Проект «Волшебница - соль»
проект

Зембаль Любовь Богдановна

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnica_sol_3.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Волшебница соль». 

 

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный с 5.02.17 по 19.12.17.

 

Все известное и неизвестное находится рядом с нами. Нужно только его хорошенько разузнать и рассмотреть. 

 

Тема исследования: «Волшебница - соль».

Объект исследования: соль.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы Зембаль Л.Б.              

  Актуальность:

8 тысяч лет люди используют соль в пищу.

 В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото.

Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

 Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.

Цель: изучить способы добычи соли, особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

  1. Изучить исторические сведения о соли.
  2. Узнать о способах добычи, значении соли в жизни человека.
  3. Расширить знания о свойствах и видах соли.
  4. Развить творческое воображение и креативное мышление.
  5. Использовать технологию проектирования как одну из форм поисковой деятельности дошкольников.

                     План исследований.

Данный проект «Волшебница соль» рассчитан для группы детей старшего дошкольного возраста. Основополагающий вопрос: «волшебная» ли соль?

Это и попытались доказать мы в настоящем проекте.

Основанием для разработки проекта стала следующая гипотеза:

 

соль - это не только вещество, необходимое человеку для

жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Работа над проектом строится на следующих принципах:

 

  • принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
  • принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
  • принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;
  • принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

 

В результате реализации проекта возможно шире использовать в работе с детьми новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое.

При реализации проекта была решена и ещё одна проблема: ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчеств.

 

В связи с этим, возможно прогнозировать следующий результат:

  • дети должны получить элементарные знания о соли;
  • иметь простейшие представления о свойствах соли, ее применении и вреде;
  • понимать пословицы, загадки о соли.

Известно, что ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как).

Самостоятельное исследование:

  • поиск информации в сети Интернет;
  • беседа с родителями;
  • изучение соли в русском фольклоре, стихах и загадках, афоризмах;
  • анкетирование на тему «Соль и здоровье человека»; - рисование на тему: «Волшебные рисунки солью»; - проведение опытов.

 

 

                   Описание работы.

Вся работа, предшествующая созданию проекта «Волшебная соль» по познавательному развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста разделена на несколько этапов:

 

  • создание условий для реализации проекта (подбор методического, научнопопулярного материала по изучаемой теме; определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду; составление перспективного плана работы над проектом);
  • подведение итогов работы по исследованию свойств, качеств и применения соли (защита проекта, выпуск презентации).

Проект предполагает реализацию двух направлений: 

 

*Совместная деятельность с детьми.

* Взаимодействие с родителями.

 

Механизм реализация проекта:  

участники проекта проводят всю работу над проектом в определенной последовательности:

1 этап: 2 этап:  3 этап:

*выбор темы;

*определение цели и задач проекта.

*подбор научно-популярного материала по изучаемой теме;

*определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду;

*составление перспективного плана работы над проектом. Организация познавательных бесед, дидактических игр;

*выпуск анкеты, лепбука;

*проведение опытов, наблюдений *История соли. Человек узнает соль.

*Изучая энциклопедическую литературу, анализируя материалы из интернета, мы узнали историю использования соль.  

 

Охотники, выслеживая дичь, замечали, как дикий олень или лось лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял, ни в руках, ни на солнце. А когда охотники пробовали его языком, подражая животному, то ощущали необычайно приятный и острый вкус. Они отламывали куски камня и уносили его с собой. Это была каменная соль.

Так, люди научились есть мясо и употреблять соль.  

Наш город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли. Её добывают здесь уже почти 500 лет, а она не заканчивается. А знаете ли вы как добывали соль в давние времена?  

            Слайд о добыче соли открытым способом

 Многовековая добыча соли производилась первобытным открытым способом или по – другому - ямами.  

Добытчики снимали верхний слой земли, очищали соляную площадь от посторонних предметов и затем приступали к ломке соли.  

При помощи топора и лома они вырубали большие соляные глыбы.  Для того чтобы из ям на поверхность удобно было выносить глыбы, добытчики разбивали их на мелкие куски. Затем куски соли развозили по своим местам, где проживали.                Слайд

Постепенно ямы, которые появлялись от вырубки соли, углублялись и расширялись. С годами добыча соли затруднялась: чтобы вылезти из глубоких ям с кусками соли добытчикам требовалось больше затрачивать энергии, силы и время.

