Кукольный театр на английском языке: мир культуры и дошкольники
статья (средняя, старшая группа)

Недавняя Елизавета Игоревна

Современное открытое общество востребует такие качества человека, как знание традиций своего народа, понимание культурного многообразия мира, умение выстраивать общение с представителями иных народов. Неслучайно ЮНЕСКО в 1978 г. разработаны рекомендации по воспитанию детей в духе ми­ра и взаимопонимания. Дошкольные учреждения современной России решают задачи привить детям любовь к родной культуре, воспитать их в гуманистиче­ском духе уважения к людям разных народов. Понимание любой культуры воз­можно только через знакомство с ее неповторимыми традициями. Данный про­цесс в дошкольном учреждении может выстраиваться как увлекательное путе­шествие в сказочный мир, который сложно представить вне игровой и, конечно, речемыслительной деятельности. Игра и речеразвивающие упражнения - две линии содержания обучения.

Как же сформировать лексические навыки дошкольника? Анализ методи­ческих работ позволяет выделить ряд условий, способствующих их формирова­нию. Первое из них - наличие у педагога профессиональной компетенции, включающей коммуникативную и социокультурную составляющие. Такой вос­питатель в состоянии организовать работу малыми группами, учесть возрастную специфику, органично ввести нужное содержание в живую ткань игры. Все эти условия соблюдаются при работе с кукольным театром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedavnyaya_e.i_statya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кукольный театр на английском языке: мир культуры и дошкольники

ГБДОУ детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района с Санкт-Петербург;

РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Современное открытое общество востребует такие качества человека, как знание традиций своего народа, понимание культурного многообразия мира, умение выстраивать общение с представителями иных народов. Неслучайно ЮНЕСКО в 1978 г. разработаны рекомендации по воспитанию детей в духе мира и взаимопонимания. Дошкольные учреждения современной России решают задачи привить детям любовь к родной культуре, воспитать их в гуманистическом духе уважения к людям разных народов. Понимание любой культуры возможно только через знакомство с ее неповторимыми традициями. Данный процесс в дошкольном учреждении может выстраиваться как увлекательное путешествие в сказочный мир, который сложно представить вне игровой и, конечно, речемыслительной деятельности. Игра и речеразвивающие упражнения - две линии содержания обучения.

Общечеловеческая проблема понимания решается на тематических занятиях «понимание эмоционального состояния другого человека»; «что чувствуют, находясь вдали от дома»; «как выражают сочувствие, что при этом говорят и делают» и т.д. На них воспитатели создают условия для воспитания сочувствия, развития эмоциональной сферы дошкольников. Взаимодействие с представителями других культур в центре внимания программ «глобального воспитания», посвященного жизни и традициям разных народов. Ведущим методом подобных занятий является игровой: игры-упражнения, драматургия, ролевые, сюжетные игры.

Сложно представить себе успешного современного человека, не владеющего иностранным языком. Поэтому уже с малых лет российским детям представляется возможность осваивать мировые языки. Однако на этом пути педагоги-практики сталкиваются с определенным разочарованием, точно описанным Е.И. Негневицкой. Ученый отмечает: иностранный язык для многих так и не становится средством общения. Дети легко запоминают отдельные слова, запоминают стихи и песни. Однако содержание остается неясным, а выход за пределы стандартного заученного диалога вводит малышей в ступор [2]. Именно эта проблема рассматривается в специальной литературе.

Как же сформировать лексические навыки дошкольника? Анализ методических работ позволяет выделить ряд условий, способствующих их формированию. Первое из них - наличие у педагога профессиональной компетенции, включающей коммуникативную и социокультурную составляющие. Такой воспитатель в состоянии организовать работу малыми группами, учесть возрастную специфику, органично ввести нужное содержание в живую ткань игры. Все эти условия соблюдаются при работе с кукольным театром. Начать можно с продуктивной методики занятий по английскому языку «Сооkie and friends» (Kathryn Haper, Vanessa Reilly и Charlotte Covill).

