Программа Музыка - язык чувств
рабочая программа

Зайцева Людмила Юрьевна

Авторская, адаптированная, образовательная, программа для детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01_programma_po_muzyke.docx179.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Адаптированная программа

для детей с ОНР

«Музыка – язык чувств»

festivali-i-konkursy

Авторы:

Зайцева Л.Ю. –музыкальный руководитель МБДОУ «ДСОВ №47»

Тирских С.Ю.- музыкальный руководитель МБДОУ «ДСОВ № 116»

г.Братск 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Целевой раздел:

Стр.

  1. Пояснительная записка

- цели и задачи реализации образовательной программы дошкольного образования;

- принципы и подходы к формированию образовательной программы дошкольного образования;

- значимые для разработки и реализации образовательной программы дошкольного образования характеристики;

- характеристика особенностей развития детей  с ОНР.

1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы дошкольного образования

  1. Содержательный раздел:

2.1. Описание музыкально – коррекционной работы

2.2. Методы и средства музыкально - коррекционной работы с детьми ОНР

2.3.  Особенности взаимодействия  с семьями воспитанников

  1. Организационный раздел:

3.1. Материально-техническое обеспечение музыкально – коррекционной работы

3.2. Методические материалы, средства обучения и воспитания

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (далее - Программа) для детей с общим недоразвитием в речи (ОНР) разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами по дошкольному образованию:

  • Федеральный закон от 21.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13)

Программа содержит материал для организации музыкально - коррекционной деятельности с детьми с нарушением речи 1 степени ОНР средствами музыкального воспитания.

Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения. Эмоции могут служить способом познания мира, общения, насыщают жизнь богатством переживаний.

   Эмоциональные переживания во многом определяют отношение ребенка к воспитательной ситуации. Положительный настрой является мощным мотивом деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что привлекательно, приятно, вызывает ощущение радости.

   У детей с ОНР эмоциональное развитие крайне важно. Они испытывают трудности с адаптацией в среде, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.    

Основная направленность программы «Музыка – язык чувств» - коррекция эмоционально - личностной сферы ребенка средствами музыки:

- преодоление детьми барьеров в общении,

- развитие лучшего понимания себя и других,

- снятие психического напряжения,

- создание возможностей для самовыражения.  

        Процесс восприятия искусства детьми представляет сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка. Следовательно, данная программа будет развивать художественное восприятие детей.  Поможет детям разобраться в своих и чужих переживаниях, путем сравнения некоторых музыкальных впечатлений с основными эмоциями, характеризующими человека. Кроме этого, она имеет воспитательное воздействие, благоприятно воздействует на эмоциональную сферу детей.

        Программа поможет выработать у детей положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), преодолеть  невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность и т.д.), научить  понимать основные эмоции.

В основу научного обоснования воздействия музыки на развитие ребенка и роли её в коррекционной работе положены идеи отечественных ученых о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психо - эмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество.

Так как музыка  является одним из значимых, «эмоциональных стимуляторов», она оказывает благотворное влияние на все стороны психического развития детей. Атмосфера доверительности и открытости во время музыкально – коррекционных занятий, способствует налаживанию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Разнообразные музыкальные ритмы, тембры, темпы обогащают слуховой опыт детей, влияют на создание позитивного настроя. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песенок, танцев, активизируют внимание, стимулируют речевую деятельность (особенно ее коммуникативную функцию), развивают память, музыкальный слух. Поэтому, музыка  используется в качестве эмоциональной основы для общения детей с окружающими людьми, а также для развития взаимодействия со сверстниками.

Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Цель: социальная адаптация детей дошкольного возраста с общими недоразвитиями в речи (ОНР) средствами музыкальной деятельности.

Задачи:

 

   Обучающие:

- Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой;

- Формировать представления об окружающем мире;

 - Обогащать представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке;

- Формировать умение разбираться в характере несложных музыкальных произведений;

- Формировать певческий голос и выразительность движений;

- Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах.

Коррекционно - развивающие:

-Стимулировать игровую, речевую и коммуникативную активность;

- Развивать эмоциональную сферу через художественное восприятие музыки, потребность в самовыражении;

- Формировать произвольную регуляцию поведения;

- Способствовать развитию психических процессов;

- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма.

