ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УГОЛКЕ
календарно-тематическое планирование по теме

Говорушкина Людмила Алексеевна

Предлагается перспективное планирование организации трудовой деятельности дошкольников в экологическом уголке в течение года

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

1 МЛАДШАЯ ГРУППА

Содержание труда и методика руководства им в младших группах. Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке.

Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.
Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.
Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы.

Корм и его дозировку определяет воспитатель.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1—2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.).

Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая труд этот будет организован как труд рядом.


Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой видимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Время года

Содержание труда

Задачи трудового воспитания детей

Перечень трудовых умений и навыков

Формы организации детей

Основные приемы руководства деятельностью детей

В течение года

Уход за растениями в уголке  природы  и на участке.  

Учить ухаживать за комнатными  растениями, поддерживать любознательность.

Умение правильно держать лейку с водой.

Навык аккуратного обтирания  крепких кожистых листьев тряпочкой, придерживая лист ладонью  снизу.

Совместный труд ребенка и взрослого.

Обучение малыша трудовым действиям;

Поэтапный ступенчатый инструктаж;

Оказание ему помощи;

Контроль выполнения трудовых операций; Оценка деятельности;

Учет индивидуальных особенностей.

ОСЕНЬ

Труд в цветнике.

Побуждать охотно выполнять трудовые поручения, совершенствовать трудовые умения, способствовать проявлению инициативы.

Срезка цветущих растений.

Уборка опавшей листвы

Совместный труд с воспитателем

Обучение малышей трудовым действиям6 собрать листья в ведерко, унести в определенное место.

Оценка деятельности детей.

Вот какой у нас участок

Побуждать собирать листья, опавшие с деревьев.

Собирать листья в ведерко;

Относить в определенное место.

Совместная деятельность

Поручения

Показ последовательности труда.

ЗИМА

Покормим птиц

Обогащать представления об образе жизни птиц

Насыпать корм  в кормушку.

Сметать снег из кормушки

Индивидуальные поручения

Беседа о зимующих птицах: птицам холодно, голодно, их нужно кормить-сыпать корм в кормушки»

Напоминание, указание

Вот какой у нас участок

Побуждать детей поддерживать порядок на прогулочной площадке.

Собирать снег в кучу для постройки горки;

Сметать снег с построек: стол, скамейки.

   

Оценка выполненной работы детьми.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Поможем деревьям

Учить заботливо относиться к растительному миру. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подсыпание снега под деревья.

Совместная деятельность. Индивидуальные поручения.

Рассмотреть деревья в зимнем уборе. Объяснение, для чего необходимо укрывать корни  дерева снегом.

ВЕСНА

Посадка   луковиц в землю, подготовленную воспитателем.

Формировать навыки посадки лука.

Вызвать интерес к совместному  труду по выращиванию растений.

Ямка в земле

Посадка.

Присыпание землей.

Полив.

Совместная деятельность с детьми

Обсуждение процесса посадки лука. Поэтапное выполнения работы.

Оценка  выполненной работы детьми.

Полив посадок лука

Закрепить умение полива растений.

Формировать интерес к выращиванию растений.

Полив;

Индивидуальные поручения

Контроль выполнения трудовых операций;

Оценка выполненной работы;

Учет индивидуальных особенностей.

Посадка крупных семян в землю, подготовленную воспитателем.

 Формировать представление о выращивании растения из семени

Раскладывание семян в бороздки

Присыпка землей.

Полив.

Совместная деятельность с детьми

Обсуждение этапов посадки семян в землю.

Подготовка бороздок.  

Посадка семян в бороздки.

Полив.

Оценка выполненной работы.

Полив и уход за рассадой.

Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность

Полив.

 Индивидуальные поручения.

Контроль выполнения трудовых операций; Оценка деятельности;

Учет индивидуальных особенностей

ЛЕТО

Высадка рассады в клумбы

Воспитывать желание выращивать растения. Развивать эстетический вкус.

Совместная деятельность с детьми

Обсуждение этапов работы.

Наблюдение за работой взрослых

Оценка деятельности.

Полив и уход за растениями

Приучать ухаживать за растениями цветника и клумб.

Полив.

Наблюдение за рыхлением.

Наблюдений за прополкой.

