Проект познавательно - творческий на тему: «История зонтов».
проект (старшая группа)

Назарова Елена Юрьевна

Познакомить детей с историей и многообразием зонтов через художественно – творческое восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_zontov.pptx2.73 МБ
Файл istoriya_zontov_wecompress.com_.docx743.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткосрочный проект на тему: «История зонтов» Старшая группа №2 Подготовили и провели воспитатели: И.Ю. Бобылева Е.Ю . Назарова Москва 2020 Департамент образования города Москвы. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1512». Дошкольные группы, расположенные по адресу: улица Красный Казанец, 19А.

Слайд 2

Цель: Познакомить детей с историей и многообразием зонтов через художественно – творческое восприятие. Задачи: Расширять представление о предметах окружающей действительности Развивать интерес к занятиям художественно – эстетического творчества, через нетрадиционные формы продуктивной деятельности; Способствовать развитию мелкой моторики, инициативы, воображения, фантазии, речи, расширению словарного запаса, умения работать в паре, группе; Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность при выполнении творческой работы.

Слайд 3

Г. Доскочилова , З. Милер « Кротик и зонтик»; Р. Даль «Человек с зонтом»; М. Бородицкая «Бумажный зонтик» Загадывание загадок про: осень, погоду, одежду. Прослушивание отрывка из концерта А. Вивальди «Времена года. Осень» и Ф. Шопен «Вальс Дождя». « Что такое зонт и откуда он к нам пришел?» «Для чего нужен зонт?» «Многообразие зонтов» Беседы с детьми на темы: Чтение художественной литературы:

Слайд 4

Рельефная лепка на тему «Волшебный зонтик»

Слайд 5

Аппликация на тему: «Зонтики»

Слайд 6

Рисование на тему: «Зонты»

Слайд 7

Оригами на тему: «Яркие зонты»

Слайд 8

Оригами на тему: «Дождевик» Оригами на тему: «Зонтик»

Слайд 9

Ручной труд на тему: «Чудо зонтик»

Слайд 10

Коллективное рисование на асфальте на тему: «Девочка с зонтом»



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №1512».

Дошкольные группы, расположенные

 по адресу: улица Красный Казанец, 19А.

Проект познавательно - творческий на тему: «История зонтов»

Старшая группа №2

Подготовили и провели воспитатели: И.Ю. Бобылева

Е.Ю. Назарова

Москва 2019

Цель: Познакомить детей с историей и многообразием зонтов через художественно – творческое восприятие.

Задачи:

  • Расширять представление о предметах окружающей действительности
  • Развивать интерес к занятиям художественно – эстетического творчества, через нетрадиционные формы продуктивной деятельности;
  • Способствовать развитию мелкой моторики, инициативы, воображения, фантазии, речи, расширению словарного запаса, умения работать в паре, группе;
  • Воспитывать  аккуратность, усидчивость, самостоятельность при выполнении творческой работы.

Сроки проведения: 21.10 – 25.10.2019

Беседы с детьми на темы:

«Что такое зонт и откуда он к нам пришел?»

«Для чего нужен зонт?»

«Многообразие зонтов»

Зонтзонтик (от нидерл. zonnedoekzondek — тент, навес от солнца, буквально «защита от солнца») — устройство, предназначенное для защиты человека от дождя или от солнечных лучей. Первые зонты предназначались именно для защиты от солнца, а не от дождя.

Зонтик состоит обычно из синтетического водонепроницаемого материала (нейлонполиамид), натянутого на каркас из металлических проволок, который укрепляется на стержне (ручка зонтика), предназначенном для удерживания зонтика над головой. Для удобства ручка зонтика бывает загнута на конце в виде крюка или имеет на конце набалдашник, который может быть выполнен в разных формах.

Этимология

В русском языке слово «зонтик» было позаимствовано в качестве морского термина из нидерл. zonnedoek (zondek) со значением «тент», «навес от солнца» (буквальное значение «защита от солнца») для обозначения полотна или парусины, растягиваемых над палубой корабля для защиты от солнца и дождя. Впервые встречается в Морском уставе 1720 года в форме «зондек». К концу XVIII века форма слова сменилась на «зонтик», а к началу XIX века, помимо значения «навес», слово приобрело и значение «ручной зонтик от солнца или дождя». До того на Руси зонтик называли «солнечником». Со временем, часть слова («ик») стала восприниматься в народной этимологии как уменьшительно-ласкательный суффикс при основе «зонт». В результате такого переосмысления этимологии слова и т. н. «обратного словообразования» в обиход вошло новообразование «зонт» (с 1830-х).

История

Зонт существовал ещё в XI веке до н. э. Именно это время считается временем изобретения зонта. Родиной зонта считают Китай или Египет. В обеих названных странах зонт считался символом власти, только фараоны или императоры и приближённые царственных особ могли пользоваться зонтами. Зонты были 1,5 метра высотой и весили около 2 кг.

