Организация игровой деятельности, как условие формирования гендерной культуры.
консультация

Гужва Елена Александровна

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gender_pechat.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игровой деятельности, как условие формирования гендерной культуры.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Поэтому я на конкретных видах игр постараюсь раскрыть суть гендерного подхода к их организации.

1. Дидактические игры.

Они доступны детям с младшего возраста. Например, игра «Кто что носит». Детям предлагают рассмотреть следующие картинки (на наборное полотно выставляются картинки с изображением мужской и женской одежды). Нужно распределить предметы одежды на два мольберта: там, где нарисована девочка – предметы женской одежды, а там, где мальчик – предметы мужской одежды. (слушатели распределяют картинки к соответствующим схемам).

Или, например, словесная игра «Кто что делает» (о мужских и женских обязанностях в семье). Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет «мама», ребёнок должен назвать слова-действия, относящиеся к обязанностям мамы.

Таких игр много, и они вам знакомы. Это следующие игры: «Наши причёски», «Кем я буду и каким», «Найди правильно», «Наша семья», «Кому что нужно для работы», «Настроение», «Волшебный цветок», «Как я дома помогаю», «Кто я в семье», «Пожелания», «Благородные поступки» и другие.

2. Игры-занятия с куклами.

«Накормим куклу Машу», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Куклы ждут гостей», Куклы заболели». Этот вид игр присутствует в младшем возрасте.

3. Имитационные игры.

Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившаяся девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Весёлый папа», «Обиженная дочка», «Уставшая бабушка», «Злобный мальчик» и т. д. Можно использовать при этом кубик (показ кубика с изображением лиц с разной мимикой).

4. Подвижные игры.

Полоролевые действия прослеживаются ярче в народных играх. Это: «В хороводе были мы», «А мы просо сеяли», «Цепи-кованы», «Голубка» и др. Есть и современные игры: «Надень и попляши», «Найди пару», «Море», «Утки и утята» и др. Мы предлагаем вам поиграть в игру «Цветы и пчёлки». Распределяемся на две команды – девочек и мальчиков. Девочки – пчёлки, а мальчики – цветы. Все разбегаются по залу. По сигналу нужно выполнить свои роли: девочки грациозно двигаются, машут крылышками, качают головками, подражая жужжанию пчёл. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляя руки, как лепестки. По второму сигналу меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, жужжат, словно большие шмели, а девочки изображают красивые цветы.

5. Игры-состязания.

«Кто больше скажет красивых слов о маме, папе».

«Кто больше назовёт имён мальчиков (девочек)».

«Кто больше назовёт мужских и женских (маминых и папиных) вещей».

«Кто найдёт больше сходства: в цветке – женщине; в мужчине – льве». (поиграть)

«Напиши словесный портрет девочки (мальчика)».

«Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми и сильными героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями» ит. д.

6. Символические игры.

«Предмет – мужчина, предмет – женщина»(педагог предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш и др.) и представить, каким бы он был, если бы был человеком: мужчиной или женщиной. Другие игры:

«Кто живёт в твоём сердце».

«Рассказ музыки».

«Мой любимый герой».

«Сбор чемодана».

Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей – мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В игре дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружественную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, коммуникативность, стремление к самореализации, самовыражению. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские.Наиболее востребованными сюжетами у детей нашей группы являются такие игры: «Стройка», «ГИБДД», «Шофер» и др. Мы создали условия для сюжетно-ролевой игры где мальчики могут реализовать гендерные особенности. Но и в таких классических для детей дошкольного возраста играх как: «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», мы создаём условия через атрибуты, дидактические игры где мальчики наравне с девочками, могли видеть себя в роли врача, кассира-продавца, портного, стилиста, члена семьи.В игре «Парикмахерская» мы создали атрибуты как для женского, так и для мужского зала: альбомы с причёсками для мальчиков и девочек, предусмотрели наличие инструментов для создания мужских и женских причёсок и др. Для игр «Поликлиника» и «Больница» мы изготовили с детьми атрибуты для узкихспециалистов: окулист, хирург, стоматолог, лор, где роли врачей могут выполнять как девочки, так и мальчики. В игре «Магазин» шофёры, привозящие в магазин продукты, могут выступать в роли кассира-продавца.Но большая часть игр, включая перечисленные, в играх детей объединяются одним сюжетом.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

  1. На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  2. На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  3. На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягкихигрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «я - мама, я – папа».