Воспитательные:

- Воспитывать навыки группового поведения, преодоление детьми барьеров в общении;

-Обогащать внутренний мир, чувства, нравственные качества детей яркими музыкальными впечатлениями;

-Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух.

 

 Принципы и подходы

  • Принцип учета возрастных (физиологических, анатомо-физиологических и психологических) особенностей ребенка, или доступности репертуара для слушания, исполнительства, творчества.
  • Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет начальное избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход –предложение разным детям разной музыки для восприятия, исполнения и творчества.
  • Принцип учета деятельностной природы ребенка предполагает, что музыкальный репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия –в рисунке, в слове, в игре. В исполнительской деятельности осуществляется:¬путем создания условий, обеспечивающих ребенку возможность реализации желания участвовать в том или ином виде деятельности вне зависимости от успешности результатов этой деятельности. Это предполагает подбор педагогом специального репертуара для ребенка, включение в ансамблевое исполнительство детей с разными возможностями; ¬в процессе организации интегративных видов музыкального исполнительства, когда ребенок имеет возможность выбора того или иного вида музыкальной деятельности (например, постановка детской оперы позволяет соединить в коллективном исполнительстве любителей и петь, и танцевать, и драматизировать).

Реализация данного принципа в творчестве предусматривает в первую очередь создание в группе пространства, позволяющего ребенку импровизировать. Дошкольнику должны быть доступны и музыкальные записи, и музыкальные инструменты, и атрибуты музыкальных игр для того, чтобы пробовать себя, свои возможности в непосредственном взаимодействии с музыкой и носителями музыкальных звуков.

  • Принцип учета эмоционального опыта ребенка. Необходимо подбирать музыкальные произведения, учитывающие эмоциональное состояние и жизненный опыт ребенка, особенно песенный репертуар для исполнения. Помощь педагога в понимании ребенком значения и смысла музыкального песенного образа –основное условие выразительности пения. «Экспериментирование»в попытках сочинения музыки может помочь ребенку выразить себя, свое настроение в продуктах творчества.
  • Принцип учета индивидуальных особенностей, реализация которого возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей музыкально-художественной деятельности детей. При восприятии музыки встречаются дети, для которых главное –зрительный ряд, есть те, кого интересует в большей степени биография композитора и история произведения («музыковеды»), и те, кто воспринимает музыку только эмоционально. Поэтому и музыкальный репертуар, и технология организации восприятия музыки должны осуществляться с учетом данных особенностей. В исполнительстве встречаются дети, которые комфортно чувствуют себя на солирующих ролях, и дети, которые предпочитает коллективные танцы, или пение хором. Позиция ребенка в исполнительстве может не зависеть от его музыкальных способностей, поэтому педагогу важно знать, как сочетаются общие индивидуальные и музыкальные проявления ребенка, и в соответствии с этим подбирать репертуар. Аналогично -процесс детского творчества, который может организовываться как чрезвычайно многообразный, как деятельность ребенка-композитора, дирижера, музыкального актера, режиссера музыкальных игр.
  • Принцип разнообразия задач, решаемых в музыкально-художественной деятельности, определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой –многомерной природой музыки. В процессе восприятия, исполнения музыки и детского творчества реализация данного принципа предполагает расширение спектра задач, связанных с:

-процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта;

 -развитием психических процессов –мышления, воображения, креативных способностей дошкольника;

-развитием художественного восприятия музыки, формированием умений ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений; приобретением знаний о музыке, расширением музыкального кругозора.

  • Принцип учета примерного календаря праздников (событий), обуславливающий определенную тематическую направленность репертуара.

Исходя из требований ФГОС ДО, при создании Программы учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка с ОНР, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности),
  2. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  3. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей  ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
  4. возможности освоения ребенком с ОНР Программы на разных этапах ее реализации;
  5. специальные условия для получения образования дошкольника с ОНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение  индивидуальных музыкально - коррекционных занятий.