Символом богатства и власти зонт считался и в Индии. Чем знатнее был человек, тем больше зонтов несла за ним его свита. Властитель имел 13 зонтов, символизировавших солнце и расположенные вокруг него 12 знаков зодиака. В Тибете белые или жёлтые зонты считаются символами духовного величия, в то время как светской власти больше соответствуют зонты из павлиньих перьев. Затем с Востока зонты перекочевали в Древнюю Грецию, потом — в Рим, где ими пользовались женщины.

В качестве символа власти, инсигнии, зонт использовался во многих странах Старого света, от Северной Африки до тихоокеанского побережья Азии; в средние века в Европе в этом качестве он иногда использовался императорами Священной Римской империи, венецианскими дожами и, возможно, королями Сицилии. С конца XIII века зонт появляется среди символов папской власти, с XV века закрепляясь на личных гербах пап и на гербе Римской церкви. Со временем зонт вместе с апостольскими ключами стал обозначать светскую власть пап.

В Западной Европе зонтом стали пользоваться во Франции в XVII веке под названием «парасоль», то есть дословно «против солнца». У французского солнечного зонта верх делался из вощёного полотна, а ручка была костяной. 4 мая 1715 года в Париже был произведён первый складной зонтик. Первоначально зонт служил для защиты от солнца, как укрытие от дождя зонт впервые применил англичанин Джонас Хенвей в 1750 году.

В 1969 году Брэд Филлипс получил патент США на складной зонтик, который компания Totes начала продавать в США в 1970 году.

Классификация современных зонтов

  • Прозрачный зонт в стиле birdcage («птичья клетка»). Эта модель напоминает по форме купол, который укрывает не только голову, но и плечи.
  • Зонт-трость, на который можно опираться при ходьбе. Купол такого зонта более округлый, чем у складного зонтика, поэтому вода легко скатывается и зонт быстрее сохнет. Ткань на спицах зонта-трости натягивается сильнее, чем в складном, благодаря этому влага лучше отталкивается. Зонты-трости со спицами из стекловолокна — самые упругие, поэтому им не страшны порывы ветра.
  • Двойной зонт рассчитан на двух человек. В закрытом состоянии он не больше обычного зонта-трости.
  • Асимметричный зонт рассчитан на порывы ветра до 100 км/ч. Построен по аэродинамическим признакам, и его не выворачивает наизнанку.

Чтение художественной литературы:

  1. Г. Доскочилова, З. Милер «Кротик и зонтик»;
  2. Р. Даль «Человек с зонтом»;
  3. М. Бородицкая «Бумажный зонтик»

Расписное веретёнце,
Зонтик из бумаги —
Он не защитит от солнца,
Не спасёт от влаги.

Может он измяться скоро
И легко порваться,
Но от яркого узора
Трудно оторваться!

Осторожно, не сминая,
Подняли, раскрыли:
Он, как бабочка цветная,
Расправляет крылья.

Он как парусник над бездной,
В поднебесной шири —
Однодневный, бесполезный,
Самый прочный в мире!

  1. Загадывание загадок про: осень, погоду, одежду.

Прослушивание отрывка из концерта А. Вивальди «Времена года. Осень» и Ф. Шопен «Вальс Дождя».

Продуктивная изобразительная деятельность

Конспект занятия на тему: «Волшебный зонтик»

Цели:

  1.  Формировать умения и навыки в работе с пластилином (ощипывание, скатывание колбасок пальцами, размывание на основе, сглаживание  готовых поверхностей.
  2. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, фантазию, воображение.
  3. Воспитывать  интерес к занятиям пластилинографией – изготовлению полуобъемного изображения зонта путем самостоятельного выбора цвета, сочетания красок.

Предварительная работа: наблюдение за дождем, за одеждой людей в дождливую погоду; беседа о признаках осени.

Материал:

  • Картон с изображением на нем зонта;
  • Набор пластилина;
  • Доска для лепки, сухая салфетка;
  • Большой настоящий зонт;
  • Тематические карточки с одеждой и предметами;
  • Кукла.

 Организационный момент.

- Ребята, какое время года сейчас? (Осень.)

- Назовите признаки осени. (Ответы детей.)

- Послушайте и скажите, о каком природном явлении эта загадка:

Он пришел, наполнил кадки.

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал.

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле.

(Дождь.)

- Да, осенью часто идут холодные дожди.

- Послушайте пословицу: «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется».

- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

- А какие предметы нужны человеку в дождливую погоду, подскажет игра «Найди нужный предмет».

Работа с карточками. Дети должны выбрать и назвать предмет, необходимый человеку в дождь.