Совместная деятельность

Индивидуальные поручения.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован как труд рядом. Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и эту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядки или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснениями, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Время года

Содержание труда

Задачи трудового воспитания детей

Перечень трудовых умений и навыков

Формы организации детей

Основные приемы руководства деятельностью детей

В течение года

Труд по уходу за комнатными растениями

 

Познакомить с жизненно важным условием существования растения (потребность в тепле, влаге, свете). Обучение детей процессу полива комнатного растения.

Учить вытирать и поливать  растения.

Формировать умение соотносить результат с целью.

Умение правильно держать небольшую (но не игрушечную) леечку, носиком лейки упираться в край горшка

Труд подгруппами

Ознакомить со структурой трудового процесса: с помощью модели принять цель, определить предмет труда, отбор инструментов.

Обучение трудовым действиям и их последовательности.

Формировать умение соотносить результат с целью.

ОСЕНЬ

Мытье комнатного растения

Формировать у детей знания о структуре трудового процесса. Воспитывать желание помогать растениям.

1.отжать тряпочку, чтобы с нее не капала вода;

2.расправить ее; положить на ладонь одной руки листочек и, поддерживая его снизу, медленно и осторожно проводить тряпочкой по нему в одном направлении от черешка к концу сверху, а потом снизу.

3.Прополоскать тряпочку и также протирать следующий лист».

Индивидуальные поручения

Обсуждение хода трудового процесса с использованием моделей.

Самостоятельный труд детей.

Оценка  выполненной работы детьми.

Пересадка цветущих растений из цветника

Закрепить умение различать и правильно называть цветы (астра, георгина и т.д.).

Формировать желание участвовать в труде

Совместный труд с воспитателем

Обсуждение хода трудового процесса. Совместно с воспитателем пересадить цветущие растения из цветника в кашпо.

Оценка  выполненной работы детьми.

Сбор семян для подкормки птиц зимой.

Формировать знания о потребности птиц в пище.

Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.

Навык аккуратного обращения с растениями: не помять, не сломать веточки.

Коллективный труд

Индивидуальные поручения

Обсуждение хода трудового процесса. Сбор семян. Просушка. Разложить по коробочкам.

Оценка  выполненной работы детьми.

ЗИМА

Посев гороха, садовых бобов, настурции

Сформировать у детей представление о выращивании растений из семян. Закрепить знания о том, что для роста и развития растений необходимы солнечный свет, тепло, влага, хорошая питательная земля и уход.

Навык посадки семян:

сделать бороздки; посадить семена в бороздки;

присыпать землей;

полить.

Коллективный труд

Обсуждение хода трудового процесса с использованием модели.

Самостоятельная работа детей.

Оценка  выполненной работы детьми.

Подкормка птиц на участке

Развивать интерес к жизни птиц.

Индивидуальные поручения

Мытье поддонов и кашпо для растений

Формировать у детей знания о структуре трудового процесса.

Воспитывать желание участвовать в труде. Формировать интерес к растениям.

Навык аккуратной работы.

Коллективный труд.

Обсуждение хода трудового процесса с использованием модели.

Самостоятельная работа детей

Оценка  выполненной работы детьми.

Уход за комнатными растениями

Закреплять умение  протирать крупные листья комнатных растений.

Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность

Полив;

Протирание листьев;

Рыхление.

Индивидуальные поручения

Определение растений, нуждающихся в уходе.

Самостоятельная работа детей

Оценка  выполненной работы детьми.

ВЕСНА

 

Посадка  лука в ящики на зелень.

Закрепить представления о последовательности трудового процесса, используя модели.

Сформировать представление о потребности растений в земле. Воспитывать интерес к посадке растений.

Вызвать интерес к совместному  труду по выращиванию растений.

Навык посадки лука:

Заполнение

Коллективный труд

Определение последовательности трудового процесса посадки лука по модели.

Контроль выполнения трудовых операций; Оценка деятельности;

Учет индивидуальных особенностей

Оценка  выполненной работы детьми.

Посев семян душистого горошка

Учить детей узнавать семена душистого горошка. Формировать навыки посадки семян.

Вызвать интерес к выращиванию растений.

Навык посадки семян:

сделать бороздки; посадить семена в бороздки;

присыпать землей;

полить.

Коллективный труд

Рассмотреть семена душистого горошка (они коричневые, круглые, гладкие, твердые).

Определение последовательности посадки семян (сделать бороздки, посадить семена в бороздки, присыпать землей, полить).

Поэтапное выполнение.

Контролировать выполнения

Оценка  выполненной работы детьми.