Музыкально – коррекционные занятия имеют особенности в построении и отборе музыкального репертуара. Прежде всего, это игровой материал:

- игры со словом,

- музыкально – дидактические игры,

- игры с пением и хороводы,

- этюды на развитие мимики, жестов,

- игры на развитие ориентировки в пространстве,

- игры на детских музыкальных инструментах (ударно – шумовые, методические, народные);

- упражнения, направленные на развитие основных движений, мелкоймоторики рук (с предметами и без них), на активизацию внимания, на координацию движений, танцевальные и плясовые движения.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Контингент воспитанников определяется на основе диагностического обследования, заключения ПМПК и желания родителей воспитанников.

   Занятия строятся с учетом психических и психологических особенностей воспитанников.

Содержание музыкально -  коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения  и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с общим недоразвитием речи посредством индивидуального и  дифференцированного подхода.

 Основополагающий принцип проведения коррекционных музыкальных занятий – взаимосвязь музыки, движений и речи. Для проведения занятий должен быть тщательно подобран музыкальный репертуар. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.

Содержание обучения строится по разделам:

 «Восприятие музыки»

«Пение»

«Музыкальная ритмика»

«Игра на музыкальных инструментах»

  Содержание обучения строится согласно комплексно – тематического плана и концентрическому принципу распределения материала, позволяющему организовать тесную связь музыкального руководителя и воспитателя в определении конкретного содержания обучения, в выборе форм и методов музыкально – коррекционной работы. Тематика занятий предполагает не только интеграцию слова, движения и музыки, но и ознакомление с окружающим миром во всем его многообразии средствами эмоционально – телесных ощущений

Музыкально – коррекционные занятия проводятся непосредственно музыкальным руководителем, часть индивидуальных занятий проводится воспитателями. Поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.

Одно из важнейших условий реализации музыкально – коррекционной работы концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же музыкального  содержания за короткий промежуток времени.

Многократность повторения важна  для музыкального восприятия ребенка. В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Расписание музыкально – коррекционных занятий музыкального руководителя  строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей ребенка, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

Основной формой работы  являются занятия: доминантные, комплексные, тематические, комбинированные.

Дети занимаются индивидуально и небольшими группами. Продолжением работы по музыкальному воспитанию является использованием музыки в самостоятельной деятельности (режимных моментах, самостоятельное музицирование на музыкальных инструментах, восприятие музыки и музыкальных сказок)

Режим дня и расписание занятий музыкального руководителя строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также с учетом коррекционно - развивающих задач.

Значимые для разработки и реализации образовательной программы дошкольного образования характеристики

Дошкольник с ОНР посещает группу общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет,  с 4 до 5 лет, затем с 5-6 лет на основании заключения и рекомендаций территориальной ПМПК.

При организации музыкально-коррекционных занятий музыкальным руководителем определяется цель, задачи и содержание работы для каждого возраста.

Программный материал дифференцируется для каждой возрастной категории за счет разных способов выполнения определенного задания.

Задачи решаются  индивидуально.

Образовательная деятельность проводится при определенных условях:

- наличие зала с хорошей звукоизоляцией для избежания посторонних звуков, которые могут помешать процессу;

-набор музыкальных инструментов;

-использование разнообразного наглядно - зрительного, наглядно-слухового и дидактического материала: игрушек, иллюстраций, предметов прикладного искусства, художественного слова, аудио.

 

Характеристика особенностей развития детей  дошкольного возраста с ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

У детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.

Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов (открывать — "древ" (дверь), и наоборот — названия предметов заменяются названиями действий (кровать — "пат").

"Фраза" состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов.

Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова.

Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания.. В произношении имеются противопоставления лишь гласных — согласных, ротовых — носовых, некоторых взрывных — фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

• смешение падежных форм ("едет машину" вместо на машине);

нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;

• в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам ("два каси" — два карандаша, "де тун" — два стула);

• отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от первого уровня), дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих ("пат книга" — пять книг; "папутька" — бабушка; "дупа" — рука). Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов ("морашки" —ромашки, "кукика" — клубника). Многосложные слова редуцируются.

У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей школьного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции.

Очень часто у детей с ОНР недостаточно сформирован механизм понимания эмоциональных состояний других людей – они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, гнев, печаль, страх, удивление); недостаточно сформировано умение, передавать собственное эмоциональное состояние. Серьезные затруднения вызывает интонационная выразительность. Дети характеризуются слабой эмоциональной устойчивостью.

Наблюдаются трудности, связанные с общением.

