Семинар - практикум для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»
презентация

Голубцова Марина Анатольевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobr_logika.docx45.01 КБ
Файл prezentatsiya_k_sobraniyu.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум  для родителей «Развитие логического мышления детей  дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

Цель: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию  игр для развития логического мышления детей.

Задачи: — познакомить родителей с играми для развития логического мышления детей;

  • обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях
  • реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду
  • развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Игра на сплочение «Мы с тобой одна семья»

Участники встают, выполняют действия на слова ведущего:

                         Вместе мы одна семья: я, ты, он, она.

 Вместе нам грустить нельзя.

(на эти слова участники идут по кругу)

                         Обними соседа справа, обними соседа слева.

                         Вместе мы одна семья,

                         Вместе нам скучать нельзя.

                         Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева…  

Постепенно ускоряется темп и придумываются новые действия

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку  ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач и выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

I часть. Теоритическая «Что такое логическое мышление?»

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов.

Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Но это не значит, что развитием логического мышления детей нужно заниматься только в старшем дошкольном возрасте.

Наглядно-действенное мышление – когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом – это основной вид мышления ребенка раннего возраста.

Наглядно-образное мышление – когда ребенок мыслит с помощью образов предметов – такое мышление является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей.

Логико-математические игры.

Сейчас мы познакомим вас с игровым материалом, который вы можете использовать дома:

  • «Что лишнее?» — из четырех – пяти предметов дети выбирают лишнюю фигуру и объясняют свой выбор.
  • «Найди закономерность» — детям предлагается найти закономерность и продолжить ряд.
  • «Что перепутал художник?» — у детей развивается не только   мышление, но и зрительное восприятие, внимание.
  • «Шуточные логические задачи» — «Какого цвета волосы у колобка?»
  • «Выложи рисунок из палочек (спичек)»
  • «Выложи узор из кубиков, палочек Кюизинера»
  • «Вирус»
  • «Сложи квадрат»
  • «Блоки Дьенеша»

II часть. Мастер класс.

Логические блоки Дьенеша – это комплект геометрических фигур, который состоит:

  • из фигур четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
  • из фигур трех цветов (красный, синий, желтый);
  • из фигур двух размеров (большие и маленькие);
  • из фигур двух видов толщины (толстые и тонкие).

КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

  1. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними.
  2. Постепенно дети овладевают сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями

ИТАК, найдите и покажите

- маленькие фигуры

- фигуры такого же цвета, как  эта (желтая  фигура).

- Затем можно попросить ребенка дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; далее  распределяем фигуры по размеру,  форме, толщине.

  1. Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами

Задание: положить перед собой все круги (чем похожи и чем отличаются)

  1. На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.

  • Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Затем положить на стол все квадраты. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме).

  • Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т.е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).

  •  После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).

  • И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам. Например - квадратный синий большой толстый блок (цвету, форме, размеру, толщине).

В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

На новом этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.

  • Так, цвет изображается пятном.
  • Величина – силуэтом домика (большой, маленький).
  • Форма – соответственно контурами фигур.
  • Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый).

 Сейчас мы предлагаем вам поиграть в блоки Дьенеша.

  1. Найдите квадрат, желтого цвета, большой, тонкий.
  2. Найдите треугольник, красного цвета, маленький, толстый.
  3. Найдите прямоугольник, синего цвета, большой, толстый.

Прошу выйти на ковер по одному человеку от группы (всего 6 человек). Вам нужно разложить фигуры в два обруча, в красный обруч положите все желтые фигуры, а в синий обруч – все круглые. (Если затрудняются – объяснить про зону пересечения)

«Собачка»(педагог представляет родителям схему собаки, затем называет фигуру с признаками, родители находят нужную фигуру и кладут ее согласно схеме).

Квадрат, желтый, большой, толстый
Квадрат, желтый, большой, тонкий.
Прямоугольник, синий, маленький, толстый.
Прямоугольник, синий, маленький, тонкий.

Круг, синий, большой, толстый.
Квадрат, синий, маленький, тонкий.
Прямоугольник, желтый, маленький, тонкий.
Треугольник, синий, маленький, тонкий.

      Для занятий с блоками Дьенеша можно также использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. Рисунки в альбоме могут  служить схемами для составления фигур из блоков на столе или на полу. С детьми постарше провести занятия Вам помогут пособия «Давайте вместе поиграем» (3-7 лет);

Игры с полочками Кюизенера

Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии ДКюизенер в 50-е годы ХХ века. Материал предназначен для обучения математике и используется работе с детьми, начиная с 2 лет.
 
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия. Цветные  палочки позволяют решать следующие задачи:

  • Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
  • Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
  • Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;
  • Освоение прямого и обратного  счета;
  • Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);
  • Усвоить отношения между числами ( больше- меньше на..)
  • Познакомить со  свойствами геометрических фигур;
  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
  • Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

С детьми 2-3 лет палочки используются как игровой материал. Игры и упражнения состоят в группировке  палочек  по разным признакам ( цвету, размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. В результате дети осваивают состав комплекта, цвета соотношения.  

Задания

  • Найдите палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?
  • Выложите чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
  • Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

Задания

  • Выложите высокий (низкий забор), лесенку
  • Выложите любое  изображение

На данном этапе используется альбом «Волшебные дорожки», в котором предлагаются увлекательные задания с палочками.

Когда ребенок освоит комплект палочек, они  выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. 
Задания

  • Найдите в наборе самую длинную и самую короткую палочку.
  • Выложите несколько палочек. «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
  • Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной
  • Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
  • Выложите голубую и  розовую палочки. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

Такие задания с палочками позволяют освоить понятия величины, длины, ширины предметов.

Рассмотрим возможности палочек при освоении детьми пространственных отношений.

