Конспект занятия с элементами сказкотерапии "Сказочное путешествие"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnoe_puteshestvie.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие психолога с элементами сказкотерапии в подготовительной группе:   «Сказочное путешествие»

Цель:

Формирование навыков невербальной коммуникации в ситуации морально-этического выбора, развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников, расширение знаний об эмоциях, чувствах, возможности позитивного мировоззрения, эмпатии, толерантности, с элементами сказкотерапии в условиях ДОУ.

Методы: элементы сказкотерапии, элементы песочной терапии, игротерапия, кинестетические упражнения, движения.

Ожидаемые результаты: создание эмпатических, положительных отношений в малых группах. Формирование «Я-образ», социально-психологическое преобразующее действие на детскую личность, овладение морально-этическими нормами поведения.

Ход занятия с элементами сказкотерапии

Вступительная часть:

Дети входят в зал под музыку. Становятся в круг.

Психолог:

-Добрый день, дети (дети здороваются). К нам сегодня пришло много гостей, давайте повернемся к ним и поздороваемся (дети здороваются).

-А как можно поздороваться, без слов (дети здороваются невербальным способом).

-Как вы думаете здороваться могут только люди? (Ответы детей).

-Верно, все, что нас окружает, имеет свой язык. Давайте мы представим, что мы деревья и поздороваемся (психолог предлагает детям поздороваться как деревья, кусты, трава).

Психолог:

-Я хочу пригласить вас в путешествие в сказку. Вы любите сказки? (Дети отвечают).

-Смотрите, какая красивая сумка, интересно, что в ней? Давайте посмотрим! Здесь книга сказок (дети рассматривают волшебную книгу вместе с психологом). Слышите, какая приятная музыка. Откуда она звучит? Видимо это нас сказка зовет! Вы готовы к путешествию? Тогда, давайте успокоимся, возьмемся за руки и отправимся в путь. В сказку можно попасть через волшебные ворота. А вот и они! (Дети, взявшись за руки, проходят за психологом через ворота).

-Где же мы с вами оказались? Кажется, я поняла, слышите (дети прислушиваются), это шумит море и кричат чайки. Мы с вами оказались на берегу моря, ну что пошли? (Аудиозапись «Звуки моря).

Психогимнастика

Дети идут к морю по воображаемому песку (выполняется психогимнастическое упражнение):

- Сначала по сухому песку,

- По горячему песку,

- Затем по раковинам и камням,

- По мокрому песку,

- По вязкому песку (видимо он стал такой, потому что его смочила волна).

 

Дети с психологом доходят до берега моря.

Психолог:

-Вот мы с вами и на берегу моря. Давайте понюхаем, запах вы чувствуете? (дети отвечают). Правильно так пахнет море, морские водоросли. Подставьте свои лица под морской ветерок, он такой мягкий, так нежно прикасается к вашим волосам, ладошкам, лицу. Морской воздух оказывает целебное действие на ваш организм. Давайте еще раз вдохнем его и почувствуем, как он исцеляет нас (дети делают упражнение на дыхание).

-Ой, пошел легкий дождик! Какой теплый и приятный! Как хорошо, а давайте коснемся водички, какая она? (дети отвечают), да, она прохладная, приятная, так и хочется с ней поиграть (дети вместе с психологом брызгают мнимой водой). А как можно еще поиграть? (дети отвечают), правильно, прыгать через волны (дети с психологом прыгают через воображаемые волны). Наигрались (дети отвечают). Послушайте, как шумит море (дети слушают). А кто живет в море? (дети отвечают), да, медузы (психолог показывает кинестетические упражнения), дельфины (показывает, как выпрыгивают дельфины из воды), различные рыбки (показывает, как плавают рыбки), крабы (показывает, как ходят крабы).

Песочная терапия

-А вы знаете, море всегда дарит какой-то подарок, давайте посмотрим, может и нам море что-то приготовило? (Дети оглядываются вокруг и находят бассейн с песком). Это детский бассейн, садитесь вокруг него, окуните свои ладошки. Здесь песочек. Что вы почувствовали? Какой он на ощупь (дети отвечают), действительно он чуть прохладный, мягкий, нежный, очень приятный. Наберите его немного и высыпьте, действительно, замечательные ощущения! (Дети отвечают). Посмотрите, в песочке что-то есть! (Дети находят в песке ракушки и камешки). Рассмотрите свои камешки, на что они похожи? (Дети отвечают). Давайте послушаем раковину. Что вы слышите? (Дети отвечают). Да, мы слышим, как в ракушке шумит море. А мне раковина что-то рассказывает, а вы слышите? (Дети отвечают). Давайте возьмем эти ракушки и камушки с собой (дети кладут все в корзину), и послушаем сказку, которую рассказала мне раковина.