   

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Ожидаемый результат первого года обучения.

    Дети адекватно отзываться на музыку, проявляют к ней интерес. Внимательно слушают короткие, несложные музыкальные произведения.

 Сопереживают героям песен. Стараются подпевать  знакомые мелодии с сопровождением на различные слоги. При пении не кричат, слушают себя и других.  Подпевают, не опаздывая и не опережая, друг друга.

Воспитанники двигаются под музыку, без излишнего мышечного напряжения.  Выполняют элементарные движения соответственно эмоциональной окраски музыки. В музыкальных играх взаимодействуют со сверстниками.

Воспроизводят на шумовых инструментах простейшие ритмические рисунки по одному и в ансамбле.

Ожидаемый результат второго года обучения.

   Внимательно, с интересом слушают музыку. Различают голоса животных и звуки природы. По звучанию определяют музыкальные инструменты (скрипка, гармошка, дудочка, пианино). Определяют марш, песню, танец. При помощи слов, картинок или движений определяют динамику (тихая, громкая), темп (медленный, быстрый), регистр(высокий, низкий).

Адекватно эмоционально реагируют не передаваемое, в песнях и произведениях настроение.

Поют с сопровождением, песни с небольшим диапазоном. Поют слова песен, соблюдая их ритмическую структуру. Умеют участвовать в коллективном пении. Исполняют  песни в хороводах.

Чувствуют музыкальные основы. (Темп - быстрый, медленный, умеренный, ритмический рисунок, динамику – громко, тихо). И передают в движениях. Исполняют несложные плясовые движения.  Взаимодействуют друг с другом в играх и плясках.

Играют на детских музыкальных и шумовых инструментах, на одном двух, трех звуках индивидуально и в ансамбле.

 

 Восприятие. Внимательно слушают небольшие музыкальные произведения и эмоционально откликаются на них. Определяют характер несложных музыкальных произведений.  Различают изменения в музыке, чередование ее выразительных средств. Высказываются о музыке.  Дают нравственную оценку нюансам настроения музыкальных произведений. Проявляют музыкальный вкус в пределах, возможных для данных воспитанников.

Пение.

Понимают эмоциональное состояние героев песен. Имеют любимые песни. Выразительно исполняют их, индивидуально и в ансамбле. С помощью педагога инсценирую песни. Поют интонационно правильно, мелодии с небольшим диапазоном.      

Музыкальная ритмика. Увлеченно двигаются под музыку, готовы выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением. Самостоятельно изменяют движения в соответствии с контрастами в музыке. Создают музыкально игровые образы в соответствии с характером музыки.  На элементарном уровне, передают посредством движений и мимики основные эмоции. Исполняют несложные танцы. Переключаются с одного вида движения на другое. Проявляют партнерские отношения со сверстниками.

Игра на инструментах.

 Непринужденно, выразительно исполняют в оркестре несложные музыкальные произведения. Проявляют чувство коллективизма.

Планируемые    результаты    освоения    детьми    Программы    в  соответствии  с  федеральным государственным  образовательным  стандартом  дошкольного  образования  представлены    в  виде целевых ориентиров,  по всем направлениям развития в основной образовательной программе дошкольного образования Учреждения /пункт 1.2/

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание музыкально – коррекционной работы с детьми с ОНР

Содержание музыкально – коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяется целями и задачами коррекционно - развивающего воздействия.

В музыкальном образовании выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание), исполнительство, музыкальное образование и творчество, которые в обучении детей с ОНР имеют свою специфику. В процессе музыкального образования у дошкольников формируется музыкальная культура и музыкальный вкус, дети знакомятся с доступными им художественными образцами современной, классической и народной музыки. При слушании музыки у дошкольников с ОНР формируется навык слухового сосредоточения, который стимулирует коррекционную работу по развитию фонематического восприятия, происходит не только обогащение музыкальными впечатлениями и образами, но и развивается способность к анализу слуховых эталонов, рефлексии собственных эмоций и состояний. Исполнительство и творчество реализуются в пении, в музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах. В процессе исполнительства и творчества у детей развивается способность к элементарному музицированию, формируются умения и навыки владения собственным телом, мотивация к самосовершенствованию, желание принимать участие в публичных выступлениях. Музыкально- корекционные  занятия на всех ступенях обучения детей проводит музыкальный руководитель. 

