Организация экологической деятельности
материал (подготовительная группа)

семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_ekologicheskoy_deyatelnosti.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – ведущая деятельность в дошкольном детстве. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.  

     Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры экологического содержания.

     Игра создает  оптимальные условия для воспитания и обучения:

-дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

- доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

- ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

- способствует развитию разных анализаторных систем;

- вызывает эмоциональную реакцию у детей, закрепляя экологические знания, для применения их в самостоятельной игровой деятельности.

Важным в экологическом воспитании дошкольника является взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе, об окружающем мире. Всестороннее развитие и экологическое воспитание маленьких детей проводится разными методами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания и бережного отношения к самой природе. Нет ни одного объекта или явления, которое оставило бы детей равнодушными. Воспитателям необходимо развивать и направлять этот интерес, совершенствовать умения детей внимательно наблюдать, воспитывать любовь к природе, умение заботиться о растениях и животных, вызвать сострадание к порче растений и уничтожению животных.

В работе по экологическому воспитанию детей важным является использование разных видов игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность.
На таких занятиях, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим вопросам:
-формированию понимания ценности природы;

-осознанию ребенком себя как части природы;

-воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

-формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

-пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей влечет за собой другие изменения;

-пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;

-формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

-усвоению основ экологической безопасности;

-усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту;

-формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании способствует формированию у детей представлений о природе, создает у детей положительные эмоции, благодаря которым быстрее усваивается новый материал. В процессе игры дети овладевают новыми знаниями о природе. Важным в экологических играх является формирование положительных эмоций. Игра- это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности. Педагог должен не только руководить играми, но и активно участвовать в них. Игра может не сложиться, если сюжет был не интересен детям. Какие же элементы игры можно использовать в игровых ситуациях на экологических занятиях? Характер игры определяется логикой построения занятия. Воспитатель должен продумать и организовать ход игры и направить игру в нужное русло. В разной степени могут быть использованы сюжет, ролевые отношения, сказочные и литературные герои. Это формирует у детей доброжелательное отношение к живой природе, а также и к неживой. Важным игровым элементом в обучении являются игрушки, которые изображают животных. Дети с удовольствием играют с такими игрушками, обыгрывают их. Существует огромное разнообразие игрушек-животных. Главный смысл использования таких игрушек - это сравнение живого объекта с неживым. Игры с игрушками-животными дают детям понятие как правильно действовать с живыми объектами. Игрушка должна быть «доброй», симпатичной, вызвать у детей положительные эмоции.

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (И.О.С.).

И.О.С. - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

1. - она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

2. - оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

3. - в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

4. - игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

5. - воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино»

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

И.О.С. с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип И.О.С. связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В И.О.С. сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных И.О.С., которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

Литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Еще один тип И.О.С. имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия, Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

Вымышленные герои в обучающих ситуациях


Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком (переодетый воспитатель), хорошо знающим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветax (садовых и полевых), взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце), зависимости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.
Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями. Это положительно влияет на их личностные проявления: развивается способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Использованная литература:

1. Экологическое воспитание дошкольников. Лопатина А.А., Скребцова М.В.И: Амрита-Русь, Год издания: 2010.

2. Система экологического воспитания дошкольников. Николаева С.Н.,2014 г.

3. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Соломенникова О.В. 2015 г.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с

5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.

6. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экологически-ориентированной деятельности детей в детском саду

В системе работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников большое значение имеет практическая деятельность детей, в процессе которой они приобретают умения и знания о правильных способа...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

Предлагается перспективное планирование организации трудовой деятельности дошкольников в экологическом уголке в течение года...

Технология организации экологически ориентированной деятельности детей в цветнике

Данная работа поможет педагогам пополнить теоретические знания о работе с детьми в цветнике....

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Доклад на тему: «Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...

Доклад на тему: «Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...