Основная часть

Сказкотерапия с детьми

Дети садятся

Психолог:

-Закройте глаза, расслабьтесь, подставьте свое лицо под теплые лучики солнца, почувствуйте прикосновение легкого ветерка, который играет с вашими волосами, протяните к нему ладошки. Прислушайтесь к сказке.

        Вот прилетели маленькие эльфы, они садятся кому-то на плечо, кому-то на ладошку, а кому-то на головку (в это время детям одевают наголовники). Откройте глаза посмотрите, как все изменилось! Вы превратились в маленьких насекомых! Да, действительно, вы теперь муравьи, а я тоже изменилась я превратилась в колдунью-пчелу. Вставайте на ноги. Сказка начинается!

 Сказка «О дружбе и ее потере»

Жили-были два муравья Мур и Рум. Они были очень большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старого Богомола и рассказали ему о своей дружбе.

  - Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу?

  - Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! – говорили муравьи. – Можешь, как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.

  - Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросил Богомол. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.

  - Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали муравьи. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.

  - Ну что же, хорошо. Но потом пеняйте только на себя, - сказал Богомол. – Пойдемте к Пчеле-Колдунье, и пусть она с помощью своего волшебства подвергнет вас испытаниям. Посмотрим, устоит ли ваша дружба.

Отправились Мур и Рум к Пчеле и рассказали ей о своем желании доказать Богомолу, что нет вещи, способной уничтожить их дружбу. Подумала Пчела-Колдунья и сказала:

- Хорошо, я устрою вам семь испытаний. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание - и зажужжала заклинанья:

Елики-горелики,

Лики-рели-ка!

Сохранится ль дружба

Существ без языка?

Она тихонько коснулась муравьев своим жалом и – они забыли язык, на котором общались. Но ничуть не повредило это дружбе муравьев. Они сумели прекрасно обойтись без слов и быстро научились понимать друг друга.

Тогда Пчела-Колдунья вернула муравьям способность общаться на своем языке и прожжужала новые заклинания, наводя чары для второго испытания:

Елики-горелики,

Лики-рели–ка-тож!

Прозвучите в речи

Грубость, обида и ложь!

Стали муравьи оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того: даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.

На третий раз Пчела разбудила в их душах злобу. "Теперь-то точно поссорятся!" – подумала она. Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от нее, обнялись снова.  Растерялась было Пчела-Колдунья. Однако сняв заклятье грубости и обмана с муравьиных речей, попыталась в четвертый раз: вызвала она у муравьев сильнейший страх перед миром. Долго Мур и Рум не решались вылезти из-под листочков, где прятались от всех окружающих опасностей и друг от друга. И все же вылезли они – и объединились: вдвоем не так страшно. И дружба победила страх. Ничего не смогли поделать с муравьиной дружбой и жажда власти ("кто главнее?"), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.

Перед седьмым испытанием всерьез задумалась Пчела-Колдунья: какие же еще навести чары? Тогда старый Богомол сказал ей:

- Одно только уничтожит их дружбу…

- Мои чары пробуждают только то, что есть в них самих, - оговорилась Пчела.

- Это я помню. И беспокоюсь: сможешь ли ты потом вернуть все, как было?

Пошептались они о чем-то с Пчелой и высказали муравьям свои сомнения в необходимости последнего колдовства. Однако Мур и Рум, как никогда уверенные в силе своей дружбы, настаивали на последнем, седьмом, испытании.

Делать нечего. В последний раз взялась ворожить Пчела:

Елики-горелики.

Лики-рели–ка-иста-ми!

Станьте, муравьи,

Ныне…

И Пчела произнесла самое важное слово заклятия (догадайтесь – какое?). И сама подивилась результату: отвернулись бывшие друзья друг от друга и уползли в разные стороны. Как ни старалась Пчела, не удалось ей расколдовать Мура и Рума и восстановить дружбу.