Эффективность музыкально - коррекционно - образовательной работы определяется:

  чёткой  организацией  дошкольника  в  период  его  пребывания  в  детском  саду,  правильным распределением  нагрузки  в  течение  дня,  координацией  и  преемственностью  в  работе  всех субъектов коррекционного процесса: музыкального руководителя, родителя и педагогов.  

  определением  приоритетных  направлений  и  установлением  преемственных  связей  в коррекционной  деятельности  участников  образовательного  процесса  с  учетом  недостатков речи ребенка.

  Распределением музыкально – коррекционных занятий, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.

Продолжительность музыкально – коррекционных занятий с детьми 3-4 лет – 2 раза в неделю 15 мин., с детьми 4-5 лет – 2 раза в неделю 20 мин., с детьми 5-6 лет – 2 раза в неделю 25 мин.

Описание  музыкально – коррекционных занятий

 1 год обучения

На первом году, обучаются воспитанники, имеющие желание посещать знятия.

Задачи обучения:

Формирование у детей эмоционально-положительной установки к занятиям музыкой. Развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку.

1. « Восприятие музыки»

   

-Приобщать детей к музыке, учить воспринимать ее на слух. Слушание простых и коротких музыкальных пьес.

-  Использование музыкального материала в качестве фона, не требующего специального выслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения: в процессе тренинга нередки случаи даже гиперпассивного восприятия, после которого человек не может с уверенностью сказать, звучала ли музыка вообще. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов, а внимание учащегося направлено на иные внутренние или внешние факторы, к примеру, на собственные мысли, чувства, содержание речи педагога.

2. «Пение»

- Развитие умения понимать эмоциональное состояние героев песен.  Привлечение детей к подпеванию песен с небольшим диапазоном. Протягивание длинных звуков. Учить детей звукоподражанию.

 3. «Музыкальная ритмика».

-Формировать навыки основных движений. (Ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук и ног, упражнения с предметами и т.д.)  Движения выполняются с предупреждающим показом педагога:

-Приобщать детей к передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, по показу педагога.

- Приобретение опыта в эмоционально – поведенческом плане:

с помощью музыкальных игр способствуем снятию эмоционального напряжения в группе.

  1. Игра на инструментах.

-Знакомство с инструментами. Учить детей извлекать звуки на шумовых инструментах, на металлофоне и ксилофоне.  Играть ритмически несложные мелодии на одном, двух звуках.

                           

  2  год обучения

Второй год обучения проходят воспитанники, у которых сформированы умения и навыки первого года обучения.

Продолжать воспитывать доброжелательные отношения в различных видах музыкальной деятельности. Воздействовать на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий.

  1. «Восприятие музыки».

- Формирование умения чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на ее звучание.

- Развитие слухового внимания: учить различать голоса детей, животных, звуков природы. С помощью синтезатора, знакомить со звучанием музыкальных инструментов.

- Расширять представления детей о некоторых качествах звучания музыки. Темп – быстрый, медленный, средний.

Динамика – громко, тихо.

Регистр – низкий, высокий, средний.

- Дать понятие о жанрах музыки – марш, песня, танец.

-Побуждать детей сопереживать, героям музыкальных пьес и песен.

  1. «Пение».

-Исполнять песни с небольшим диапазоном, имеющие разное эмоционально – образное содержание.

-Развитие голоса и речи. Пение без напряжения.

-Формирование мелодического слуха, голосоведения.

-Работа над ритмом в пении. Приобретение определенной ритмической организации, своевременное переключение и переход от фразы к фразе.

-Работа над речевой моторикой. Распевание по слогам и отдельными словами. Пение по фразам.

-Учиться двигаться во время пения. Согласовывать пение с движениями.

-На элементарном уровне передавать эмоции, выраженные в песне.

 

  1. «Музыкальная ритмика».

-Продолжать развитие и коррекцию основных видов движений. Совмещенные действия и действия по подражанию педагогу.

- Преодоление двигательного автоматизма движений. Музыка не только сопровождает движения, но и организовывает их.

-Слышать и отмечать в движении начало и окончание звучания музыки.

-Согласование движений с музыкальным темпом и ритмом.

-Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко – тихо, быстро – медленно, высоко – низко)

-Развивать умение менять характер движений в соответствии с изменением характера музыки.

-Передавать в движениях медленный и быстрый музыкальный темп.

-Формирование способности к созданию выразительного образа в музыкальных играх.

-Упражнять детей в несложных плясовых движениях.

-Формировать выразительность жестов и мимики, через этюды на развитие эмоций.

-Выполнение подражательных движений под музыку изобразительного характера.  («Зайчики», «Медведь», «Лошадка», «Кошечка»).

  1. «Игра на инструментах».

Обеспечить условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах. Народных - бубен, ложки, колокольчики, трещотки, коробочки. Инструменты детского оркестра – ксилофон, металлофон, треугольник, маракас, барабан.  

 3 год обучения

Третий год, в музыкальной студии, обучаются воспитанники успешно прошедшие предыдущие два года обучения. И по результатам диагностики, выявлено, что детьми усвоен предыдущий материал и сформированы умения и навыки.

 Средствами музыки продолжать развивать навыки самовыражения, общения, способность к безболезненному решению межличностных конфликтов. Формировать и корректировать способность к эмоциональному общению, развивать средства невербальной коммуникации, навыки чувствования себя и других.

 Овладение детьми с ОНР основ музыкальной культуры.  Развитие их музыкальных способностей с целью преодоления негативных последствий основного дефекта. Развитие музыкально - исполнительских навыков.

  1. «Восприятие музыки».

-Знакомить детей с доступными их пониманию художественными образцами народной, классической и современной музыки.

-Продолжать развивать способность адекватно эмоционально реагировать на звучание музыки, чувствовать настроение, передаваемое в музыке. Активно переживать эмоционального содержания звучащего произведения: его осознания, устной или письменной вербализации, рисования, движения под музыку.

-Формировать умение запоминать, узнавать знакомые мелодии, связывать музыку с предметами и явлениями окружающего мира.

-Формировать знания о музыке и о средствах музыкальной выразительности.

Темп – медленный, быстрый, средний.

Динамика – громкая, не очень громкая, тихая, не очень тихая.

Регистр – высокий, средний, низкий.

Характер – веселый, озорной, солнечный и пр.

-При ознакомлении с характерными пьесами, привлекать внимание детей, что определенный характер, настроение музыки зависят от тех средств выразительности, которые в ней используются. Например, бодрый, веселый характер маршевой музыки зависит от громкости звучания, ритма, акцентов и пр.

-Развивать способность воспринимать музыку осмысленно.

-Формировать эстетические чувства и переживания, выражать свое отношение к музыке.

-Побуждать детей применять новые слова, при характеристике музыки.

«Пение».

-Побуждать детей исполнять песни с эмоциональным настроем: петь с любовью, гордостью, радостно, с сожалением и т. д.

-Продолжать развитие исполнительских, певческих навыков. Работать над мелодическим слухом, возможностью голосоведения, выразительностью речи.

-Упражнять детей, формируя чистоту интонирования, подвижность и звонкость голоса.

-Продолжать развивать умение участвовать в коллективном пении, прислушиваясь к голосам музыкального руководителя, воспитателя и своих товарищей.

-В процессе пения использовать хореографические несложные движения, инсценировки.

-Упражнять детей в узнавании песен по мелодии, звучащей без аккомпанемента, по вступлению, по отдельно сыгранным местам.

  1. «Музыкальная ритмика».

-Продолжать формирование различных видов выразительных и танцевальных движений.

-Совершенствование способности изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов звучащей музыки, развитие переключаемости движений.

-Развитие самостоятельности в исполнении темпа музыки.

-Развитие ритмичности движений с пением.

-Развитие образно – игровых движений. Уметь передавать, под музыку, заданный образ.

  -Учить отображать положительные и отрицательные черты характера, передавая эмоциональное настроение музыки.

-Развитие мимики и выразительности жеста, выражение эмоций.

-Выразительное исполнение подражательных и имитационных движений.

-Развитие устойчивости и концентрации внимания удерживание заданной программы в условиях коллективных действий.

- На основе знакомых движений, постановка танцев.

  1. «Игра на инструментах».

Создание детского оркестра.

