Школа (новая стройка. Усложнение. Модель № 55)

Цель: упражнять в строительстве зданий по предлагаемым условиям (схема), анализ схем и конструкций. Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. Развивать моторику. Воспитывать самостоятельность.

Человек. Части тела

Актер.( Klikko стр. 15)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для создания плоскостной фигуры человека, передавая внешние сходства. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

Акробат.( Klikko стр. 15)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для создания плоскостной фигуры человека, передавая внешние сходства. Дополняя образ необходимыми деталями. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

НОЯБРЬ

ТВОРЧЕСКИЕ

КАНИКУЛЫ

Дикие животные.

Белка. (Magformers стр 7)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Заяц. (Magformers стр 2)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Зимующие птицы

Синица. (Magformers стр 6)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Сова.( Klikko стр. 43)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для создания объёмной модели птицы, дополняя образ необходимыми деталями. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

Животные холодных стран.

Пингвин. (Magformers стр 13)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель, учитывая внешние признаки (наклон головы, положение крыльев). Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Северный олень. (Magformers стр 9)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

ДЕКАБРЬ

Зима.

 Звездочки. (Magformers стр 19)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

Снежинка.( Klikko стр. 59)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

Одежда.

Ателье (крупный строительный материал)

Цель: упражнять в строительстве различных зданий, в анализе схем и конструкций. Формировать конструкторские навыки, направленное воображение.

Туфелька (Magformers стр 22)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Игрушки.

Волшебная палочка (Magformers стр 24)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Музыкальное радио(электронный конструктор знаток стр 11)

Цель: учить собирать простейшие электрические схемы. Развивать представления об устройстве электрических приборов. создавать  движущуюся модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Зимние забавы. НГ

Елка (кубики Никитина)

Цель: развивается способность детей к анализу и синтезу,  мыслительным операциям, способность к комбинированию.

Новогодняя свеча (Magformers стр 26)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

ЯНВАРЬ

ТВОРЧЕСКИЕ

КАНИКУЛЫ

Мебель

Посуда.

ФЕВРАЛЬ

Домашние животные

Лошадь. (Magformers стр 12)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Конь.( Klikko стр. 47)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной, движущейся модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении поставленных целей.

Домашние птицы

Гусь. (Magformers стр 6)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную,  модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

Курица.( Klikko стр. 44)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной, модели . Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении поставленных целей.

Наша армия

Военная машина .( Klikko стр. 34)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели с  движущимися деталями. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении поставленных целей.

Танк.( Klikko стр. 35)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной, движущейся модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении поставленных целей,

Профессии.

Кинооператор(Magformers стр 21)

Цель: Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную, модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

Крановщик .( Klikko стр. 67)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели с  движущимися деталями. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

МАРТ

Семья. Мамин день

Сердечко (Magformers стр 16)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную, модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

Бабушка  (Magformers стр 25)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную, модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

Город.Транспорт. ПДД

Дома в городе. (новая стройка. Усложнение. Модель № 30,36,52)

Цель: упражнять в строительстве зданий по предлагаемым условиям (схема), анализ схем и конструкций. Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. Развивать моторику. Воспитывать самостоятельность.

Вертолет.( Klikko стр. 38)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели с  движущимися деталями. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

Водный мир. Рыбы

Рыбка.( Klikko стр. 42)

Цель: учить подбирать детали для постройки объемной модели золотой рыбки. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении поставленных целей,

Жаба.( Klikko стр. 41)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели земноводного. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и.

ТВОРЧЕСКИЕ

КАНИКУЛЫ

АПРЕЛЬ

Животные жарких стран.

Кенгуру. (Magformers стр 10)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

Слон. (Klikko стр 50)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель, дополняя необходимыми деталями (хобот, большие уши ) Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

Космос.

Ракета. (Magformers стр 17)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

HЛО.( Klikko стр. 40)

Цель: учить подбирать детали для постройки объемной, движущейся модели и соединительные элементы. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность.

Весна.

Цветок. (Magformers стр 23)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную,  модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

Цветок.( Klikko стр. 59)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность.

Перелетные птицы

Гусь. (Magformers стр 6)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную,  модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

Утка .( Klikko стр. 41)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной, движущейся модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

МАЙ

Насекомые. Лето

Бабочка. (Magformers стр 1)

Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

Улитка. .( Klikko стр. 42)

Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность.

День победы

Военная лодка .( Klikko стр. 37) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность

Авианосец.( Klikko стр. 36) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность.Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений.

МОНИТОРИНГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом».

Проект«Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом»....

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...

Использование STEAM-технологии "Йохокуб" в развитии инженерных навыков старших дошкольников

Статья о новом конструкторе "Йохокуб" и использовании его в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников.

Под предпосылками инженерного мышления понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производс...

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников...

«Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников»

Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.«В современном мире инженер – высококвалифи...