Главные вкладки

    «Патриотическое воспитание в ДОУ». Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
    методическая разработка

    Малышева Татьяна Алексеевна

     «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл patriotich_vospitanie.docx29.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Патриотическое воспитание в ДОУ».

    Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

    Воспитатель: Малышева Т.А.

     «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.

    В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

    Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно, в уничижительной форме. Однако трудности не являются причиной приостановки нравственно- патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

    Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

    К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

    Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно- патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план.

    Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:

    - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу (Гербы семей обучающихся старшего дошкольного возраста);

    - формирование бережного отношения к природе и всему живому (экологический паспорт ДОУ, участков для прогулок, экологическая комната);

    - воспитание уважения к труду;

    - развитие интереса к русским традициям и промыслам (музей «Русский быт в ДОУ);

    - расширение представлений о городе (экскурсии в краеведческий музей и др.);

    - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) символы - на здании (флаги-город, страна, область) уголки патриотические в группах;

    - чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

    Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних лет в жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

    Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:

    1. Методическое сопровождение.

    2. Работа с детьми

    3. Работа с родителями

    Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

    1. Знакомство с родным городом, его историей

    2. Знакомство с родным краем и Россией

    3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

    4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

    5. Знакомство с государственной символикой города, страны.

    Методическое сопровождение:

    Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:

    - в группах: педагоги подготовили: дидактические игры«Защитники России»«Военная техника»«Найди флаг России»«Космос»«Памятные места Кантемировки» и др.

    - изготовили дидактические папки«Мой город»«Моя семья»«Государственная символика России»«Они сражались за Родину»«Все о космосе», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья»«Космос»«На флоте» и др. ;

    - подобрали методическую, художественную литературу, фотографии, иллюстрации через которые дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др. ;

    Тематическое и перспективное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

    Работа с кадрами.

    Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного учреждения по данной проблеме. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

    В содержание входят следующие направления работы:

    - Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию;

    - Проведение семинаров-практикумов; педсоветов по этой тематике

    - Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.

    - Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.

    - Участие в профессиональных конкурсах.

    Работа с детьми:

    Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

    Нравственно- патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь заложено. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

    Задачи педагога:

    - отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды, должны привлекать внимание детей. Быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

    - отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

    - расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней.

    - привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной»«любовь к Отчизне»«ненависть к врагу»«фронтовой и трудовой подвиг».

    - знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

    - показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

    Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:

    - в детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, архитектурой строений и др. ,

    - героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,

    - создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности.

    - создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями,

    - старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,

    - приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны на познавательные занятия) экскурсии на предприятие «Хлебозавод», телекомпанию «Радонежье».

    При знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города.

    Рассказы, беседы на тему, чем прославились в детском саду родители детей. Мамы помогли помыть и заклеить окна, принесли рассаду для цветов и саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то мама помогла сшить костюмы, дедушка привез писок, а все вместе папы сделали машину, домик. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано близкими людьми.

    Связь воспитателя со специалистом:

    - музыкальный руководитель проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;

    В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание привязанности и любви к семье.

    В другие дни«Кому требуется помощь и как её осуществить?»«Какие новые стихи или рассказы писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное слово.

    Использовались следующие формы работы с детьми:

    «Фантазирование» (город будущего; волшебником, строителем и др.)«Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др.).

    Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.

    В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.

    Это:

    народные и фольклорные праздники – Масленица, День Земли;

    государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День Космонавтики,

    международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

    православные праздники – Рождество Христово, Пасха;

    бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, театрализованные развлечения.

    Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

    Ежегодно принимаем участие в районных мероприятиях, различных городских и детсадовских конкурсах: конкурс чтецов, «День космонавтики»«Пасхальное яйцо»«Портрет мамы» и др.

    Духовно-нравственное воспитание.

    Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».

    Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

    Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Золотая осень»; зимой - «Новый год»«Рождество»«Калядки»«Защитники Отечества»«Масленица»; весной - «Наши любимые мамы»«Праздник птиц»«Пасха»«День Победы», лето - «Именины березки» (Троица).

    Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

    Экскурсионные маршруты: в музеи, в библиотеку, к школе, к светофору, переходу. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах. Нам повезло, детский сад находится в центре города.

    Существует у нас традиция: накануне великого праздника Дня Победы с детьми старшей и подготовительной групп ходим к мемориалу «Вечный огнь», чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам.

    Приглашаем ветеранов. Дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр.

    Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о современных событиях. Олимпиада Сочи - 2014 войдет в историю – дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну. Проводились «Малые Олимпийские игры» между двумя ДОУ. Проведение мероприятий способствует нравственному формированию личности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В игре моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

    Работа с родителями.

    Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

    Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

    Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

    Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных музеев, театральной студии «Ковчег», организация фотовыставок, выставок и рисунков детей, составление семейного древа, гербов семьи помогает детям понять, что семья – ячейка общества.

    Родители принимают активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, «Лучшая елочная игрушка»«Дары осени»«Земля наш общий дом»«Рождественская сказка» и др. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная»«Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья»«Летний отдых семьи».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

    Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

    «Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

    Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

    «Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

    Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

    «Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

    Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

    Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

    Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....