 Кроме того, эти ямы постепенно заполнялись дождевой и снеговой водой. Заполненные водой ямы образовывались в небольшие соляные озера, тогда эти ямы забрасывались, и добытчики переходили на другое место.

                                 Слайд (яма с водой)

 Чуть более 100 лет назад, во время весеннего половодья 1906 года, разлившаяся река Песчанка затопила открытый карьер, где добывали соль.

Так возникло уникальное солёное озеро Развал, единственное в России.  

                                           

И только прошлом веке 100 лет назад для удобного добывания соли была заложена шахта.  Она была глубокая - 300 метров от поверхности земли.   Добыча соли ямами –открытый способ, а с помощью шахт подземный. То есть из открытого добывания -перешло в подземное добывание соли.  

Постепенно шахты стали оборудовать и оснащать техникой.  

В настоящее время в нашем городе добывают соль подземным способом.

          Видео -фильм о добыче соли в настоящее время

Профессия людей, которые работают под землей и добывают соль называется шахтерами. Эта работа очень опасная, ответственная, но необходимая и нужная. (Обращает внимание на слайд)

 История Чудо Озера «Развал», его значимость и уникальность! Соль- Илецк-город курорт.

 

Интересные факты о соли:

  1. В древнем Риме соль подносили каждому гостю в знак дружбы.
  2. В Индии выражение «я ем его соль» означает, что «он меня содержит и я ему обязан».
  3. В средние века цена соли была настолько высока, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы.
  4. До XIX века в России существовал обычай «угощения водяного». Его задабривали для того, чтобы он стерег рыбу в реке, не рвал сетей, обеспечивал хороший улов и спасал утопающих. Угощением служила лошадь - ее голову натирали медом и солью, вывозили на середину реки и сбрасывали в воду.
  5. Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она «умрет», - перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, «мертвец» оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание.
  6. Если ко льду прибавить 1/20 соли, то она растворит лед и образуется раствор, который замерзнет при более низкой температуре, чем вода. На этом основано посыпание солью проезжей части и тротуаров, когда надо, чтобы растаял слежавшийся снег или лед при гололеде.
  7. У многих народов существовал обычай «солить» новорожденных, в предохранение от злых духов, которыми олицетворялись болезни, бессонница и даже капризы детей.

2. Поваренная соль - это хороший антисептик, который препятствует процессам гниения. Именно поэтому её используют при заготовках консервантов на зиму. И именно по этой причине открытые раны (мозоли) у людей, отдыхающих на курортах, не только не заживают из-за разъедания их соленой водой моря, но и не воспаляются, т. к. соль убивает все бактерии. 3. Известно, что, уходя из таежного приюта, для случайных путников охотники непременно оставляют спички и соль.

4. На Руси издавна было принято в Страстной четверг готовить так называемую «четверговую соль» — крупную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба и перекаливали на сковороде, после чего толкли в ступе. Четверговую соль употребляли с пасхальными яйцами и некоторыми другими блюдами.

 ПРИМЕНЕНИЕ СОЛИ

1слайд. 

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи.

В консервировании овощей. 

 

2ой слайд 

Соль применяют в косметологии: Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.  

И нашу Соль-Илецкую соль используют в косметологии. (Показать)

3слайд 

В медицине: пещеры из соли, полоскание и промывание солью носа и горла. Недостаток или избыток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. 

 

4слайд В изобразительной деятельности: с помощью соли можно рисовать целые шедевры. 

5слайд 

Для животных соль используют в качестве специального прикорма

         (Соль-лизунец) Показываю соль- лизунец 

6слайд 

На улице: для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.  

 

Как в домашнем хозяйстве можно использовать соль?

 

