Самообразование «Детское экспериментирование-основа познания окружающего мира »
опыты и эксперименты (младшая группа)

Положенцева Виктория Алексеевна

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 114»

 

 

 

 

Самообразование

Тема «Детское экспериментирование-основа познания окружающего мира »

 

 

                                  выполнила:

                                                                   воспитатель Положенцева В.А.

 

«Детское экспериментирование-основа познания окружающего мира »

Введение 

Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у детей младшего дошкольного возраста?

      Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Обратила внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Детское экспериментирование-основа познания окружающего мира».

Цель самообразования:

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

Формировать и расширять представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.

Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.

Подготовить консультаций для педагогов и родителей.

Самообразование в данном направлении поможет мне:

  • Образовательные:
  • расширять представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
  • формировать способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучать умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).
  • Развивающие:
  • развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
  • способствовать развитию визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • развивать внимания и памяти;
  • развивать речевых способностей.
  • Воспитательные:
  • создавать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию;
  • создавать дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;
  • развивать самоконтроль и саморегуляцию, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развивать умения следовать поручениям взрослого.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по экспериментированию у детей 3-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Формирование представления у детей раннего возраста о разновидностях экспериментов и основных приемах в них.

- Привлечение родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Этапы работы по теме самообразования:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. Сбор и анализ информации по теме «Детское экспериментирование-основа познания окружающего мира».

 2 этап – проектировочный. Определение целей и задач темы.

 3 этап – Практический.

-создание в группе уголка экспериментирования, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов.

- консультация для родителей

4 этап – Обобщающий.

-подведение итогов. Оформление результатов работы.

- распространение опыта своей работы. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

-отчёт по теме самообразования.

Методическая  работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой.

В течение года.

Список использованной литературы.

Создание картотеки  опытов и экспериментов.

В течение года.

Картотека дидактических игр

Консультации для родителей и педагогов

В течении года

Конспект консультации.

Отчет о проделанной работе

Май 2019

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Иллюстративное экспериментирование.

«Попробуй собери»: собрать разлитую воду при помощи салфетки, тряпочки, губки.

«Попробуй вылови»: выловить плавающие в миске с водой игрушки при помощи ложки, половника, сачка.

«Как получается лёд?»: разлить воду по формам, заморозить на улице.

«Строим горку из песка»: наносить кучку влажного песка в песочнице, слепить горку.

«Лепим снеговика»: скатать из мокрого снега шарики, сделать снеговиков.

Ноябрь 2018

картотека

Поисковое экспериментирование.

«Тонет или нет»: опускать в воду предметы и наблюдать, какие из них останутся на поверхности, а какие пойдут ко дну.

«Как надуть пузырь»: экспериментирование с мылом, водой и воздухом.

«Почему плывёт кораблик»: игра-экспериментирование с игрушечными парусниками (передвигать их, дуя в сторону паруса).

«Как достать фигурки из воды»: процеживание воды решетом, сачком.

«Зачем растениям свет?»: поставить веточки (с почками или бутонами) в стаканы с водой, расположить на солнечной стороне группы и в тени, оценить результат через несколько дней.

Декабрь 2018г.

картотека

Решение познавательных задач.

«Как достать фигурки из кубиков льда»: растапливание льда различными способами.

«Как получить нужный цвет»: смешивание красок или разноцветной воды в стаканчиках.

«Раскопки»: в песочнице спрятаны фигурки, нужно раскопать их при помощи игрушечного экскаватора, грабелек, совка.

«Чем украсить рисунок?»: разорвать лист бумаги на маленькие кусочки, приклеить их к картинке («Падает снег», «Листопад», «Дождик кап-кап»).

Январь – апрель 2019 г.

картотека

Отчет по самообразованию

Май 2019г.

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Консультации:

«Возрастные особенности детей 3–4 лет»;

«Мотивирующее начало занятия»;

«Виды занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности».

Мастер-класс «Развитие детей через экспериментирование»

В течение года

Участие родителей в изготовлении экспериментальных игр и демонстрационного материала.

В течение года

   Отчет по самообразованию за 2018 - 2019 учебный год по теме: «Детское экспериментирование-основа познания окружающего мира» осуществляется через расширение его теоретических знаний:

  • изучение книг и исследований на эту тему;
  • пополнение картотеки опытов и экспериментов;
  • знакомство с опытом организации практических исследований с младшими дошкольниками среди коллег из других ДОУ (на педагогических интернет-порталах);
  • консультаций для родителей о задачах проведения опытов и экспериментов в детском саду, привлечения их к созданию развивающей среды в группе с целью развития детского экспериментирования;

Проведенная работа показала, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.

В результате организации детского экспериментирования, пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Список использованной литературы:

  1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
  2. Гринберг Д. «Первая книга опытов и экспериментов для детей».
  3. Ермолаев С. Д. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».
  4. Лазарев В. С. «Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей».
  5. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».
  6. Москаленко В. В. «Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы)».
  7. Наварро П., Химинес А. «Тайны звука», «Тайны света», «Тайны электричества и магнетизма», «Тайны жидкости».
  8. Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования».
  9. Выпуски учебно-методического пособия «Экспериментирование и творчество» под ред. И. А. Лыковой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира

Презентация раскрывает экспериментирование, как метод обучения и один из видов поисково-исследовательской деятельности дошкольников....

План работы по самообразованию в средней группы: «Познание окружающего мира через экспериментирование»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность до...

Презентация «Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира»

Актуальность темы:    Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного де...

Презентация «Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира»

Реализация проекта " Детское эксперементирование- путь познания окружающего мира"...

«Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»

laquo;Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»Цель: Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельно...

Доклад «Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира»

laquo;Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира»...