Высадка рассады в цветник

Учить детей выращивать растения: сеять семена, высаживать рассаду, часть которой они  выращивают в уголке природы.

Навык высадки рассады в грунт:

сделать бороздки; посадить растение в бороздки;

присыпать землей(прижать);

полить

Коллективный труд

Оценка  выполненной работы детьми.

ЛЕТО

Посадка гороха на грядки

Формировать представление о внешнем виде семени гороха (круглое, зеленое или желтое, крепкое, гладкое, бугристое). Закреплять умения анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.

Навыки посадки: сделать бороздки;

Разложить семена в бороздки;

Присыпать землей;

Полить.

Коллективный труд

Оценка  выполненной работы детьми.

Труд в цветнике

Закрепить умение ухаживать за цветником.

Полив посевов. Наблюдение за прополкой и рыхлением

Индивидуальные поручения

Оценка  выполненной работы детьми.

Уход за комнатными растениями

Показать детям потребность растений во влаге.

Закреплять процесс поливки

Полив

Определение необходимости полива.

Индивидуальные поручения

Обучение поливки комнатных растений на основе модели трудового процесса.

Оценка  выполненной работы детьми.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение-2—3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2—3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.
Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса. Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда.  Не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда. Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию.

Время года

Содержание труда

Задачи трудового воспитания детей

Перечень трудовых умений и навыков

Формы организации детей

Основные приемы руководства деятельностью детей

ОСЕНЬ

Как поливать растение.

 

Закрепить знания структуры трудового процесса. Обучить детей практическим навыкам поливки растений. Воспитывать желание заботиться о комнатных растениях

 

 

Умение оценивать состояние природного объекта.

Умение планировать собственную деятельность.

Умение осуществлять уход за комнатным растением.

Умение прогнозировать развитие ситуации.

 

Ежедневные индивидуальные поручения.

Обсуждение предстоящей деятельности с использованием модели трудового процесса (цель деятельности, способы и средства ее достижения, анализ полученного результата). Практическая деятельность детей по поливу комнатных растений. Анализ результатов деятельности.

Уборка уголка природы

Развивать сознательность действий, самостоятельность, стремление к достижению цели. Учить детей понимать содержание и назначение труда, желание охотно выполнять работу.

Коллективная

Распределение работы между детьми: 1 гр.-моет горшки,  поддоны, 2 гр- вытирает листья растений. 3 гр.- поливают, рыхлят землю.

Напоминание конечной цели труда.

Обучение способам уборки пыли с комнатных растений (практическое занятие)

Закрепить структуру трудового процесса. Обучить детей практическим навыкам уборки пыли с растений. Воспитывать потребность оказывать помощь растениям как живым существам.

Умение оценивать состояние природного объекта.

Умение планировать собственную деятельность.

Умение осуществлять уход за комнатным растением.

Умение прогнозировать развитие ситуации.

Коллективная

Обсуждение предстоящей деятельности с использованием модели процесса (цель деятельности, способы и средства. ее достижения, анализ полученного результата). Практическая деятельность детей по уборке пыли с растения. Анализ результатов деятельности.

зима

Знакомство с новым комнатным растением.

Познакомить детей с новым комнатным растением. Упражнять детей в исследовательской деятельности. Воспитывать интерес к комнатным растениям.

Умение отражать в речи результаты собственных наблюдений и собственных предположений.

Коллективная

Беседа о строении растения на основе использования модели «Растение». Внесение нового комнатного растения. Беседа о новом растении и способах ухода за ним на основе моделей «Растение» и «Способы ухода за растениями»

Уход за комнатными растениями

Учить ребят определять потребность земли во влаге.

Учить детей поддерживать чистоту растений с опушенными листьями. Формировать чувство ответственности за порученное дело.

 

Умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия.

Полив комнатного растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем.

Полив растения по мере необходимости;

Поливать водой комнатной температуры;

Увлажнять одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности земли.

Чистить листья кисточкой.

 

Ежедневные поручения по уходу за растениями

Наблюдение за растением.

Определение состояния живого объекта и условий, в которых он находится.

Оказание помощи детям: установить, что надо сделать, определить набор  и характер трудовых действий.

Подкормка птиц

Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

Очищение кормушек от снега.

Ежедневные поручения

Уход за деревьями

Приучать детей к разнообразной самостоятельной работе. Формировать умение соотносить результат с целью.

Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев.

