Академия книжных наук «ЧТО? КАК? КОГДА?» (семинар – практикум для педагогов)
материал

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс.В методике работы с художественной литературой определились те педагогические средства, которые содействуют повышению уровня восприятия детьми литературных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akademiya_knizhnyh_nauk.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №  3 «Радуга»

Тарасенко Светлана Петровна

Академия книжных наук

«ЧТО?  КАК? КОГДА?»

 (семинар – практикум для педагогов)

   

Козьмодемьянск 2019

Цели:

● выявить и уточнить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой;

● способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой;

● развивать творчество педагогов.

I. Вступление к игре:

         Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит.

Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

В методике работы с художественной литературой определились те педагогические средства, которые содействуют повышению уровня восприятия детьми литературных произведений.

Об этих педагогических средствах мы и поговорим сейчас.

Объявление педагогам о начале  игры. Распределение воспитателей на две команды.

II. Разминка для воспитателей

1) Из каких частей состоит книга?

Обложка – лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

Форзац – разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.

Корешок – полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный лист – заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница – одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

2) Какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.)

3) Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой, на ваш взгляд? Определите ее. (Ответы педагогов.) Развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Развивать чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительность средств (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Совершенствовать  художественно-речевые  исполнительские  навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. Помогать детям объяснять основные различия  между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Знакомить детей с иллюстрациями известных  художников.

4) Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Ответы педагогов.)

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить произведения о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

5) Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой? (1 – вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 – основная часть – работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 – заключительная часть.) (педагоги рисуют схему на листах и объясняют) 

6) Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений?

6.1. Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов.)

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут,  и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

7) Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то, если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

8) Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время? (в форме дискуссии)

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т. п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

         9) Назовите особенности сказок (кто больше назовет)?

● Трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три дня, три года, три пары башмаков сносить, выполнить три задания, три железных хлеба изгрызть, три ведра воды, три раза похищают героиню, с тремя змеями бьётся, три царства, три прекрасные царевны, три раза сражается герой с чудовищем.

● Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго.

● Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка.

● Встречается число 7: в «Репке» 7 персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов».

● Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

● Почти во всех сказках счастливый конец.

● Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

         

 10) Сказочные заклинания:

Кто говорил  такие волшебные слова? (педагоги вытаскивают из бочонка, зачитывают и угадывают из какой сказки данные волшебные слова)

- По  щучьему велению, по моему хотению. (Емеля в Р.Н.С. «По щучьему велению).

- Сивка-бурка, вещий  каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. (Иванушка- дурачок  в Р.Н.С. «Сивка- Бурка»).

- Сим-сим, открой дверь! (Али-Баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников).

- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

(Женя из сказки Катаева  «Цветик-семицветик»).

- Раз, два, три. Горшочек вари! (девочка из сказки Братьев Гримм «Горшочек  каши»).

- Кара-барас.  (Мойдодыр  К. Чуковского).

- Мтабор. (Калиф.В. Гауф «Калиф- Аист»).

- Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики. (Бастинда из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

- Крекс, пекс, фекс. (А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).

- Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед  луной. Бурум-шурум, шалты- балты. Кто ты? Кто я? Был-я, стал-ты. (Нильс. С Лагерлеф «Чудесное путешествие  Нильса с дикими гусями»).

Подводят итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ НАУК"

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миромподготовительная к школе ...

КОНСПЕКТ НОД по правилам ПДД в подготовительной группе. «Случай в «Академии пешеходных наук»»

Закрепить знания детей о дорожных знаках, расширять словарный запас по дорожной лексике, воспитывать дисциплину и ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих, потребность в соблюден...

кружок "Академия математических наук"

дополнительные задания по математике...

Непрерывная образовательная деятельность "Академия занимательных наук"

Дать понятие связи пальцев с внутренними органами....

Проект "Академия пожарных наук"

Представлен проект по формированию у детей 5-7 лет основ пожарной безопасности....

Презентация «Академия противопожарных наук».

Презентация «Академия противопожарных наук»....