Резиновые сапоги – сандалии – валенки;

Свитер – шуба – плащ;

Сумка – зонт – солнцезащитные очки.

- Какой из этих предметов самый необходимый в дождливую погоду? (Зонт.)

В гости к ребятам приходит кукла Маша и прост помочь их создать своими руками их собственные зонтики.

- Поможем кукле Маше и вылепим для нее и ее друзей яркие зонты, используя нетрадиционную технику – пластилинографию.

Основная часть.

  1. Практическая работа.

- Ребята, посмотрите на мой зонтик. Какой он? (Яркий, разноцветный, пестрый, у него полукруглая крыша.)

Педагог показывает зонт, дети рассматривают.

- Я раздам картон с изображением зонта, а вы придумайте свой узор для зонта и выберете цвет.

- Можно украсить зонт разноцветными полукругами, полосками, располагая их по длине зонта или в ширину. Можно закрасить крышу зонта одним цветом, а потом украсить тонкими колбасками или маленькими шариками.

Педагог напоминает алгоритм действий и показывает приемы лепки. Помогает детям в выборе цвета, узора. Рекомендует после использования одного цвета пластилина вытирать руки салфеткой.

- Ручку зонта можно сделать из длинной колбаски, загнув конец полукругом, или выложить из маленьких шариков.

Подвижная игра «Зонтики»

На полянке мы гуляем,

Землянику собираем.

(Дети свободно двигаются по ковру, в центре которого лежат зонтики – на один меньше, чем детей.)

Только туча набежала,

Вдруг темно и страшно стало.

Начал крупный дождик капать,

Над лесной полянкой плакать.

(Последние две строчки произносит педагог.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Нужно быстро зонтик взять.

(На слово «взять» дети берут зонтики. Ребенок, которому не хватило зонтика, выбывает из игры.)

Итог занятия.

- Посмотри, кукла Маша, какие чудесные зонтики мы слепили! А вам, ребята, понравилось занятие? Что особенно понравилось?

- Подарим зонтики кукле Маше и ее друзьям!

Образцы детских работ по теме «Волшебный зонтик»

 

Аппликация на тему: «Зонтики»

Цель: Развивать образные восприятия детей. Продолжать учить вырезать ножницами предметы круглой формы. Развивать чувство цвета и создаваемой композиции. Воспитывать умение  и аккуратность при работе с ножницами. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.

Рисование на тему: «Зонты»

Цель: Учить рисовать восковыми мелками и  пастелью «Зонт». Из треугольника создавать композицию, развивать точность в выполнении движений, разделяя треугольник на цветные сегменты.  Развивать чувство цвета и эстетическое восприятие. Воспитывать умение выполнять работу самостоятельно и  аккуратно.

Оригами на тему: «Яркие зонты»

Цель: Продолжать знакомить детей с искусством оригами. Формировать умение конструировать из бумаги. Закрепить умение складывать бумагу в разных направлениях. Развивать внимание, память, конструктивное мышление. Совершенствовать мелкую моторику пальцев. Воспитывать внимательность, аккуратность, старательность при выполнении работы.

Оригами на тему: «Дождевик»

Цель: Работа по активизации словаря, учить образованию новых слов суффиксальным способом «дождь - дождевик». Формировать умение  моделировать из бумаги, складывая бумагу в разных направлениях, проглаживая линии сгиба. Развивать творческое воображение, художественный вкус. Воспитывать умение слушать пояснения воспитателя  и стремиться к положительному результату.

Ручной труд на тему: «Чудо зонтик»

Цель: Закреплять знание детей о строении каркаса зонта.  Учить последовательно,  заполнять купол зонта с помощью нити. Развивать пространственное воображение и глазомер. Воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении творческой работы.

Оригами на тему: «Зонтик»

Цель: Учить конструировать зонтик из бумаги в технике оригами. Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление.  Развивать мелкую моторику рук и глазомер; выполнять точные и аккуратные сгибы.

Коллективное рисование на асфальте на тему: «Девочка с зонтом»

                         

Список используемой литературы:

1. Т.В. Смирнова «Художественно – эстетическое развитие детей 5 – 6 лет. Занятия пластилинографией».

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BD%D1%82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект познавательно – творческий на тему: «Русский сувенир» с детьми 4-5 лет

Паспорт проекта Вид проекта – познавательно- творческийПродолжительность проекта – краткосрочныйОбъект исследования - матрешкаУчастники проекта- дети 4-5 лет, воспитатель, родители.Ср...

Проект Познавательно – творческий на тему: «Лесные и садовые ягоды» с детьми 4-5 лет

Паспорт проекта Вид проекта: познавательно - творческий.Тип проекта: информационно-творческий. Продолжительность проекта – краткосрочныйОбъект исследования – лесные и садовые яго...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...