Данная методика учитывает особенности развития ребенка 3-6 лет: его непоседливость и любознательность. Занятия проходят в максимально непринужденной и динамичной форме. Вместе с педагогами дети поют, участвуют в увлекательных обучающих играх, рисуют и танцуют. Такая активная творческая деятельность помогает стимулировать у малышей интерес к изучению английского языка и удерживать их внимание. Важным аспектом методики является обязательная повторяющаяся последовательность действий - своеобразный ритм. Разные речевые ситуации, в которых необходимые лексические единицы неоднократно проговариваются, создают комфортную обстановку, позволяющую ребенку полностью раскрыться, мотивирующую его на освоение нового.

Главным достоинством методики является заложенная в ее основание идея традиции как способа общей жизни историко-культурной общности. Ребенок вводится к годовой круг традиционных праздников, проживание которого позволяет познакомиться с ценностями народов общей для нас христианской цивилизации. Наряду с этим в каждом дошкольном учреждении организовываются события-праздники, связанные с российской культурной традицией, что позволяет создавать условия для освоения общечеловеческих ценностей. Только в подобном сочетании (свое и иное) можно говорить о гармоническом развитии личности.

Главное в воспитательном контексте - подготовка к праздникам. Эмоциональный подъем, сопровождающий ожидание, постоянные трудовые усилия, результаты которых видны сразу — все это мотивирует детей на познание. Изготовление поделок развивает мелкую моторику, тренирует внимание, воспитывает аккуратность. Если иметь в виду перспективы школьного обучения, то немаловажно, что в процессе этих занятий ребенок начинает постигать сложную науку учиться, осваивает умение концентрировать внимание на новой информации, работать в группе. В процесс включаются члены семьи, помогающие заучивать песенки, создавать элементы костюмов; они же становятся благодарными зрителями. Все это способствует семейному общению, время которого в непростых условиях современности стремительно сокращается.

Главная изюминка метода - образ Сооkie, рыжего задорного кота. Это кукла, с которой можно вступать в живое общение. Мини-кукольный театр располагает фигурами приятелей главного героя: очень забавна кенгуру. В представлении реализуется деятельностный подход: ребенок входит в реальную коммуникацию, развивающую личность. Не стоит забывать о ситуации успеха, которая создается для каждого участника в празднике-событии. Быть заслуженно в центре внимания, быть поводом для гордости близких людей - это ли не истинная радость?

Разработанный английскими коллегами УМК является базой, на основании которой творческий воспитатель выстраивает уникальный образовательный путь, учитывающий особенности конкретной группы детей. Дети с восторгом знакомятся с новыми героями, обладающими неповторимыми чертами характера. Сколько их будет, каков их характер - все это зависит только от креативности взрослого. В этом заложен большой потенциал для развития и самого воспитателя.

  1.  Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ,- СПб.: КАРО, 2007, - 144с.
  2.  Негневидкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра//Иностранный язык в школе. 1987.-№ 6.-С. 20.
  3.  Пассов Е.И. Теоретические основы обучения иностранному говорению. -М., 1983.
  4.  Ермолаева.М.Г. Игра в образовательном процессе. - СПб.: КАРО, 2008,128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка "Детский театр на английском языке"

План кружка "Детский театр на английском языке"...

Программа по изучению английского языка для дошкольников . "Игровой английский язык".

Программа по изучению иностранного языка "Игровой английский язык". для детей от 4 до 6.5 лет...

Интегрированное развлечение для подготовительной группы “Guy Fawkes’ Night” английский язык + физическая культура

Интегрированное развлечение (английский язык и физическая культура), подходит для старшей и подготовительной группы, в помощь педагогу по английскому языку и физкультуре....

Программа "Английский язык и дошкольник" для дошкольников изучающих английский язык

В связи с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, а также исходя из заботы о здоровье ре...

Кружок по английскому языку "Funny English" для дошкольников

Статья написана в виде консультации для родителей о работе и структуре занятий в кружке  по английскому языку "Funny English" для детей от четырех до семи лет....

Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников

Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников. История театра, современный кукольный театр....