Мастер-класс "Комплекс упражнений и игр для подготовки к постановке звуков и их автоматизации"
материал (старшая, подготовительная группа)

Филимонова Наталья Юрьевна

ЦЕЛЬ: Повышение профессиональной компетенции педагогов и родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение опыта по разновидностям форм работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический мастер-класс

Комплекс упражнений и игр для подготовки к постановке звуков и их автоматизации.

ЦЕЛЬ: Повышение профессиональной компетенции педагогов и родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение опыта по разновидностям форм работы с детьми.

ЗАДАЧИ: 1. Познакомить с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в жизни ребенка.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов и родителей, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

3. Познакомить педагогов и родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики, а также дыхательной и пальчиковой, с использованием кинезиологических упражнений.

4. Научить педагогов и родителей  в игровой форме автоматизировать поставленные логопедом звуки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Индивидуальные зеркала.
  2. Листы бумаги.
  3. Карандаши.
  4. Ножницы.
  5. Заготовки снежинок, листиков, перьев и т.д.
  6. Карточки со скороговорками.
  7. Трубочки для коктейлей (простые и фигурные)
  8. Пластиковые стаканы.
  9. Вода.
  10. Вата.
  11. Макаронные изделия.
  12. Нитка для бус.
  13. Бумажные салфетки.

Содержание мастер-класса.

Сегодня я проведу с вами логопедический мастер-класс. Я покажу вам комплекс упражнений и игр для эффективной подготовки к постановке звуков и автоматизации, которыми можно играть как в детском саду, так и дома.

Для начала давайте нарисуем дом. Фундамент- это наш артикуляционный аппарат, его строение и цнс, именно от него зависит постройка нашего дома (то есть наша речь).  Стены- общая моторика, мелкая моторика, речевое дыхание и артикуляционная гимнастика. Чем лучше мы развиваем эти направления, тем прочнее будет дом (наша речь).   И крыша-это фонематический слух.  

Итак, начинаем с фундамента.  Строение артикуляционного аппарата должно быть в норме. Обращаем внимание на губы, зубы, прикус,  язык, уздечку (подъязычную связку). Если есть вопросы, отправляем к логопеду, стоматологу, неврологу. Если нет, то начинаем работу с артикуляционной гимнастикой.

1 этап постановки звуков –это арт.гимнастика.

Гимнастика для рук, ног для нас дело привычное, а вот для чего нужно тренировать язык?  Оказывается, язык-это главная мышца органов речи. И для него, как и для любой другой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть подвижным, чтобы выполнять точные движения. Именно от него, а также от губ и щек зависит правильное и четкое звукопроизношение.

(Сказка про язычок. Я читаю сказку, воспитатели выполняют упражнения перед зеркалом. Далее рассмотрим более сложные арт.упражнения, включаю игровую гимнастику на компьютере).

2 этап постановки звуков-развитие речевого дыхания.

Залогом четкого звукопроизношения и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Дыхательная гимнастика-это ритмичные шумные вдохи и выдохи. Они способствуют  четкому произношению звуков, а также насыщению организма кислородом, улучшают психо-эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Показываю презентацию.

С детьми ежедневно нужно проводить такие упражнения, давайте потренируемся.

(упр.вдох-выдох с голосом и без, с произношением звуков А, О, У, С, З, Ш, Ж, Ф, В.а также игры «Сдуй вату с носа, подуй на полосочку бумаги,приклеенной к кончику языка, подуй на снежинку трубочкой, а апотом с кончика язык. Далее игры с водой. Подуй в стакан через трубочку-буря в стакане).

3 этап-развитие мелкой моторики.  Упражнения на мелкую моторику должны прочно занять место в занятиях с ребенком. Пальчиковые игры с потешкамии более сложные с проговариванием звуков, слов, стихов, с помощью массажных шариков, мячиков и т.д.( Кинезиологические упражнения проводим по карточкам и с использованием компьютера).

Далее делаем бусы из макарон со скороговоркой.

4 этап-развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха и восприятия являются очень важными в развитии ребенка, особенно в старшей и подготовительной группе, так как являются основой грамотного чтения и письма.

Вот самые популярные:

  • Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши (топает ногой, хлопает себя по коленке, подбрасывает мяч...).

  • Внимательный слушатель.

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

  • Найди нужное слово.

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

  • Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

  • Сложи звуки.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

  • Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

  • Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

  • Шутки-минутки

Взрослый читает строчки из стихотворения, намеренно заменяя буквы в словах, ребенок находит ошибку и исправляет ее.

Хвост с узорами, сапоги со шторами

Тили-бом, тили-бом. Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

там листочки в бочках спят.

Мальчишек рабостный народ

Коньками звучно режет мёд

  • Угадай, что звучало

Проанализируйте бытовые шумы-скрип двери, звук шагов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц. Ребенок должен узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами и удерживать в памяти "голоса" предметов

  • Подбери рифму

ёлка-полка, конфета-газета, сначала по одному слову, затем попробуйте придумывать небольшие стихотворения

  • Добавление недостающего слога

коле..., поло..., пар..., каре...,

  • Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

  • Деление слов на слоги, определение количества слогов (букв) в слове (слоге).
  • Отстукивание ударного слога
  • Выстукивание ритмических рисунков после однократного повторения (1-2-1, 2-1-1, 2-2-1, 1-2-2-1...)

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к постановке звуков.

Предварительная работв по подготовке к постановке звуков....

Подготовка к постановке звука «Ш» Лексическая тема: «Осень. Грибы»

Подготовка к постановке звука «Ш» Лексическая тема: «Осень. Грибы» Конспект организованной образовательной деятельностиучителя-логопедас детьми старшего дошкольного возрастас использованием ...

Конспект индивидуальное занятия тема: Осень. Подготовка к постановке звука Р.

Тема:  Осень.  Подготовка к постановке звука «Р»ЦЕЛИ•  1. Развитие слухового внимания,  слуховой памяти и  фонематического восприятия.2.   Формировать длительну...

Конспект подготовки к постановке звука С

подготовка к постановке С...

Конспект индивидуального занятия на тему: «Постановка звука [С] и автоматизация его изолированно.

Цель: Формирование правильного  произношения  звука [С].Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать знания о механизме организации звука и его акустических особенностях;Коррекционно-ра...

Артикуляционная гимнастика, комплексы упражнений для подготовки к постановке звуков.

Рекомендации по выполнению. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики приподготовке к постановке звуков (шипящие, л, р)....

Буклет артикуляционных упражнений на подготовку к постановке звука Ш

Буклет с базовыми упражнениями для подготовки органов артикуляции к постановке звука Ш....