Организация проектной деятельности в рамках опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию «Лук – зеленый друг» в подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 г.Челябинска» (МАДОУ «ДС № 26 г.Челябинска»)
г. Челябинск 454030 ул. Александра Шмакова, 25 тел. 8 (351) 245-25-31,
электронная почта:
Организация проектной деятельности
в рамках опытно-экспериментальной деятельности
по экологическому воспитанию
«Лук – зеленый друг»
в подготовительной к школе группе
Руководители проекта воспитатели:
Варга Г.Н.
Клементьева Г.Л.
2025 г.
Информационная карта проекта
№ | Название проекта | «Лук - зеленый друг» |
2. | Цель проекта | формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом. |
3. | Задачи проекта | 1. Создать условия, стимулирующие интерес к исследовательской деятельности, для вовлечения детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений. 2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц. 3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой. 4. Провести опыты с луком. 5. Повторение правильного и бережного отношения к природе. 6. Развивать у детей умение ухаживать за культурными растениями, наблюдать за их ростом; выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда. 7. Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь. 8. Развивать творчество, воображение. 9. Оформление дневника наблюдений за луком. |
4. | Результаты внедрения проекта по образовательным областям: | - познавательное развитие; - социально-коммуникативное развитие; - физическое развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие. |
9. | Сроки реализации проекта | долгосрочный - 4 недели |
10. | Участники проекта | Дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели. |
Актуальность
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности - посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Лук - зеленый друг», и предложить детям совместно с родителями посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.
Формы работы: Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.
Вид проекта: проектно-исследовательский, творческий, коллективный.
Объект исследования: репчатый лук.
Предварительная работа: Знакомство с художественным произведением Дж. Родари «Приключения Чиполино», чтение сказки-притчи «Луковая семья», стихотворений, пословиц и поговорок о луке, разгадывание загадок; рассматривание строение лука, иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают овощи на огороде и дома, о свойствах лука. Проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин овощей и фруктов».
Планируемые результаты:
- у детей сформирован интерес к исследовательской деятельности, умение применять полученные знания в практике;
- дети научатся сажать и ухаживать за луком, познакомятся с условиями его выращивания;
- у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой;
- дети узнают о пользе зелёного витамина.
Работа с родителями:
- Анкета для родителей «Что вы знаете о луке?»
- Беседа на тему: «Чем полезен лук»
- Предложить родителям изготовить совместно с детьми поделки «Лук – зеленый друг».
- Консультации для родителей «Здоровье всему голова».
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Образовательная область познавательное развитие:
- Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Образовательная область речевое развитие:
- Совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
- Разучивание пословиц, загадок.
- Чтение: Дж. Родари «Приключения Чиполино».
- Чтение сказки-притчи «Луковая семья», стихотворений, пословиц и поговорок о луке, разгадывание загадок.
Образовательная область физическое развитие:
- Формирование представлений о ЗОЖ.
Образовательная область социально-коммуникативное развитие;
- Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
1 ЭТАП - подготовительный
В группе детского сада мы сделали грядки на оконном огороде. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.
2 ЭТАП - исследовательский
Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Дежурство в уголке природы. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о луке: выучили поговорки, стихи, загадки, смотрели сказки. Рассматривали иллюстрации, картины с изображением лука. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Совместно с детьми вели дневник наблюдений.
3 ЭТАП - заключительный
Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление дневника наблюдений за луком.
Оформили выставку рисунков, аппликаций, поделок «Лук – зеленый друг».
Театрализованное представление «Как луковка нашла себе друзей».
Провели дидактические игры «Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное - несъедобное» «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус».
Организационная деятельность
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки - материал по данной теме.
2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы разных сортов и оборудование для опытов и экспериментов детей.
Организация исследовательской деятельности
Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.
Наше наблюдение совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксацией каждого этапа наблюдения.
Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в разные условия.
Первый день наблюдения
Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые.
Вопрос: Что нужно растению для роста?
(Вода, тепло и свет)
Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый
Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.
Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.
Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый - наличие света.
Четвертую луковицу сажаем в землю, поливаем водой, ставим в тепло и на свет. Коричневый – наличие земли, красный- тепло, желтый – свет, синий – вода.
Пятую луковицу ставим в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У нее нет тепла, света и воды.
В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографии
Заключение
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково- исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека. У детей расширился кругозор и мыслительная деятельность. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
Улучшился эмоциональный контакт между детьми, родителями, педагогами. Родители получили полезную информацию о содержании работы в ДО.
Материально-технические ресурсы
- компьютер;
- проектор;
- принтер (цветной);
- фотоаппарат.
Список используемой литературы
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).
- Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6-7 лет. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2017.
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». М .: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
- С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада, Москва, 2017
- Сказка Д. Родари «Приключения Чиполлино»
- Скегина Н.Г. «Экология для тебя» учебное пособие для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Москва 2002
Организация проектной деятельности в рамках опытно-экспериментальной деятельности
по экологическому воспитанию «Лук – зеленый друг» в подготовительной к школе группе
Перспективный план
Сроки реализации | Занятия |
Беседа «Господин лук» | |
«Лук от семи недуг» | |
«Опытно-экспериментальная деятельность – посадка лука в разных условиях» Ведение дневника наблюдений | |
Лепка «История лука» | |
Восприятие художественной литературы Дж. Родари «Приключения Чиполино». Лепка «Чиполино» | |
Выставка совместных работ детей и родителей «Лук - наш лучший друг» | |
Чтение сказки-притчи «Луковая семья» Аппликация «Лук - зеленый друг» | |
Рисование «Лук – лучок» Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов» | |
Театрализованное представление «Как луковка нашла себе друзей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Конспект ОД по развитию речи и экологическому воспитанию на тему «Весна пришла» подготовительная к школе группа
Закрепить знания детей о весне и о весенних явлениях.Прививать любовь к родной природе ,умение видеть красоту....

Конспект детской проектной деятельности по поисковой опытно-экспериментальной деятельности «Знакомый незнакомец - рис»
Конспект детской проектной деятельностицель: развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности....

Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы
Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы...

Проектная деятельность с применением опытно- экспериментальной деятельности « ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА»
Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и их родителей для формирования знаний дошкольников о том, откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печёт...
Викторина по экологическому воспитанию «Экологическая тропинка» для детей подготовительной к школе группы
laquo;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окно...

Организация проектной деятельности в рамках опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию «Лук – зеленый друг» в подготовительной к школе группе
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека....