Возить снег на грядки и цветники

 Коллективная

Индивидуальные поручения

Обсуждение хода трудового процесса.

Самостоятельный труд детей.

весна

Посадка гороха

Систематизировать знания детей о процессе посадки гороха. Учить ставить цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий. Воспитывать дружеские отношения друг к другу в процессе труда.

Умение планировать собственную деятельность.

Умение осуществлять практическую деятельность.

Умение прогнозировать развитие ситуации.

Коллективная

Использование модели трудового процесса.

Приготовление земли совместно с воспитателем. Заполнение землей ящичков, коробочек.

Напоминание (словом, показом) о соблюдении правил выполнения работы.

Отметить аккуратность работы каждого. В последующем - длительное наблюдение за ростом гороха.

Посев крупных семян цветов для клумбы.

Закрепить знания детей о цветочных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян.

Умение размножать растения семенами

Совместная деятельность

Беседа о времени года, о посеве семян для рассады. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности. Проведение дидактической игры «Волшебные экранчики» (на развитие у детей умения упорядочивать предметы по свойствам)

Уход за комнатными растениями

Учить ребят устанавливать необходимость поливки, опираясь на внешний вид растений (упругость листьев, стеблей)

Учить детей поддерживать чистоту растений, с листьями, имеющими зазубрины;

Умение устанавливать необходимость поливки.

Поливать;

Обливать;

Опрыскивать из пульверизатора.

Индивидуальные поручения

Наблюдение

Контроль

Советы

Указания.

Анализ трудового процесса

Устройство цветника

Поддерживать интерес к трудовым процессам по оборудованию цветника.

Рыхление граблями перекопанной земли.

Очищение земли от камней и палок.

Разметка борозд для посева.

 

Подгрупповая

Определение дозировки заданий.

Показ детям результатов конкретного трудового задания.

Высадка цветочной рассады в грунт

Формировать интерес к уходу за растениями

Совместно с воспитателем

Поощрять участие в труде.

ЛЕТО

Уход за цветником

Учить детей осознавать, что их деятельность в цветнике связана с погодой, состоянием растений . Дать представление о роли прополки для роста растений.

Полив растений -летом жарко, земля высыхает, надо поливать каждый день, после дождя растения поливать не надо.  

Рыхление земли;

Прополка от сорняков.

С детьми уточняются способы ухода за обитателями уголка природы летом, приучают выполнять несложные трудовые поручения: полить растения, рыхлить, удалить сорняки.

Уход за комнатными растениями

Обучение детей рыхлению. Учить контролировать свои движения.

Учить детей поддерживать чистоту растений

с мелкими листьями,

рыхлить землю в цветочных горшках

Навык контроля движений, чтобы не повредить растения.

Поливать;

Обливать;

Опрыскивать;

Удалять с листьев пыль;

Рыхлить землю в цветочных горшках.

Удаление омертвевших растений, сухих листьев, стеблей.

Индивидуальные поручения

Обратить внимание детей на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже растут. Рыхление надо проводить осторожно, аккуратно.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

СТАРШАЯ ГРУППА

      Содержание  труда и методика руководства им в  старшей и подготовительной к школе группах. Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделки грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У  детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

     Продолжительность труда в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые  навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в  жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

    Овладение трудовой деятельностью в старшей  и подготовительной к школе группах  происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умение принимать  и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длинными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

    В старшей группе вводятся дежурства  детей в уголке природы. Организуя  дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили, и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств – до двух дней, а можно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и  умении по уходу за животными и растениями организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том  кто, что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т.д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми  для них животными, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

    Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети  рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что  нового, интересного заметили в развитии растений и в поведении животных. При  оценке дежурств, следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждение о качестве, об отношениях к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

    По  сравнению с предыдущим возрастом  значительно усложняется организация  коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный. При организации  общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий.

    Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т.д.

    Имеет место наиболее сложный вид коллективного  труда - труд совместный. По этому типу может быть организован труд в  огороде, в цветнике. Одна подгруппа  вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

    При организации коллективного труда  воспитатель помогает детям разбиться  на звенья, распределить обязанности  между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

    Ведущим приемом обучения детей новому труду  становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется  в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

    В связи с общим развитием детей  становится возможным трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют  наиболее сложные операции.

    В процессе руководства трудом детей  ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотнести свои действия с указаниями воспитателя.

