Методическая разработка: "Проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Савина Елена Юрьевна

Методическая разработка направлена на развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_eksperimentirovaniyu.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  

на тему «Проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников в процессе освоения

ОО «Познание»

Савина Елена Юрьевна,

воспитатель МБДОУ д/с №3

г.о.г. Выкса

"Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

 приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

 и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.» К. Е. Тимирязев

    Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

  Формирование творческих и других способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строится как самостоятельный творческий поиск.

  Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Проблема: Разрешение противоречия между необходимостью активно использовать детское экспериментирование в целях развития личности ребенка, в частности его активности и самостоятельности, и непроработанностью технологии организации этого вида поисковой деятельности.

Цель: Разработать систему организации детского экспериментирования как средство развития творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить детей с научной картиной мира на доступном им материале.
  2. Формировать умение решать творческие задачи.
  3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  4. Формировать умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения поставленной задачи.
  5. Воспитание у детей коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Ожидаемый результат:

Дети будут уметь творчески мыслить, анализировать и систематизировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать.

Разовьется устойчивый интерес к окружающей действительности, возрастет степень их активности в самостоятельной деятельности.

Сформируется умение нестандартно воспринимать окружающий мир и вместе с тем понимать, что в этом мире всё взаимосвязано.

Участники: дети старшей группы

Возраст участников: 5-6 лет.

Время реализации: учебный год.

Актуальность

        Дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

        Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства её решения и контролируют процесс их усвоения. Однако задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Основные характеристики детского экспериментирования.

  1. Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
  2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний ( познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

  1. Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.

  1. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности.

Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Система работы по организации детского экспериментирования в детском саду строится на основе знаний взрослых особенностей детей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей.

Структура детского экспериментирования

- постановка проблемы, которую необходимо решить;

- целеполагание ( что нужно сделать для решения

        проблемы );

- выдвижение гипотез ( поиск возможных путей решения );

- проверка гипотез ( сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата ( подтвердилось – не подтвердилось );

- формулирование выводов.

Поэтапное формирование навыков экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста.

Этапы эксперимента

Возраст 5 – 6 лет

1-й этап

Осознание проблемы

Имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослого обо всём, что неизвестно.

2-й этап

Формулирование задачи

Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны взрослого.

3-й этап

Продумывание методики

Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов; воспитатель их к тому постоянно побуждает.

4-й этап

Выслушивание инструкций и рекомендаций

Выполняют до четырех поручений одновременно, если они несложны; делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции.

5-й этап

Прогнозирование результатов

Приобретают способность прогнозировать результат. Педагог уделяет особое внимание развитию этой способности.

6-й этап

Выполнение работы

Работают под непосредственным контролем воспитателя или под его скрытым контролем.

7-й этап

Выполнение правил безопасности

Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения.

8-й этап

Наблюдение результатов

Продолжительность непрерывного наблюдения эксперимента увеличивается до 4-6 минут.

9-й этап

Фиксирование результатов

Используют несколько графических способов фиксирования результатов.

10-й этап

Анализ полученных данных

Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходства. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. При анализе результата нужна постоянная поддержка педагога.

11-й этап

Словесный отчет об увиденном

Составляют развернутый рассказ об увиденном.

12-й этап

Формулирование выводов

По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах.

Поэтапное обучение экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста основано:

- на разработке предметно-развивающей среды;

- на расширении комплекса эффективных методов и приёмов.

Для поддержания и дальнейшего развития интереса детей к детскому экспериментированию используется:

- система познавательных задач;

- разнообразные формы организации детского

  экспериментирования в разных видах деятельности.

Система познавательных задач на примере ознакомления детей с объектами и явлениями неживой природы.

Выявление свойств воды.

цель

содержание

выводы

1. Подвести детей к пониманию, что температура воды бывает разной.

1. Во время мытья рук изменить температуру воды.

2. Взять три чайника с водой разной температуры. Предложить определить, какая вода в каждом чайнике. Налить воду в разные тазики и на ощупь проверить. Температура горячей воды не должна превышать 50градусов.

