Конспект ОД по развитию речи и экологическому воспитанию на тему «Весна пришла» подготовительная к школе группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Демина Светлана Валентиновна

Закрепить знания детей о весне и о весенних явлениях.Прививать любовь к родной природе ,умение видеть красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интегрированное занятие43 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 12 «Буратино города Смоленска»

Конспект ОД
по развитию речи и

экологическому воспитанию

на тему «Весна пришла»

подготовительная к школе группа

Выполнила: воспитатель С.В. Демина

Программное содержание:

Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.

Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.

Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна. Словарная работа: скворечник, веснянка, проталинка.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа: чтение: потешки о солнце, весне.

И. Соколов – Микитов «Март в лесу»

В. Бианки «Когда наступает весна»

К. Ушинский «Весна»

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, сегодня из лесу в детский сад прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.

Снег растаял! Снег растаял!

 Эта новость непростая!

 Это значит наступает

 Настоящая весна.

– А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость). А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!» (Дети повторяют с разными интонациями предложение) Мы живем на севере, весна у нас запоздалая и часто приходит неожиданно, и мы очень удивляемся этому. Неужели? Весна пришла? А как удивился и обрадовался приходу весны (Саша, Оля)

 – А сорока хочет открыть вам еще один секрет, что сегодня к нам в гости хотят прийти 4 сестры, которые очень дружны между собой. Послушайте загадку об одной из сестер.

Дел у меня не мало –

 Я раскрываю почки,

 В зеленые листочки

 Деревья одеваю,

 Посевы поливаю,

 Движения полна,

 Зовут меня … (Весна)

Выставляется открытка весны.

– У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

Дел у меня не мало –

 Я белым одеялом

 Всю землю укрываю,

 В лед реки убираю,

 Белю поля, дома

 Зовут меня … (Зима)

Я соткано из зноя,

 Несу тепло с собою.

 Я реки согреваю,

 Купайтесь – приглашаю

 И любите за это

 Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,

 Поля вновь засеваю,

 Птиц к югу отправляю,

 Деревья раздеваю,

 Но не касаясь сосен

 И елочек. Я … (Осень)

– Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет? (Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)

– Ребята, нашей Веснянке очень хочется узнать, какие признаки весны мы с вами знаем? Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить предложением, начиная его со слова «Весной» (Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).

– Веснянке очень понравилось, что вы много знаете о весне, о признаках весны. Теперь веснянка уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки. (Воспитатель выставляет картину, на которой изображены деревья, снежная полянка. По ходу занятия после ответов детей на картине появляются изображения солнца, темного снега, ручья, птиц, проталин, подснежников). Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Солнца. Ответы детей полным предложением).

– Чтобы на нашей картине засияло солнце и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его. (Солнышко, колоколнышко, солнышко-ведрышко, солнышко красное) Дети вспоминают и читают наизусть потешки о солнце.

 – Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)

– Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». А как бы произнесло Солнышко радостную весть «Весна пришла»?      

 – Засияло солнышко, одарила нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный).

 Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца. А как произнесет снег новость «Весна пришла?», с какой интонацией? Произнесите слова снега. А во что он превратился, вы скажете, когда послушаете музыку. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)

 – Вот и растаял снег и превратился… Во что же превратился снег?

 – И побежал весенний ручеек.

 – А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий)

– Бежит ручеек, радуется и приговаривает: «Весна пришла».

 – А как радуется ручеек приходу весны? Радуется природа и первому весеннему дождю. А вы хотите почувствовать первый весенний дождик. (Дети встают друг за другом)

Массаж спины

Дождик бегает по крыше                     похлопывают ладошками по спине впередистоящему ребенку

 Бом-бом-бом!

 По веселой звонкой крыше

 Бом-бом-бом!

 Дома, дома посидите, –                         постукивание пальцами рук

Бом-бом-бом!

 Никуда не выходите, –

 Бом-бом-бом!

 Почитайте, поиграйте, –                         постукивание кулачками

Бом-бом-бом!

 Я уйду тогда гуляйте

 Бом-бом-бом!

 Дождик бегает по крыше                        поглаживание ладошками

 Бом-бом-бом!

 По веселой звонкой крыше –

 Бом-бом-бом!