    Оценка  носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества труда: «Посадит правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

    Особенностью  руководства  трудом, в старшей  и подготовительной к школе группе, является и то, что воспитатель  обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Время года

Содержание труда

Задачи трудового воспитания детей

Перечень трудовых

умений и навыков

Формы организации детей

Основные приемы руководства деятельностью детей

ОСЕНЬ

Дежурство по уголку природы

Вызвать у детей интерес к дежурствам по уголку природы, желание ухаживать за объектами уголка природы.

Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

 Осуществление дежурства в течение 2-3 дней.

дежурство

Закрепление знаний о правилах (способах и приемах) ухода за растениями, о последовательности работы. Уточнение обязанностей

 дежурных. Определение значимости труда дежурных для хорошего состояния растений.

Оценка  выполненной работы детьми.

Уход за комнатными растениями

Учить детей под руководством педагога  ухаживать за комнатными растениями: Знакомить детей со способами размножения, оказывать помощь в пересадке растения.

Поливка;

Рыхление земли в горшках;

Удаление пыли;

Дежурство

Индивидуальные поручения

Закрепление знаний детей моделей растения.

Показ воспитателем правильности выполнения трудового действия.

Уборка уголка природы (ежемесячно)

Учить детей поддерживать согласованность в работе, правильные взаимоотношения

Подгрупповая

Распределение поручений.

Уход за срезанными цветами

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Смена воды;

Подрезка стебля.

Индивидуальные поручения

Пересадка цветущих растений  из грунта 

Закрепить умение различать и правильно называть цветы (астра, георгина и т.д.). Познакомить детей с корнем как частью растения, объяснить связь между похолоданием и состоянием растения. Формировать навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой).

Навык пересадки растений;

Коллективный труд (подгруппами)

Сбор семян растений

Учить заготавливать семена растений для подкормки птиц зимой.

Работа в цветнике

Учить детей участвовать в перекопке земли в клумбе с однолетними растениями

Учить рыхлить землю в клумбе с многолетними цветами. Укрывать многолетники на зиму собранной опавшей листвой.

  Перекопка земли;

Коллективный труд

ЗИМА

Способы ухода за комнатными растениями.

Научить детей определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Умение определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения.

Устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними.

Умение ставить самостоятельно цель предстоящей деятельности и планировать деятельность.

Дежурство

Индивидуальные поручения

Обсуждение структуры трудового процесса.

Закрепление правильности выполнения трудового действия.

Выполнение детьми трудовых действий.

Рефлексия.

Уход за растениями в группе

Обучать поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму и в соответствии с биологическими особенностями  растений.

Закрепить умение  удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивания из пульверизатора

Умения ухаживать за растением, учитывая его особенности.

Умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому. Осуществлять  «избирательный подход» к растениям при поливе.

Дежурство

Индивидуальные поручения

Обсуждение структуры трудового процесса.

Закрепление правильности и необходимости выполнения трудового действия.

Выполнение детьми трудовых действий.

Рефлексия.

Посев семян петрушки, кресс-салата  и укропа в уголке природы.

Закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах.

Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян.

Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений.

Развивать желание самим выращивать растения из семян.

Умение размножать растения семенами

Коллективный труд

Беседа о времени года, о посеве семян.

Уточнение, напоминание, указания.

Показ приемов посева семян.

Выполнение детьми посева семян.

Анализ результатов деятельности.

Уход за посевами

Обучать детей уходу за посевами

Полив

Прополка

Длительные, систематические поручения

Распределение  детей по подгруппам, учет индивидуальных особенностей детей.

Работа в цветнике.

Учить укрывать посадки в цветнике снегом.

Воспитывать бережное отношение к природе

Коллективная. Индивидуальные поручения

Объяснение, пояснения, указания, помощь при распределении труда.

Уход за деревьями

Учить детей бережному отношению к деревьям. Развивать умение ухаживать за ними, заботиться.

Подгребание снега под деревья и кусты.

 Коллективная

Индивидуальные поручения.

Объяснение, пояснения, указания, помощь при распределении труда.

Осмотр и подкормка комнатных растений.

Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними

Полив

Рыхление

Обрезка

Подкормка

Совместная деятельность с педагогом.

Беседа-сообщение, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их нужно подкармливать.

ВЕСНА

Черенкование комнатных растений.

Познакомить детей с черенкованием растений, со структурой этого трудового процесса.

Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями.

Навык черенкования  комнатных растений

Совместная деятельность с педагогом.

Обсуждение структуры трудового процесса по черенкованию растений: цель труда, материал, инструменты, трудовые действия, результат.

Пересадка комнатных растений

Активизировать знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними.

Навык пересадки растений

Структура процесса пересадки

растения.

Посев семян цветов в уголке природы для рассады

Закрепить знания детей о цветочных культурах и их семенах.

Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян.

Умение размножать растения семенами;

Уход за посадками;

Рыхление;

Полив;

Подготовка к пикировке;

 Коллективная

Беседа о времени года, о посеве семян для рассады. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности.

Уход за рассадой

Длительные, систематические поручения

Распределение  детей по подгруппам, учет индивидуальных особенностей детей.

Пикировка рассады.

Закрепить знания детей о цветочных культурах. Формировать навыки пикировки рассады. Продолжать учить приемам ухода за рассадой.

Развивать интерес к труду в природе.

Пикировка

Уход за посадками

Рыхление

Полив

Подготовка к высадке  в клумбу.

Коллективная

Показ правильных действий при пикировке рассады.

Уход за комнатными растениями

Закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые -теневыносливые)

Удаление сухих листьев;

Подкормка растений;

Размножение растений;

Пересадка растений;

Дежурство.

Индивидуальные поручения.

Модель способов поливки и отношения растений к солнечному свету

Устройство клумб, цветника

Учить детей готовить почву в цветнике для посевов. Учить детей выращивать растения: участвовать в перекопке земли и разделке рабаток и клумб,

Навык перекопки земли (вторая перекопка после взрослых)

 Коллективная

Объяснение и показ, как вскапывать и рыхлить землю. Установление правил работы лопатой и граблями. Показ правильных действий Предложение отдельным детям продемонстрировать приемы работы.

Высадка рассады в грунт. Посев семян растений в цветник.

Учить детей выращивать растения: сеять семена, высаживать рассаду, часть которой они  выращивают в уголке природы.

 Пересадка. Полив.

   

Коллективная

Наметить места высадки рассады в клумбу с учетом высоты взрослого растения и цветовой гаммы.

Труд детей на клумбе, в цветнике.

Учить детей выращивать растения: полив, прополка, рыхление земли, сбор семян.

Закрепить  умение ухаживать за растениями

Полив

Прополка. Рыхление

Дежурство.

Индивидуальные поручения.

Объяснить детям, что сорную траву следует вытаскивать с корнем и уносить в мусорный контейнер.

 Попросить ответить, почему нужно делать так.

Обратить  внимание  детей на особенности полива большого пространства.

Сравнить с поливом комнатных растений.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Время года

Содержание труда

Задачи трудового воспитания детей

Перечень трудовых умений и навыков

Формы организации детей

Основные приемы руководства деятельностью детей

ОСЕНЬ

 

Уход за комнатными растениями с учетом их потребностей

Расширять и сиcтематизировать знания детей о комнатных растениях.

Закрепить знания         о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений. Воспитывать интерес  к уходу за комнатными растениями.

Умение видеть объект в разнообразии его свойств и жизненных проявлений.

Дежурство.

Индивидуальные поручения.

Закрепление понятий «комнатные растения на основе моделей строения растений.

Рассказ детей по моделям о способах ухода за комнатными растениями.

Пересадка цветущих растений  из клумбы в уголок природы

Закрепить умения различать и правильно называть растения.

навыки пересадки растений: выкапывать с земляным комом;

копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой

Подгрупповая

 Знакомство детей с корнем как частью растения.

Объяснение связи между похолоданием и состоянием растений,

Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой.

Помочь детям приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав для подкормки птиц зимой.

Коллективная

Советы, вопросы, напоминания.

Работа на клумбе

Формировать у детей умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых.

Умение перекапывать землю.

Подготовка клумбы к зиме.

Сгребать опавшие листья, укрывать ими растения.

Подгрупповая

Определение трудовых задач по звеньям: одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена.
Оказание  помощи детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена.

 Наблюдение труда детей, оказание им помощи.

Советы, указания.

зима

Уход за комнатными растениями

Формирование навыка оптимального расположения растений в помещении.

Дежурство

Индивидуальные поручения

Модель с изображением наземных и подземных частей растения. 

Привлечение внимания детей к результатам труда

Утепление снегом деревьев, цветников

Формировать бережное, заботливое отношение к природным объектам

Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев, цветников

Коллективная

Подгрупповая

Индивидуальные поручения.

Показ способов действия. Ознакомление с новой трудовой операцией.

Изготовление и установка кормушек

Воспитывать бережное и заботливое отношений к зимующим птицам.

Коллективная

Совместная деятельность с родителями

Подкормка птиц

Помочь детям приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц.

Умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, самостоятельно выполнять трудовой процесс

Дежурство

Индивидуальные поручения

Показ, объяснение, пояснение, напоминание.

зима

Подкормка комнатных растений и уход за ними.

Закрепить навыки самостоятельного ухода за растениями: определять необходимость поливки, рыхления

Навык определения необходимости поливки, рыхления, подкормки.

Дежурство

Индивидуальные поручения.

Показ способов действия. Ознакомление с новой трудовой операцией.

Организация огорода на окне

Коллективная.

Дежурство.

Индивидуальные поручения.

ВЕСНА

Пересадка комнатных растений

Уточнить представления детей о потребности растений в месте обитания.

Учить определять растения, нуждающиеся в пересадке (тесен горшок).

Познакомить с агротехникой пересадки.

Учить пересаживать комнатное растение. Воспитывать умение работать аккуратно, сохраняя целостность корней и других частей растения.

Навык определения растения для пересадки.

Умение пересаживать комнатные растения

Подгрупповая

Определение необходимости пересадки комнатного растения.

Вводная беседа. Обсуждение способов пересадки на основе моделей. Выполнение детьми трудовых действий. Анализ результатов деятельности.

Показ педагогом нового способа размножения растений.

Посадка цветочных семян для выращивания рассады

Коллективная

Рассмотреть семена, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку.

Выращивание рассады и овощных культур

Дежурство

Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами

Весенний уход за комнатными растениями

Учить по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые.

Полив

Рыхление

Опрыскивание из пульверизатора

Мытье растений.

Очистка пыли с листьев кисточкой.

Дежурство

Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами

Перекопка земли в клумбе, оформление цветника.

Сформировать  у детей умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых.

Коллективная – совместный труд

Определение трудовых задач по звеньям: одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена.
Оказание  помощи детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена.

 Наблюдение труда детей, оказание им помощи.

Советы, указания.

Высадка рассады, выращенной для цветника

Вызвать интерес к выращиванию растений.

Коллективная

Уход за посаженными растениями

Научить детей определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Полив;

Рыхление;

Прополка

Дежурство

Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами.

Оказание помощи в распределении обязанностей, контроля умения пользоваться орудиями труда,

Обращать внимание на качество выполненных работ.

ЛЕТО

В уголке природы летом дети продолжают осуществлять уход за комнатными растениями

Помочь детям приобрести некоторые навыки охраны природы.

Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами

Оказание помощи в распределении обязанностей, контроля умения пользоваться орудиями труда,

Обращать внимание на качество выполненных работ.

Помощь птицам, прилетающим на участок

Помочь детям приобрести некоторые навыки охраны природы


Навык помощи птицам: в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами.

Дежурство

Труд детей в цветнике

Учить детей достаточно ответственно и самостоятельно, но под руководством взрослого осуществлять уход за растениями цветника

Учить детей отличать культурные растения от сорняков.

Навык определения необходимости основных видов ухода: полив, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание  и т. д.

Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами.

Дежурство

 Обучение воспитанников правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок, водой, подогретой на солнце. Показ приемов рыхления междурядий. Объяснение, что рыхлят для того, чтобы к корням растений поступал воздух.

Оказание помощи в распределении обязанностей, контроля умения пользоваться орудиями труда,

Обращать внимание на качество выполненных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.Различают четыре основных вида детского труда: са...

Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании

Доклад для методического объединения по экологии и трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

Перспективное планирование организации совместной деятельности воспитателей

Данное планирование  совместной деятельности воспитателей с детьми направлен на решение задачи объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных...

Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей второй группы раннего возраста (2-3 лет) на 2017-2018 учебный год

Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей второй группы раннего возраста (2-3 лет) на 2017-2018 учебный год...

Конспект организации трудовой деятельности «Поможем растениям в уголке природы» старшая группа

Цель: формировать знания по уходу за растениями, прививать любовь к живой природе.Задачи:Образовательные:-уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы...