Главные вкладки

    «Создание развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе»
    статья (младшая группа)

    Галина Ивановна Кузьмина

    У детей данной группы постоянно совершенствуется общая моторика и моторика рук, зрительно-моторная координация. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                  Аналитическая справка

    «Создание развивающей предметно-пространственной среды

    в 1 младшей группе»

         Дата проведения анализа –

         Характеристика группы:

         возраст 2-3 года.

         

         Гендерные особенности. Дети группы начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, обозначают себя соответствующим образом.

         

         Особенности физического развития. У детей данной группы постоянно совершенствуется общая моторика и моторика рук, зрительно-моторная координация. На протяжении учебного года у детей увеличилась двигательная активность, произошло накопление и обогащение двигательного опыта. Двигательная активность проявляется преимущественно на ходьбе. У детей появились попытки бега, лазанья, прыжков с места.

     

         Особенности речевого развития. Дети данной группы воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями. В ходе совместной со взрослым деятельности продолжает развиваться понимание речи. С помощью взрослых дети освоили названия окружающих предметов, выполняют простые словесные просьбы в пределах видимой наглядной ситуации. Дети начали понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь. Дети строят простые предложения.

     

    Анализ предметно – пространственной среды группы № 6 проведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в частности раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1, 3.2.

    Информация и сведения по изучению и анализу предметно – развивающей среды группы № 6 были сформированы исходя из следующих показателей:

    1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
    2. Реализация ОП ДО  (отражение образовательных областей).
    3. Учет возрастных особенностей детей.
    4. Учет образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении, других категорий детей.
    5. Условия для инклюзивного образования.

    Безопасность и психологическая комфортность

    пребывания детей в группе:

    Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

    В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «центр уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, альбом семейных фотографий, музыкальный центр.

    В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

    Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская», «Доктор», «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

    Реализация образовательных программ дошкольного образования

    Предметная развивающая среда группы подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Спроектированная предметно – пространственная среда позволяет реализовать примерную основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» в полном объеме.

       

         В развивающей среде отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

    • коммуникативно-личностное развитие;
    • познавательное развитие;
    • речевое развитие;
    • художественно-эстетическое развитие;
    • физическое развитие

    Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков:

    • уголок для сюжетно-ролевых игр;
    • уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
    • книжный уголок,
    • уголок познавательно-исследовательской деятельности;
    • уголок конструктивной деятельности;
    • уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);
    • спортивный уголок.

         Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

    Уголок для сюжетно ролевых игр:

         В уголке имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные (соразмерные самим детям или куклам) и готовые к использованию.

         Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, имеются комплексы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

         Это комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики: шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут "жить" мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок. И наконец, тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем.

         Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.

     В группе круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы). Они используются для огораживания "домика", "автобуса" и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол и т.п. Кроме того, имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

    Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:

    - Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят)

    - Настольный театр (Колобок, Теремок, Маша и медведь)

    - Плоскостной театр

    - Театр резиновых игрушек

    - Пальчиковый театр

    - Театр с игрушками Бибабо

    - Маски персонажей

    - Музыкальные инструменты

    - Диски с музыкой и сказками

    - Картотека музыкальных и театрализованных игр

    - Ширма

        Книжный уголок:

             - Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

             - Настольно-печатные игры по развитию речи

             - Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

         Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

    Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.

    Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности.  В группе имеются следующие материалы:

    - Пирамидки, окрашенные в основные цвета

        - Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов)

        - Лабиринт (геометрические фигуры)

        - Наборы: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов), различных цветов

    - Дидактический стол

    - Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы)

    - Матрешки

    - Блоки Дьенеша

    - Доски-вкладыши (с основными формами)

    - Набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски)

    - Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов

    - Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов

    - Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)

    - Наборы кубиков с цветными гранями (4 цвета)

        - Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел

    - Емкости с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов)

    - Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки)

        - Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.)

    - Набор для забивания: молоточек с втулочками

    - Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки)

    - Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания - черпачки, сачки, резиновые игрушки

    - Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия — совочки, лопатки

        - Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки)

    - Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики

    - Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей), той же тематики

    - Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части

    - Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой

    - Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации)

    - Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой), крупного формата.

    Уголок конструктивной деятельности.

          Весь строительный материал разложен по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.

          Мелкий строительный материал насыпан в корзины, ящики или коробки. В корзинах имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки,

    уточки, машинки и др., которые побуждают детей к использованию их в конструировании.

         Конструкторы размещены на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.

        В группе имеются:

    - Конструкторы разных размеров и форм и материалов

    - Мозаики разных форм и размеров

    - Природный материал.

    Уголок для продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации):

    К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:      

    - Наборы цветных карандашей (6 цветов)  

    - Наборы фломастеров (6 цветов)

    - Наборы восковых мелков

    - Гуашь

    - Круглые кисти

    - Емкости для промывания ворса кисти от краски

    - Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм

    - Подставки для кистей

    - Бумага для рисования

    - Наборы цветного картона

    - Доски для лепки

    - Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время лепки

    - Подносы для форм и обрезков бумаги

    Спортивный уголок:

    В групповой комнате все спортивные  пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование расставлено вдоль одной свободной стены. Спортивные пособия:

         - Мячи большие, средние, маленькие

         - Обручи

         - Флажки

         - Ленточки с колечком

         - Мини-мат

         - Гимнастический мяч

         - Кольцебросы

         - Кегли

         - Дорожки здоровья

         - Картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.

    Учет возрастных особенностей детей Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

    -предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

    -экспериментирование с материалами и веществами;

    -общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

    - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

    - восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

    - рассматривание картинок;

    -двигательная активность.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Создание развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе »

    1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;2. Учет возрастных особенностей детей;3. Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей)....

    СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

    В связи с введением новых федеральных государственных образовательных  стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вспрос создан...

    Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

    Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

    Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

    Проект "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "

    Создание развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группев соответствии с требованиями ФГОС ДО...

    Создание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада.

    Эссе на тему: Создание развивающей среды в младшей группе по области художественно-эстетическое развитие....

    Развивающая предметно-пространственная в первой младшей группе

    В нашей группе развивающая среда обладает свойствами открытой системы, выполняет образовательную, развивающую, стимулирующую функции и создана с учетом основных критериев:•- содержательно ...