Тема по самообразованию: "Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников".
материал (младшая группа)

Ирина Бамбаевна Корсукова

Тема по самообразованию : " Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                                              Введение

  Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

 

Актуальность

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? И т.д. Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Цель: повышение своего профессионального мастерства, компетентности, а также совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в быту.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне реши

задачи:

-повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ШТЛ по данной теме.

- разработать перспективный план работы с детьми

- оформить в группе уголок безопасности: картотека игр, иллюстрации по теме.

- формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды.

- активизировать взаимодействие с родителями по безопасности детей в быту.


 Тема :Основы безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Цель: повышение своего профессионального мастерства, компетентности, а также совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в быту.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить

задачи:

-повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ШТЛ по данной теме.

- оформить в группе уголок безопасности: картотека игр, иллюстрации по теме.

- формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды.

- активизировать взаимодействие с родителями по безопасности детей в быту.

Форма работы

Содержание

Участники

Сроки

Консультация

«Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

Воспитатель

сентябрь

Анкета№1

ОБЖ

Родители

сентябрь

Информация в уголок для родителей

Папка передвижка по ОБЖ

Родители

сентябрь

Презентация

«Основы безопасности жизнедеятельности дошкольника»

Воспитатель

октябрь

Беседа

«Где можно и где нельзя играть»

Воспитатель

ноябрь

Игра –ситуация

 

« Не играй со спичками»

Воспитатель

декабрь

 Сюжетно –ролевая игра

«Пожарные», «Спасатели»

Воспитатель

январь

Изучение методической литературы по данной теме.

Воспитатель

В течение года

Подбор загадок и частушек по ОБЖ

Воспитатель

Февраль,март

Оформить в группе уголок безопасности (картотека игр, иллюстрации по темам.)

Воспитатель

В течение года

Игры по ОБЖ

«Игры по формированию чувства собственной безопасности»

Воспитатель

апрель

Список используемой литературы

1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности, [Текст]//Абаскалова Н.П.-Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.

2. Авдеева, Н.Н., Князева О,Л., Стеркина Р.Б. Безопасность Санкт – Петербург. «Детство-пресс». 2002

3.Авдеева, Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах [Текст]// Н.Н. Авдеева/ Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

4. Андреева, Н.А. Оптимизация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи: учено-методическое пособие[Текст] // Н.А. Андреева - Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008.        

5. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника[Текст] // Е.П. Арнаутова – М., Изд. дом «Карапуз»,  1994. 

6. Билибенко, Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. [Текст]  // Г.Г. Билибенко. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения, [Текст]// Л.А. Вдовиченко: СПб, Детство-Пресс., 2008.

8. Гарнышева, Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", [Текст]// Т.П. Гарнышева  - СПб, Детство-Пресс, 2010.

9. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика»  [Текст] // А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 316 с. – Библиограф.: 313 с.

10.    Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика»  [Текст]// А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.-СПб.:Питер,2013-464с.: ил.

11. Деркунская, В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников[Текст]/ В.А. Деркунская / О Дошкольная пелагогика.  М.: Издательский центр «Академия»,2006.

12. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие[Текст] // В.П. Дуброва – Минск, 1997.

13. Майер, А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада [Текст] /А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. – Москва: Изд-во Творческий Центр, 2011. – 121с.

14. Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице, Владимир, 2006

15.Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010

16. Федеральный закон от 21.12.1994 г  69-ФЗ "О пожарной безопасности (ред.от 09.05.2005 г)

17. Храмцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] // Т.Г. Храмцова- М. Педагогическое общество России, 2005.

           

           

              Анкета для родителей «Безопасность вашего ребенка»

                                        Уважаемые родители!

Для того чтобы оценить актуальность проблемы безопасности и жизнедеятельности вашего ребенка и целесообразность проведения специально организованных занятий по данной теме просим вас ответить на следующие вопросы.

1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе? (Приведите пример)_____________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Если бы ребенок заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он избежать опасности?______________________________________________

 З. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами? (Приведите пример) ____________________________________

4. Говорите ли вы с ребенком о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми? (Приведите пример)___________________________________________________________

 5. Знает ли ваш ребенок некоторые правила дорожного движения? (Какие?)_____________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Формируя безопасное поведение ребенка, вы действуете:

 ∙ путем прямых запретов: не трогай, отойди, нельзя;

 ∙ пытаетесь подробно объяснить ситуацию;

 ∙ поступаете иначе_________________________________________________

 7. Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? ___________________________________________________________________8. Придерживаетесь ли вы сами данных правил?

∙ всегда;

 ∙ часто;

 ∙ иногда;

 ∙ редко;

 ∙ никогда.

 9. Какие темы занятий по безопасности Вы считаете наиболее актуальными? ∙ «Ребенок и незнакомые люди»;

 ∙ «Ребенок дома»;

 ∙ «Ребенок и природа»;

 ∙ «Ребенок и дорога»;

 ∙ «Ребенок и огонь»;

10. Готовы ли принять участие в обсуждении данных тем, проведение различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения вне детского сада?_________________________________

 11. Ваши пожелания _________________________________________________________________

                      Благодарим за сотрудничество

Анкета для родителей

«Формы работы по правилам дорожного движения»

                                        Уважаемые родители!
Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе и научились правильному и безопасному поведению на дорогах нашего города. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности.
Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет улучшить работу с детьми по данному направлению, найти новые актуальные темы для общения.

  1. Кто из родителей заполняет анкету?
  2. Возраст Вашего ребёнка?
  3. Что нового Вы узнали в детском саду о содержании обучения дошкольников Правилам дорожного движения?
  4. Какие формы получения информации были для Вас наиболее удобны:
  • переписка с воспитателями;
  • групповые собрания;
  • личные беседы с воспитателем;
  • информационные стенды;
  • другое
  1. Укажите источник, из которого Вы получали информацию в детском саду по обучению ребёнка Правилам дорожного движения:
  • воспитатели детского сада;
  • другие специалисты детского сада;
  • книги, газеты, журналы;
  • видеотека.
  1. Для чего, по Вашему мнению, необходимо обучать ребёнка Правилам дорожного движения?
  2. Что бы Вы хотели пожелать воспитателям дошкольного учреждения?

Благодарим Вас за искренние ответы!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по безопасности жизнедеятельности дошкольников с включением компьютерной игры На тему «опасности дома» (+ презентация)

Конспект занятия по безопасности жизнедеятельности с включением компьютерной игры На тему «опасности дома» Цель: Формировать у детей умения предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие и...

Консультация для педагогов по теме: "Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников"

В консультации раскрыты методы и приемы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников....

Конспект занятия для детей 4—5 лет по Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников Тема: «Правила безопасности».

Все мы воспитатели, родители очень часто задаем вопрос:  "Как уберечь ребенка от опасности?" Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться. Поэтому детям необход...

Консультация для родителей на тему: «Формирование основных навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников»

Безопасности формула есть:Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать....

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности...

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

В дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяют формированию у воспитанников навыков безопасного поведения. Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач нашего детског...