Почему? Потому что разбуженное ею в сердцах бывших друзей качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе эгоизм.

Беседа психолога с детьми по содержанию сказки

Обсуждение вопросов, выбор героев по личностным предпочтениям.

-Наша сказка закончилась. Садитесь ко мне ближе.

-Вам понравилась сказка? (Ответы детей).

-О чем она была? (Ответы детей).

-Какие испытания были в сказке? (Ответы для детей). А последнее испытание, какое было? Как пчела вызвала в них то, что было в их сердцах – эгоизм.

-А скажите мне, кто такой эгоист? (Ответы детей).

-Какое у эгоиста сердце? (Ответы детей). Правильно, оно каменное.

-А можно растопить такое сердце и как? (Ответы детей).

-Конечно, нужно сказать хорошие, добрые слова.

-А вы знаете, какие это слова? (Ответы детей).

-Молодцы! Вы правильно все сказали. Я думаю, что на вас чары колдуньи-пчелы не подействовали? Что я вижу? Неужели я ошиблась? Посмотрите! Чары подействовали на Варвару, Анну, Тимофея! Что же нам делать, как нам их расколдовать? Догадалась! Мы с вами в сказочной стране и можем использовать волшебный купол, а вот он и лежит! Давайте его возьмем, развернем, станем в круг (дети разворачивают парашют и становятся в круг).

Психолог предлагает каждому из заколдованных детей пройтись по куполу, но это не действует.

Психолог: - Я знаю, что надо делать. Варвара, Анна, Тимофей, садитесь под купол, а мы с вами сейчас скажем хорошие, добрые слова и поднимем волшебный купол трижды. (Дети говорят хорошие слова, затем поднимают купол трижды. Под куполом дети, сначала сидели спинами друг к другу, поворачиваются лицом друг к другу и обнимаются). Психолог предлагает им присоединиться к детям, стать в круг).

Психолог: - Как хорошо все получилось, и ваши слова и волшебный купол расколдовали наших друзей, теперь его можно убрать.

Заключительная часть занятия

Психогимнастическое упражнение «Цветы для друзей»

Игра с мягким разноцветным трансформером (формирование позитивного отношения к окружающей среде, к себе, к окружающим, умение радоваться и проявлять эмоции радости).

По такому случаю хочется подарить какой-нибудь подарок (дети предлагают, что можно подарить). Я хочу предложить в подарок цветы (дети соглашаются). Создаются цветы с помощью мягкого разноцветного конструктора-трансформера. От таких замечательных цветов хочется петь и танцевать! Скорее становитесь в круг!

В круг дружно стали мы

Руки дружбы подали

(Звучит аудиозапись песни, дети танцуют).

Как быстро истекло время, нам нужно возвращаться в детский сад. Берите друг друга за руки и тихонько пройдем сквозь арку, чтобы вернуться. (Дети вместе с психологом проходят сквозь арку).

Мы с вами вернулись и пора заканчивать наше занятие. Давайте попрощаемся с нашими гостями …Ой, подождите, вернитесь ко мне, я совсем забыла, мы с вами насобирали в сказочной стране камешки и ракушки, давайте подарим их нашим гостям на память о замечательном сказочном путешествии. (Психолог раздает детям камешки и ракушки, они дарят их гостям).

Теперь время прощаться, повернитесь к гостям (дети возвращаются и прощаются). Психолог выходит с детьми из зала под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Путешествие капельки». (старшая группа).

Занятие знакомит детей с круговоротом воды в природе, даёт представление о воде и ее свойствах, обучает навыкам проведения лабораторных опытов....

Конспект занятия в средней группе"Путешествиев мир сказок с элементами "Сказкотерапии"

Закрепление знаний детей о русских сказках.Формировать коммуникативные навыки....

Конспект логопедического занятия с элементами логоритмики "Путешествие в зимний лес"

В процессе занятия дети выполняют различные движения и закрепляют умение дифференцировать в речи звуки СиШ. Развивают внимание , мышление, навыки звукового анализа  синтеза....

Конспект занятия с элементами ИКТ для среднего возраста "Путешествие в мир насекомых"

Конспект занятия с элементами ИКТ для среднего возраста "Путешествие в мир насекомых"...

Конспект занятия с элементами нейрографики «Путешествие в Чудо-Море»

Конспект занятия с элементами нейрографики«Путешествие в Чудо-Море»...