– Вот и ожила наша картина, засияло солнышко, растаял снег, зажурчал ручей, потянулись на Родину перелетные птицы.

 – Какие птицы возвращаются? (Ласточки, жаворонки, журавли, грачи, скворцы) А какие зазывалки вы знаете о птицах?

1. Ой, вы, жаворонки,

 Жавороночки,

 Летите в поле,

 Несите здоровье!

2. Журавли зовут:

 Курлы-си, курлы-си,

 Полети-ка по Руси!

3. Синички-сестрички, тетки-чечетки,

 Циглята-молодцы, воры-воробьи!

 Вы по воле полетайте,

 Вы по воле поживайте,

 К нам весну скорей ведите!

– А как люди ждут первых птиц, вестников весны? Чем мы им можем помочь?

 – Получилась ли у нас весенняя картина или мы что-то забыли?

 – На весенних проталинах появляются цветы. (Подснежники)

Пальчиковая гимнастика

Вырос высокий цветок на поляне

 Утром весенним раскрыл лепестки.

 Всем лепесткам красоту и питанье

 Дружно дают под землей корешки.

– Дорогая Веснянка, тебе понравилась наша ожившая картина? А наши ребята еще хотят порадовать Веснянку.

Инсценировка стихотворения

Ну, Весна!

 Как дела?

 – У меня уборка.

 – Для чего тебе метла?

 – Снег смести с пригорка.

 – Для чего тебе ручьи?

 – Мусор смыть с дорожки.

 – Для чего тебе лучи?

 – Для уборки тоже,

 Всех промою, просушу –

 Всех на праздник приглашу.

– Весна очень рада, что вы знаете о ней так много. Она хочет знать, знаете ли вы где в слове «весна» живет звук «с». В каком слоге? А в таких словах как солнце, сосулька, снеговик?

 – У нас у всех есть родственники, это близкие люди. И у слов есть родственники, слова, похожие по звучанию и по смыслу:

Весной ручей какой? – весенний.

Весной на лице появляются что? – веснушки.

Как ласково называют весну? – веснянка.

– Сейчас мы поиграем в игру «Дерево», составим из слогов слова на весеннюю тему. (Выставляются макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец. Дети составляют слова из двух слогов, обрывая листочки – слоги с деревьев).  

– Весна приготовила нам кроссворд «Весна пришла»

Кроссворд

1. Самый первый день весны,

 Самый – самый первый.

 На опушке у сосны

 Распустилась … (верба).

2. Снег в лесу. Сугробов много.

 Но слышна синицы трель.

 С крыши прямо на дорогу

 Звонко капает … (капель).

3. Первым вылез из темницы

 На проталинке.

 Он мороза не боится,

 Хоть и маленький … (подснежник).

4. Жил я посреди двора,

 Где играет детвора,

 Но от солнечных лучей

 Превратился я в ручей. (Снеговик)

5. Эта гладкая дорога

 Пролежит совсем немного.

 Как пройдет по ней весна,

 Вся разрушится она. (Лед)

 6. Морковка бела,

 Всю зиму росла.

 Солнышко пригрело,

 Всю морковку съело. (Сосулька)

7. На шесте – дворец.

 Во дворе – певец.

 А зовут его … (скворец).

8. Шагает красавица,

 Легко земли касается.

 Идет на поле, на реку,

 И по снежку, и по цветку. (Весна)

9. Она под осень умирает

 И вновь весною оживает.

 Иглой зеленой выйдет к свету,

 Растет, цветет она все лето. (Трава)

Отгадывая кроссворд, дети читают ключевое слово «проталина».

Используемая литература:

1)С.Н.Николаева "Методика экологического воспитания в детском саду. Москва"Просвещение"1999.

2)Н.В.Коломина" Воспитание основ экологической культуры в детском саду" Москва "Творческий центр "2005.

3) Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию на тему: «Весна пришла!»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию на тему: «Весна пришла»  в средней группе....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи

Помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии....

Конспект занятия «Весна пришла» ( подготовительная к школе группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение            центр развития ребёнка «Детский сад №170 «Антошка»(МА...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники с детьми в подготовительной к школе группы по теме "Весна".

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники с детьми в подготовительной к школе группы по теме "Весна". В форме игры "Звездный час"....