  1. Капнули на одежду жиром - присыпьте это место солью, соль его впитает.
  2. После приготовления рыбы руки неприятно пахнут - потрите их солью, она уберёт запах.
  1. Чтобы сырые дрова лучше разгорелись, можно посыпать их солью.
  2. Необходимо почистить серебряную посуду- положите её в кастрюлю с горячим солевым раствором и кусочек алюминиевой фольги.
  3. Чтобы цветные вещи не линяли, положите их в холодный соляной раствор.
  4. Пятна от чая, если свежие, тоже легко смываются соляным раствором.
  5. Махровые полотенца после полоскания в соляном растворе становятся мягкими, как после применения ополаскивателя.
  6. Для устранения запаха и влажности периодически насыпайте в кроссовки немного соли.
  7. Чистка аквариума. Чтобы удалить из аквариума минеральные отложения от жесткой воды, протрите его изнутри солью, затем тщательно промойте, прежде чем запускать рыбок. Берите только обычную, а не йодированную соль.
  8. Облегчение боли от укусов насекомых и от ожога крапивой. Соль - эффективное средство для облегчения боли от жала пчел, укусов насекомых и ожогов крапивы.
  9. Удаление пригоревшей пищи. Вновь используем соль как чистящее средство. Спекшиеся остатки пищи сначала размягчают: посыпьте их солью, увлажните и оставьте, пока они не отлипнут от посуды. Тогда смойте их мыльной водой.
  10. Проверка свежести яиц. Сомневаетесь в свежести купленных яиц? Разведите 2 чайные ложки соли в 200 мл воды и осторожно опустите в нее яйцо. Свежее яйцо тонет, старое остается на плаву.

ВИДЫ СОЛИ:

Каменная поваренная пищевая,

Каменная поваренная йодированная,

Соль «ЭКСТРА» (мелкая)

Морская соль (для ванн) (Показать упаковки) Добывают и фасуют в нашем городе.

  1. Подготовительный этап.
  1. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о волшебной соли. Разгадывание загадок о соли,
  2. Информированность родителей о предстоящей деятельности.  Беседы с родителями на темы: «Чем полезна соль?», «В каких целях вы используете соль?»  
  3. Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. Пополнение картотеки стихов и картинок о соли и ее видах.

 

  1. Основной этап
  1. Чтение с детьми произведений о соли: русская народная сказка «Соль»; чешская народная сказка «Соль»
  2. Просмотр презентации «Как соль приходит на стол».
  3. Анкетирование родителей на тему «Соль и здоровье человека».
  4. Изготовление лепбука «Соль-волшебница», «Соль Земли родной»  
  5. Проведение опытов и экспериментов с солью.  
  6. Выращивание кристаллов из соли.  

 

  1. Заключительный этап
  1. Выявление уровня знаний детей на тему: «Волшебница-соль».

3.2Мастер – класс «Волшебные рисунки солью». Волшебная лаборатория.

 3.3 Демонстрация кристаллов соли выращенных в группе.  

3.4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ«Соль Земли родной»

 

               Заключение

Проектная работа «Волшебница-соль» дала нам возможность увидеть следующие результаты:

 

  • реализация данного проекта - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели;

 

  • навыки, приобретённые детьми в ходе осуществления проекта, могут быть использованы для познавательно-исследовательской деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка;

 

  • практические задания будут способствовать познавательному развитию детей;

 

  • развитие у детей умений проводить опыты и наблюдения является одной из форм поисковой деятельности, что даст ребенку возможность проявить собственную исследовательскую активность и будет способствовать развитию дошкольника как личности.

 

Таким образом, по результатам данной работы, т. е. проекта можно сделать вывод:

  • мероприятия проекта сделают более интересными традиционные занятия;
  • повысится уровень знаний о соли;
  • происходит развитие исследовательских умений детей, умение анализировать, обобщать;
  • в ходе экспериментальной деятельности дети приобретут ценный коммуникативный опыт, беря на себя роль взрослых, ученых, труд которых очень важен для других людей, что способствует воспитанию гражданской позиции детей.

Все это будет свидетельствовать о том, что проект интересен и полезен для развития интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы детей. В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что изучение соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира.

 

Благодаря выполненной проектной работе, мы утверждаем, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Оказалось, что она интересно волшебная! 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебница - соль"

Тема проекта: «Волшебница - соль» для саршего дошкольного возраста. "Среди всех солей самая главная та,...

Проект "Волшебница Соль"

    Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой...

Проект "Волшебница соль"

Основанием для разработки проекта стало гипотеза. Соль это не только вещество,необходимое человеку для жизнедеятельности но и интересный материалл для наблюдения,опытов и экспериментов и рисования....

Педагогический проект «Волшебница соль»

В своей работе мы уделяем огромное значение формированию творческой личности ребенка, одним из средств решения этой задачи является изобразительная деятельность, в которой можно использовать  нет...

Исследовательский проект "Волшебница соль"

Данный проект «Волшебница- соль» рассчитан для группы детей старшего дошкольного возраста. Основополагающий вопрос: «волшебная» ли соль? Это ...