  • Выкладывайте  палочки, следуя инструкциям: положите красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.
  • Выложите башню, используя по одной палочке каждого цвета. Какая палочка лежит выше (ниже) других? Какая лежит над черной, голубой (под бордовой) Какая по цвету палочка, если она лежит между голубой и оранжевой?
  •  Положите   синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.

Палочки Кюизенера позволяют знакомить детей со свойствами геометрических фигур.

Задания

  • Выложите из красных палочек квадрат и  прямоугольник. Чем отличаются фигуры?
  • Рассмотрите образец и по памяти выложите из палочек фигуру.
  • Выложите   четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше – 1/4 или 2/4?

Следующим этапом в работе с палочками Кюизенера является  развитие  количественных представлений и освоение  счета.

Задания

  • Выложите  лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
  • Выложите разное количество голубых и красных палочек. Каких больше( меньше)? Использовать разные способы сравнения.
  • Найдите  палочку соответствующую числу (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот.
  • Выложите синюю палочку. Сколькобелых палочек уложится в синей палочке?
  •  Составьте красную палочку из других палочек разными способами.

Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных  математических представлений.

А теперь поиграем:

1 игра: Найдите все палочки, как эта.

2 игра: Постройте из палочек забор.

3 игра: построй лесенку, начиная с самой большой палочки и заканчивая самой маленькой. (Детям надо называть цвет палочки, которую надо брать)

4 игра: найдите оранжевую, голубую и белую палочки. Какая из палочек самая маленькая (самая большая).

5 игра: Построй дорожку (альбом «Волшебные дорожки»)

     Сделать много открытий, ставить цель, добиваться результата  помогут альбомы: «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиками», «На золотом крыльце», «Кростики», «Посудная лавка», «Страна умных игр», «Разноцветные палочки», дидактические сказки «Улица разноцветных палочек», «Сказочный город».

III часть. Итог.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.

Источники:

  1. Родительские собрания в детском саду. С.В. Чиркова. – М., 2010
  2. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития. /Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/. Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина. М., 2001.
  3. Родительские собрания в ДОУ. /Методическое пособие/. О.Л. Зверева. Т.В. Кротова. М., 2009.
  4. Родительские собрания в детском саду. /Учебно – методическое пособие. Выпуск 2/. Т.Н. Зенина. М., 2008.
  5. Работа ДОУс семьей. А.В. Козлова. Р.П. Дешеулина. М., 2004.
  6. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. Л.Е. Осипова. М., 2008.
  7. Новый взгляд на родительское собрание. Е. Евдокимова, Е. Кудрявцева. // Ж. Дошкольное воспитание № 5, 2007.
  8. Работа с семьей /методические рекомендации/. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. М., 2009.
  9. Опыт проведения родительских собраний. Г.Е. Трофимова. // Ж. Управление ДОУ. № 3, 2008.
  10. http://doshkolnik.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий

Слайд 2

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Слайд 3

из фигур четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) ; из фигур трех цветов (красный, синий, желтый) ; из фигур двух размеров (большие и маленькие) ; из фигур двух видов толщины (толстые и тонкие) . В наборе нет ни одной одинаковой фигуры Логические блоки Дьенеша – это комплект геометрических фигур, который состоит:

Слайд 4

Что развивают Логическое мышление Сенсорные процессы Внимание , память, восприятие Речь (развитие точной, аргументированной и доказательной речи) Пространственное воображение, чувство симметрии. Творческие способности Навыки моделирования и конструирования Самостоятельность и произвольность

Слайд 5

Развивать пространственные представления. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Задачи

Слайд 6

На первом этапе блоки Дьенеша используются, как обычный конструктор, который помогает знакомить с цветом, размером, формами.

Слайд 7

Альбомы для детей 2-4 лет

Слайд 8

Методическое обеспечение

Слайд 9

А теперь первое задание — найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме) -Красный -Треугольник А теперь не такую фигуру как эта (по цвету, по форме) - Синий - Квадрат

Слайд 10

Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера).

Слайд 12

В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия. Палочки Кюизенера

Слайд 13

Цветные палочки позволяют решать следующие задачи: Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету); Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов); Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда; Освоение прямого и обратного счета; Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших); Усвоить отношения между числами ( больше- меньше на..) Познакомить со свойствами геометрических фигур; Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.); Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику .

Слайд 14

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Слайд 15

Познакомить с понятием ц вета (различать цвета, классифицировать ) Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины . Познакомить с последовательностью натурального ряда . Осваивать прямой и обратный счет . Установить отношения больше , меньше, равно. Овладение арифметическими действиями сложение, вычитание. Научить делить целое на части и измерять объекты. Развивать логическое мышление, память внимание . Развивать творческие способности , воображение, способность моделировать. Познакомить со свойствами геометрических фигур. Развивать пространственное представление (слева, справа и т. д.) Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели . Повышающие осязательную чувствительность пальцев рук. Развивающие точность и координацию движений рук . Развитие мелкой моторики рук Задачи работы с палочками Кюизенера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими п...

«Развитие логического мышления старших дошкольников посредствам развивающих игр»

Презентацияметодической  разработки раздела образовательной программы.Образовательная область «Познание»,формирование элементарных математических представлений.на тему: «Развитие логического мышл...

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

quot;Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий"...

Доклад на педсовете на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий. Блоки Дьенеша»

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключев...

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста, посредствам развивающих технологий. Блоки Дьенеша».

Цель: повысить уровень профессионального матерства педагогов по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию.Познакомить с блоками Дьенеша и  вариантами их применения....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

  Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, постольку ключево...

Презентация «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством развивающей игры В. Воскобовича «Волшебная восьмерка»

В презентации описывается игровое пособие В. В. Воскобовича "Волшебная восьмерка", приводятся примеры игр с данным пособием....