Мастер класс для воспитателей «Песочная терапия «Волшебный мир»
материал

Мастер класс  для воспитателей

«Песочная терапия «Волшебный мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_pesochnaya_terapiya.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс  для воспитателей

«Песочная терапия «Волшебный мир»

Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в коррекционно-развивающей работе.

Задачи:

- дать определение песочной терапии и рассмотреть ее возможности;

- продемонстрировать виды игр с сухим и мокрым песком;

Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии.

Ход мастер-класса

1 часть

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (ответы)

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком.

В практике дошкольных учреждений сегодня применяется множество интересных терапевтических и развивающих методик, одной из которых является песочная терапия.

Песочная терапия представляет собой одно из направлений сказкотерапии и имеет как индивидуальную, так и групповую формы.

Песочная терапия наиболее интересна, так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций.

Метод песочной терапии описан для детей с особыми воспитательными потребностями, тогда как он может быть достаточно эффективен в практике педагогов ДОУ, не только как средство коррекции, но и как средство развития.

Игры и опыты с песком дают больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Практика показывает, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Именно поэтому для коррекционных, познавательных и развивающих занятий используют песок:

  • во время таких игр и занятий у ребёнка существенно усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • песок, как и вода, является прекрасным психопрофилактическим средством; он способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

В детском саду песочная терапия используется для сенсорного развития; развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей.

2 часть

Проигрываются по очереди воспитателями следующие игры:

Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» - кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Ползут змейки» - расслабленными/напряженными пальцами рук делает

поверхность песка волнистой;

3        «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяет по поверхности песка,

двигаясь в разных направлениях.

4        «Бегут жучки-паучки» - двигает всеми пальцами, имитируя движения

насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»;

Упражнение «Песочный дождик»

  1. Один взрослый медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь другого взрослого, на свою ладонь.
  2. Один взрослый закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, другой взрослый сыплет песок на какой-либо палец (называя его), а партнер по возможности повторяет. Затем они меняются.

Упражнение  «Найди отличие»

Один участник рисует на песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее другому, а сам отворачивается. Партнер дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Взрослый должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем партнеры могут поменяться ролями.

Японский сад

На песке участники делают японский сад камней: размещаются камушки, рисуются узоры на песке.

3 часть

Рефлексия. Участники мастер класса по кругу передают игрушку «Колобок» и рассказывают, что им понравилось, что нет и что новогоони для себя узнали.  В конце из «волшебного мешочка» достают красивые прозрачные камушки, загадывают желание и закапывают в песочнице.