Температура воды бывает разной.

2. Подвести детей к пониманию, что вода прозрачная.

Взять два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана опустить камушек.

В стакане с водой камушек виден - вода прозрачная. В стакане с молоком камушек не виден – молоко не прозрачное.

3. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет собственного вкуса.

Сравнить на вкус воду, сок молоко. Взять два стакана с водой. Попробовать, затем положить в один стакан сахарный песок, в другой – соль.

Вода изменила вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – соленая.

4. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха.

Сравнить запах в стакане с обычной водой и в стакане с добавлением ароматизаторов.

Вода не имеет запаха.

5. Подвести детей к пониманию, что вода жидкая, может течь.

Взять разные сосуды, переливать воду из одного в другой. В один из сосудов положить твердый предмет (кубик), переместить предмет из одного сосуда в другой.

Вода жидкая – течет.

6. Подвести детей к пониманию, что в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.

Взять два стакана с водой. В один положить обычный речной песок, в другой – сахарный. Размешать. Можно так же использовать соль, твердые предметы, акварельные краски.

Сахарного песка не видно – растворился в воде; речной песок опустился на дно стакана и не растворился.

7. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет формы.

Взять деревянный кубик, определить форму, меняя место расположения (на руке, в стакане и т. д.). Налить воду в сосуды разной формы.

Форма кубика постоянна. Вода принимает форму того предмета, в котором находится. Вода жидкая, поэтому не имеет формы.

8. Подвести детей к пониманию, что вода может быть в трех состояниях.

Взять три колбочки с водой. Первую поместить в морозильную камеру или вынести на мороз, вторую оставить в группе, а третью подержать над спиртовкой.

Первая – лед

Вторая – вода

Третья – пар

9.Подвести детей к выводу, что вода испаряется.

1. Налить в неглубокую мисочку воду (лучше подкрашенную) и оставить на несколько дней.

2. Поставить мисочку с одинаковым количеством воды в разных местах: в теплом и холодном.

3.Взять одну большую и одну маленькую мисочку с водой, поставить их в одинаковых условиях.

4. Растворить в стакане с водой соль и сахар. Эту посуду оставить на некоторое время.

5. Накрыть большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух.

1. Вода постепенно испаряется.

2. Вода испарится быстрее в теплом месте, чем в холодном.

3. Вода испарится быстрее из мелкой мисочки.

4. Вода испарится, на дне стаканов останется след соли и сахара.

5. На стенках пакета появятся капельки воды. Вода испаряется с поверхности листа растения.

Этапы обучения детей экспериментальной деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Их отношения c взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большей активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата и т.д.

Поэтому старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.

На первом этапе, когда педагог ставит проблему, намечает пути её решения, а само решение и его поиск самостоятельно осуществляются детьми, важно научить детей самостоятельно подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, и тем самым  развивать собственную исследовательскую активность детей.

Для достижения этих задач используются наводящие вопросы: "Сможешь сделать, как я?", "Что для этого тебе надо?", "Расскажи, что будешь делать?", "Где можно взять данные предметы?". Уважительное отношение к любым высказываниям детей, их действиям развивают в детях чувство психологической защищенности; помощь в формулировании и отражении в речи их действий и умозаключений, предоставление свободы выбора, свободы действий и перемещения в пространстве способствуют проявлению активности и самостоятельности, настойчивости и уверенности в себе.

На втором этапе педагог только ставит проблему, а метод её решения ребёнок ищет самостоятельно, стоит задача научить детей разными способами находить решение проблемных задач. Используются проблемные вопросы: "Что надо сделать?", "Как можно это проверить?", "Что получится если…?" и вопросы, побуждающие к демонстрации и развитию беглости и оригинальности мышления; создаются специальные условия для практики межличностного общения и сотрудничества; идет пополнение уголка новыми материалами и предметами.

На третьем этапе постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно, приходится решать следующую задачу: как сделать, чтобы ребенок старшего дошкольного возраста смог самостоятельно пройти через все структурные компоненты детского экспериментирования.

Для этого используются такие методы и приемы:

- работа воспитателя по указанию способов деятельности детей;

- допущение неточности в действиях воспитателя;

- презентация ребенком своей деятельности;

- изготовление карточек с символическим изображением задачи (темы) эксперимента;

- использование индивидуального дневника наблюдений для фиксирования графическим способом начального и конечного этапов эксперимента;

- разработка совместно с детьми условных графических обозначений.

Стратегия и тактика проектных действий.

этапы

мероприятия

срок исполнения

1. Изучение литературы

Изучение литературы и опыта работы по детскому экспериментированию.

В течение года

2. Предметно-развивающая среда

- изготовление и подбор инструментов и пособий для проведения эксперимента (мини – лаборатория)

- карточки с задачами;

- дневники наблюдений;

- схема алгоритма;

-детские энциклопедии, аудио-, видеокассеты, диски;

-внесение в экологический уголок нового материала.

В течение года

3. Содержание образовательной работы

Занятия по ознакомлению с окружающей действительностью

Тема: "Песок и глина"

1 занятие: "Знакомство со свойствами песка".

2 занятие: "Знакомство со свойствами глины".

3 занятие: "Сравнение свойств песка и глины".

Тема: "Вода"

1 занятие: "Вода и её свойства"

2 занятие: "Вода и фильтры для её очистки".

3 занятие: "Лед и его свойства".

4 занятие: "Ходит капелька по кругу"

Тема: "Воздух".

"Воздух и его свойства"

1 занятие

2 занятие

Опыты с растениями на участке.

 -индивидуальная работа с детьми;

-постановка и проведение элементарных экспериментов;

- опыты в уголке природы;

- на участке;

- ведение дневников наблюдений.

сентябрь

октябрь

октябрь

декабрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

еженедельно

4. Взаимодействие со специалистами

Праздники и развлечения совместно с музыкальным руководителем

"Праздник волшебной воды"

май

5. Взаимодействие с родителями

Анкетирование на тему: "Детское экспериментирование"

Открытое занятие по экспериментальной деятельности.

Консультация на тему: "Проведение экспериментов летом".

сентябрь

октябрь

май

Результативность работы

      Проведенная работа показала положительную динамику развития детского экспериментирования.

      У старших дошкольников повысился уровень развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей, такие как:

  • умение видеть и определять проблему,
  • принимать и ставить цель,
  • решать проблемы,
  • анализировать объект или явление,
  • выделять существенные признаки и связи,
  • сопоставлять различные факты,
  • выдвигать различные гипотезы,
  • отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент,
  • делать определенные умозаключения и выводы;

     Обогатилось речевое развитие: расширился словарный запас за счет различных терминов, возросло умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь;

     Дети чаще стали проявлять инициативу, самостоятельность, научились сотрудничать с другими, отстаивать свою точку зрения.

     Расширились знания детей о живой и неживой природе, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

          В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что  в детском саду не может быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Литература

  1. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
  4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  6. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
  7. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  10. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. -  № 8.
  11. Интернет ресурсы

        

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложений №1

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

мессяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

сентябрь

«Росток»

Цель.

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

«Песок»

Цель.

Рассмотреть форму песчинок

«Песчаный конус»

Цель.

Установить свойства песка.

«Рассеянный песок»

Цель.

Установить свойство рассеянного песка.

октябрь

«Своды и тоннели»

Цель.

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

«Мокрый песок»

Цель.

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

«Свойства  воды»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Живая вода»

Цель.

Познакомить детей с животворным свойством воды.

ноябрь

«Испарение»

Цель.

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

«Агрегатные состояния воды»

Цель:Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

«Свойства воздуха»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

«Воздух сжимается»

Цель.  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

декабрь

«Воздух расширяется»

Цель:

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Вода при замерзании расширяется»

Цель:

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется

«Жизненный цикл мушек»

Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель.

Установить, почему звезды движутся по кругу

январь

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель.        

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

«Как работает термометр»

Цель.

Посмотреть, как работает термометр

«Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

февраль

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями

«Что выделяет растение?»

Цель.

Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений

«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель.

Установить наличие в листьях питания для растений.

«На свету и в темноте»

Цель.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

март

«Кому лучше?»

Цель.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

«Где лучше расти?»

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

«Лабиринт»

Цель. Установить, как растение ищет свет

«Как образуется тень»

Цель:Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

апрель

«Что нужно для питания растения?»

Цель.

Установить, как растение ищет свет.

«Что потом?»

Цель.

Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

«Как обнаружить воздух»

Цель:

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

«Для чего корешки?»

Цель.

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения

май

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции

«Как влияет солнце на растение»

Цель:

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Как устроены перья у птиц»

Цель:

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме

Приложений №2

Организация мини-лабораторий «Центр воды и песка» в детском саду

  1. уголок (место) для постоянной выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы  (раковины, камни, кристаллы, перья);
    2) уголок (место) для приборов;
    З) уголок (место) для выращивания растений;
    4) уголок (место) для хранения материалов (природного, бросового);
    5) уголок (место) для проведения опытов;
    6) уголок (место) для неструктурированных материалов (емкости для воды, песка, мелких камней).

Приборы и оборудование мини-лабораторий «Центр воды и песка»

  1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы; магниты, термометры, бинокли, цепь, веревки, песочные часы, глобус, лампа, фонарики, венчики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, пипетки, вешалки, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов(дерево, пластмасса, металл), мельницы.
    2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
    3. Материалы:
    природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.);
    бросовый (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.);
    4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

Приложений №3

Алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, зарисовка отдельных явлений
фактов и пр.) . Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

2. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательных, развивающих, воспитательных ).
З. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
4. Предварительная исследовательская работа в мини-лаборатории.
5
. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Структура занятия-экспериментирования

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
З. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментированию.

Приложений №4

Анкета для родителей

Тема: "Детское экспериментирование".

Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на несколько наших вопросов.

1. Как вы считаете, нужно ли заниматься экспериментированием с детьми дошкольного возраста?

        да                        нет                не знаю

2. Есть ли в вашей библиотеке детская литература познавательного характера (энциклопедии, журналы и т.д.)?

        да                        нет

3. Как часто вы читаете эту литературу детям?

        часто                редко                не читаем

4. Выполняете ли предложенные в пособиях практические задания?

        да                        нет                очень редко

5. Показываете ли вы на опытах, интересующие ребенка вопросы (как снег превращается в воду, из чего получается лёд и т.д.)?

        да                        нет                редко

6. Разрешаете ли вы ребенку самостоятельно экспериментировать с предметами (тонет – не тонет, твердое – жидкое и т.д.)?

        да                        нет

7. В чем, по вашему, заключается ценность детского экспериментирования?

Приложений №5

Конспект подгруппового эксперимента в старшей группе.

Тема: "Снег".

Проблема: Дети часто едят снег. Почему этого нельзя делать?

Мозговой штурм: Дети высказывают свои предположения:

- Можно заболеть.

- Мама с папой ругают.

- Снег холодный, заболит горло.

- Снег грязный.

Игра "Хорошо – плохо".

Вывод: Снег грязный. Как проверить?

Опыт: Дети предлагают принести снег в группу.

Снег холодный – зажать снег в ладони, рука не терпит холода.

Рассмотреть снег через лупу – видна грязь.

Проведение эксперимента:

1. Растопить снег. Что видно?

        Грязь, соринки.

2. Рассмотреть осадок. Что это?

        Грязь.

3. Сравнить с чистой питьевой водой. Что чище, почему?

        Питьевая вода, в ней нет грязи, она прозрачная.

4. Сделать вывод.

        Снег есть нельзя, он очень грязный.

Зарисовать схему проведения эксперимента.

Приложений №6

Памятка для родителей

« Экспериментирование с водой»

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя     воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать   суждения.

Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование:

стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

  1. Вода  прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

2.У воды  нет  вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

3.У  воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества     (духи,соль   для    ванн).

Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего   здоровья.

4.Лёд–твёрдая  вода

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

6.Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

8.Лёд легче воды

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать ь детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода  холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

10.Вода не имеет формы

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Удачи Вам и Вашему ребенку!