-Через игру в оркестре способствовать развитию восприятия и умению практически применять сформированные навыки (адекватное исполнение интонаций, регистра, динамики, артикуляции, акцентов и др.)

-Совершенствовать умение вслушиваться в музыку, воспринимать исполнение окружающих.

-Уметь играть свою, партию. Одни инструменты играют один раз в такт, другими отмечаются все сильные доли, третьи (маракасы, колокольчики) исполняют более мелкие длительности.

-Воспитывать чувство партнерства.

 

2.2. Методы и средства музыкально – коррекционной работы

Метод убеждения средствами музыки.

В процессе непосредственного слушания музыки, знакомства с яркими музыкальными образами, самостоятельного исполнения музыкальных произведений сознание детей обогащается новыми сведениями о поступках людей, их чувствах, деятельности: эмоциональная сфера - разнообразными оттенками переживаний. Убеждение осуществляется и в ходе организации целенаправленного внимания, объяснения содержания, рассказе о выразительных средствах музыки. Настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях. С помощью убеждения происходит изменение мотивационной основы поведения, доэмоциональной установки перед прослушиванием музыкального произведения.

Метод подражания, положительный пример.

Метод основан на стремлении детей к следованию примеру или образцу, которое проявляется в повторении поступков, жестов, исполнительских особенностей.

Существенным требованием для его применения является музыкальный профессионализм и мастерство самого педагога, артистизм и выразительность исполняемых им произведений. Все это значительно стимулирует самостоятельную музыкально – исполнительскую деятельность детей.

Метод внушения, требования.

Метод носит эмоционально-волевой характер и направлен на подавление негативных личностных проявлений средствами музыки. Воздействуя непосредственно на сознание, специально подобранные музыкальные произведения помогают снять лишнее эмоциональное напряжение либо, напротив, повысить активность мыслительной, трудовой, творческой деятельности.

   Методы музыкального обучения и воспитания дополняют друг друга. Коррекционно - развивающее обучение предполагает вариативность их применения. Выбор методов определяется задачами музыкального образования, проявлением интереса учащихся к музыкальной деятельности, степенью их активности, учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, этапом работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально- поведенческих расстройств.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Музыкальный руководитель и воспитатели   привлекают родителей к музыкально - коррекционной работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают  в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям  по организации домашней работы с ребенком необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание ребенка, как в речевом, так и в общем развитии.  В методический комплект к программе входит серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе» с методическими рекомендациями для родителей. Эти пособия  позволяют объединить усилия  педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.  

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям,  в какое время лучше организовать совместную музыкальную  деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома, какую музыку слушать. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в музыкальные и хороводные игры, проведут пальчиковую гимнастику, послушать музыку, поиграть на музыкальных инструментах. Выполняя с ребенком предложенные задания, играя, взрослые разовьют его коммуникативные навыки, психические процессы, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.

Участие в развлечениях, праздниках, досугах поможет дошкольнику приобрести уверенность в своих возможностях, повысить самооценку.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально – техническое обеспечение музыкально -корекционной работы

Для ведения целенаправленной, эффективной музыкально - коррекционной работы необходимы следующие условия:

- оснащение музыкального зала  всем необходимым оборудованием, пособиями для проведения музыкально - коррекционной работы: наглядно- дидактическое обеспечение, музыкальные инструменты, а также маски, куклы, костюмы для театрализованной и музыкальной деятельности, атрибуты для музыкально-двигательной деятельности, набор шумовых инструментов, музыкально - дидактические игры, дидактические игрушки.

- оборудование для проведения диагностической, консультативной и осуществления психологического сопровождения воспитанника.

- оборудование: наглядный материал, методическая литература, ноутбук, принтер.

  1. Методические материалы, средства обучения и воспитания

1

«Радуга» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. М.:Просвещение.- 2014 г.

2

Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2—7 лет. Методическое пособие для воспитателей. М.:Просвещение.-2013

3

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». СПб. 2010

4

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день: конспекты

музыкальных занятий с аудиоприложением (старшая группа). СПб.2008.

5

Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2017. – 204

6

Николаева, Федорук, Захарина: Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. ФГОС. - Детство-Пресс, 2015. – 240с.

   

Программа «Музыка – язык чувств» может быть использована в практике других педагогов, в учреждениях которых имеются дети с ОНР.