Проекты в детском саду: взаимодействие с родителями
проект (младшая группа)

Головчиц Ольга Юрьевна

Проекты в детском саду: взаимодействие с родителями

    Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями.

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одной из форм сотрудничества является проектная деятельность. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Как известно, каждый дошкольник по своей натуре — любознательный Почемучка, маленький исследователь, поэтому «самое лучшее открытие то, которое делает ребенок сам».

Идея проекта возникла у нас после проведения познавательного занятия об овощах.

Цель проекта: Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителями и детьми

1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

2. Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.

3. Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

4. Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.

5. Выявление эффективности данного проекта.

Принципы взаимодействия воспитателя с родителя

-родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;

-единство в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;

-взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;

-доброжелательный стиль общения;

-индивидуальный подход к ребенку и семье на основах учета их индивидуальных способностей и интересов.

Формы работы с родителями:

- анкетирование;

- тематические консультации;

-тематические выставки;

-консультации специалистов;

- беседы;

- родительское собрание;

- информационный лист, памятки, рекомендации;

- совместные мероприятия: праздники, развлечения.

- почтовый ящик;

-совместные экскурсии;

-создание стенгазет.

Ожидаемый результат:

1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,

2. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов, увлечений.

3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

5. Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.

Дети посадили семена и с удовольствием ухаживали: поливали теплой отстоявшей водой, радовались появлению первых зеленых росточков, наблюдали за ростом растений и созреванию плодов. Итогом нашей работы стал небольшой урожай огурцов. Родители наблюдали за нашими стараниями и радовались вместе с нами.  Был создан родителями проект «Огурчик», в котором разместили информацию о данной культуре: родине огурца, пользе для здоровья, различные способы употребления в пищу и т. д. Дети и родители приняли участие в конкурсе поделок из огурцов. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Благодаря методу проектов, удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.

При реализации проекта «Санкт -Петербург — любимый город» участие принимали все дети нашей группы и их родители. Рассматривая книги о Санкт -Петербург, дети заинтересовались памятниками, обычаями, культурой родного края. Им с родителями было предложено собрать статуэтки памятников, книги, наборы открыток. Родители и дети с интересом включились в работу. В рамках проекта были оформлены брошюры с информацией о городе, книжки- малышки, в которых представлены стихи, рисунки, рассказы о Санкт -Петербург. Дети вместе с родителями рисовали герб своей семьи, изготовили альбом с фотографиями на тему «Я люблю свой город».

Итогом работы стало открытие в группе мини — музея: «Санкт -Петербург — любимый город». Я считаю, что использование метода проекта, в работе с воспитанниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своими успехами. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Результатами нашего сотрудничества с родителями, следующее: -        создание детско-взрослого сообщества;

-        накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьей;

 -        оказание родителями помощи в создании развивающей среде;

-        активное участие родителей на утренниках, открытых мероприятиях.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий в начале группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников. Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, альбом, книга, сочиненная сказка, спектакль… Основная функция проектирования — наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Технология проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему дошкольника. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка — дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности, расширяются знания об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, регуляторные. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
            Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_v_detskom_sadu._vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Головчиц О.Ю.

Воспитатель 2 младшей группы

       ГБДОУ детского сада №31

                                                                                              Красногвардейского района

                                                                                 г. Санкт-Петербурга

Проекты в детском саду: взаимодействие с родителями

Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями.

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одной из форм сотрудничества является проектная деятельность. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Как известно, каждый дошкольник по своей натуре — любознательный Почемучка, маленький исследователь, поэтому «самое лучшее открытие то, которое делает ребенок сам».

Идея проекта возникла у нас после проведения познавательного занятия об овощах.

Цель проекта: Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителями и детьми

1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

2. Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.

3. Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

4. Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.

5. Выявление эффективности данного проекта.

Принципы взаимодействия воспитателя с родителя

-родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;

-единство в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;

-взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;

-доброжелательный стиль общения;

-индивидуальный подход к ребенку и семье на основах учета их индивидуальных способностей и интересов.

Формы работы с родителями:

- анкетирование;

- тематические консультации;

-тематические выставки;

-консультации специалистов;

- беседы;

- родительское собрание;

- информационный лист, памятки, рекомендации;

- совместные мероприятия: праздники, развлечения.

- почтовый ящик;

-совместные экскурсии;

-создание стенгазет.

Ожидаемый результат:

1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,

2. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов, увлечений.

3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

5. Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.

Дети посадили семена и с удовольствием ухаживали: поливали теплой отстоявшей водой, радовались появлению первых зеленых росточков, наблюдали за ростом растений и созреванию плодов. Итогом нашей работы стал небольшой урожай огурцов. Родители наблюдали за нашими стараниями и радовались вместе с нами.  Был создан родителями проект «Огурчик», в котором разместили информацию о данной культуре: родине огурца, пользе для здоровья, различные способы употребления в пищу и т. д. Дети и родители приняли участие в конкурсе поделок из огурцов. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Благодаря методу проектов, удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.

При реализации проекта «Санкт -Петербург — любимый город» участие принимали все дети нашей группы и их родители. Рассматривая книги о Санкт -Петербург, дети заинтересовались памятниками, обычаями, культурой родного края. Им с родителями было предложено собрать статуэтки памятников, книги, наборы открыток. Родители и дети с интересом включились в работу. В рамках проекта были оформлены брошюры с информацией о городе, книжки- малышки, в которых представлены стихи, рисунки, рассказы о Санкт -Петербург. Дети вместе с родителями рисовали герб своей семьи, изготовили альбом с фотографиями на тему «Я люблю свой город».

Итогом работы стало открытие в группе мини — музея: «Санкт -Петербург — любимый город». Я считаю, что использование метода проекта, в работе с воспитанниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своими успехами. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Результатами нашего сотрудничества с родителями, следующее: -        создание детско-взрослого сообщества;

-        накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьей;

 -        оказание родителями помощи в создании развивающей среде;

-        активное участие родителей на утренниках, открытых мероприятиях.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий в начале группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников. Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, альбом, книга, сочиненная сказка, спектакль… Основная функция проектирования — наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Технология проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему дошкольника. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка — дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности, расширяются знания об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, регуляторные. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
        Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолог в детском саду. Взаимодействие психолога с родителями

В презентации показаны разнообразные виды взаимодействия. От традиционных до инновационных....

Анализ анкетирования «Взаимодействие детского сада и семьи» родителей воспитанников первой младшей группы

Анализ анкетирования«Взаимодействие детского сада и семьи»родителей воспитанниковпервой младшей группы...

статья "Взаимодействие семьи и детского сада по приобщению родителей к общественной жизни группы"

статья по взаимодействию семьи и детского сада по приобщению родителей к общественной жизни группы...

Взаимодействие детского сада с молодыми родителями

Привлекать родителей взаимодействовать с педагогами детского сада, интересоваться жизнью детей в детском саду....

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...