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Для организации игр мальчиков необходимо наличие свободного обширного пространства, так как они, прежде всего, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». В большом пространстве мальчики выстраивают свою деятельность, соотносят свои возможности, своё влияние, осознают свою значимость внутри этого пространства и коллектива сверстников, в деятельности, определённой правилами. Для формирования мужского поведенческого статуса для мальчиков необходим коллектив сверстников. При наличии мужского сообщества сверстников и при выше описанных условиях организации игрового пространства у мальчиков закладываются и развиваются базовые алгоритмы мужского поведения.

Для девочек значимо ближнее пространство, в котором тренируется предназначение, данное природой: хранительницы семейного очага, создание комфорта, прежде всего для самых близких и родных, психо - эмоциональное общение. С целью формирования женского начала, для девочек необходимо общение более устойчивое в небольшом коллективе сверстниц (2-3 ребёнка), тогда они могут настраиваться на реакции друг друга в соответствии с полоролевым женским поведением. Девочкам важно иметь возможность территориально отделиться ширмой или другими предметами для организации визуального ряда и ближнего общения. Именно при таких условиях формируются нормы, жизненные ценности, стили женского поведения.

Важно грамотно подбирать и включать в игры дошкольников, сообразно гендерной данности, содержательный компонент игровой деятельности дошкольников (темы, сюжеты игр, игрушки, предметы- заменители и т.п.), так как с помощью игрушек у детей формируются на уровне символики жизненно важные ценности поведения характерные мужскому и женскому психотипу.

Недопустимо в организации игровой деятельности предлагать детям выполнение ролей противоположного пола, переодевание мальчиков в девичью одежду и наоборот, девочек в мальчишескую. Особенно разрушительным является выполнение детьми, например, «шуточных» сценок на праздниках, с использованием мимики и жестов, движений и пластики тела, характерных детям противоположного пола (мальчики, исполняющие танец матрёшек в русских сарафанах, на празднике, посвященном Международному женскому дню). При подкреплении умилением и восхищением взрослых, особенно родителями, (самыми значимыми людьми в жизни детей), происходит интенсивное разрушение полоролевого поведения и собственно гендерной идентификации (отождествление индивида сообразно полу, данного природой), с быстрым формированием чужеродных программ поведения противоположного пола.

Грамотно организованная игровая деятельность и предметно развивающее пространство, обусловленное дифференцированным подходом, непроизвольно формирует у детей тонкости общения, жизненные стили природосообразного статуса психического поведения, адекватного своему полу.

Наша работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Литература:

1. Асмолова А. Т. Психология личности. М., 1983.

2. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.:Прайм-Еврознак, 2002. — 320 с.

3. Бреслов Г. М., Хасан Б. И. Пол и образование. Красноярск, 1995.

4. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.

5.Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Мурманск: ОУ КРЦДО и РЖ, 2001.

6.Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4

(дошкольные группы)

Доклад из опыта работы по теме:

«Организация игровой деятельности, как условие формирования гендерной культуры».

                                                                                                      Выполнил:

                                                                                                         Воспитатель

                                                                                                        Гужва Е. А.

Еманжелинск, 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Организация игровой деятельности в условиях современного дошкольного учреждения"

Материалы для проведения педсовета.Форма проведения - деловая игра. Прилагаются доклады, вопросы длля мозгового штурма, работы в группах. Анкеты для воспитателей и родителей....

Семинар-деловая игра «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        Семинар - деловая играТема «Организация игрово...

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...

Организация игровых ситуаций, как условие формирования социально-коммуникативного развития младших дошкольников ( сюжетно-ролевая игра)

Представляю выступление из опыта работы по теме "Организация игровых ситуаций, как условие формирования социально-коммуникативного развития младших дошкольников (сюжетно-ролевая игра)....

презентация "Организация игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО"

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...

Спортивная среда как условие формирования гендерной культуры личности дошкольника»

Материал содержит примерные конспекты занятий по физической культуре для девочек и для мальчиков....

Доклад из опыта работы по теме: «Организация игровой деятельности, как условие формирования гендерной культуры».

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчика...