МУЗЫКАЛЬНЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ «МУЗЫКА – ЯЗЫК ЧУВСТВ»
план-конспект занятия по музыке

Лыскова Елена Викторовна

Занятие 1 . Три поросенка

Программные задачи. Через переживание детьми эмоционального содержания музыкальных произведений подводить к пониманию, что радостное, веселое настроение выражается в характере музыкального произведения.

Занятие 2. Наша сказка

Программные задачи. Закреплять в памяти детей названия музыкальных произ­ведений; вырабатывать умение высказывать свое отношение к понравив­шемуся произведению; развивать образные представления.

Занятие 3. Беседа «Музыка и сказка»

Программные задачи. Создать у детей психологический комфорт от встречи со сказкой; благоприятствовать проявлению эстетических чувств и желания общаться с музыкой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragmenty_muzykalnyh_zanyatiy_s_elementami_skazkoterapii.docx22.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ  СКАЗКОТЕРАПИИ

«МУЗЫКА – ЯЗЫК ЧУВСТВ»

Занятие 1 . Три поросенка

Программные задачи. Через переживание детьми эмоционального содержания музыкальных произведений подводить к пониманию, что радостное, веселое настроение выражается в характере музыкального произведения.

Оборудование. Элементы сказки «Три поросенка» на фланелеграфе.

Ход   занятия

Музыкальный руководитель. Ребята, я расскажу вам сказку «Три поросенка». Вы ее знаете, но сегодня сказка будет не простая, а музыкальная. Слушайте ее:

Жили-были три веселых поросенка (показ картинок на фланелеграфе) Все одинакового роста, кругленькие, с ярко - розовыми пятачками, с одинаковыми веселыми хвостиками. Вот такие, послушайте.

Звучит произведение «Три поросенка»,

 музыка Д. Уотта, слова С. Михалкова

Музыкальный руководитель.

Даже имена у них были похожими — Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись под ярко-ярко-желтым солнышком, которое светило с чистого голубого неба, нежились в лужицах дождя, плясали вот так.

Звучит Полька» в обработке Н. Михалевской

Музыкальный руководитель.

Но   наступила золотая осень. Солнце уже не так сильно припекало, облака тянулись над лесом. Листья на деревьях стали разноцветными.
«Пора нам думать о зиме» — сказал Наф-Наф. — Я весь дрожу от холода, мы можем простудиться. Давайте построим дом и все будем в нем жить».Но братьям не хотелось трудиться, и они продолжали веселиться.

Звучит Полька» в обработке Н. Михалевской

Музыкальный руководитель.

Их музыку услышали два клоуна с соседней улицы и пришли к поросятам.

Клоуны были одеты в такие костюмы, что поросята, увидев их, очень удивились. На каждом клоуне был костюм определенного цвета: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый. Клоуны предложили ребятам свой танец.

 Звучит произведение «Клоуны», музыка Д. Кабалевского

Музыкальный руководитель.

Клоуны были добрые, веселые, у них всегда было хорошее настроение. Они пригласили поросят повеселиться вместе с ними. Все начали плясать вот такой танец.

Звучит «Украинский танец», музыка М. Жербина

Детям дается задание нарисовать настроение сказки. Затем проводится анализ детских работ. Дети отвечают на вопрос, какие краски они использовали в своих рисунках и почему.

Заключение.

       У каждого человека бывает разное настроение. Свое хорошее настроение  мы выражаем,  напевая веселую песенку,  танцуя, слушая радостную музыку. А если мы берем в руки краски, то свое приподнятое настроение выражаем яркими цветами.

Занятие 2. Наша сказка

Программные задачи. Закреплять в памяти детей названия музыкальных произведений; вырабатывать умение высказывать свое отношение к понравившемуся произведению; развивать образные представления.

Оборудование. Выставка детских рисунков по темам занятий.

Ход занятия

Музыкальный руководитель.

Сегодня у нас необычное занятие. Оно называется «Наша сказка». Мы будем сочинять сказку по тем музыкальным произведениям, которые вам больше всего понравились из наших занятий о трех поросятах и веселых клоунах, о девочке Маше и ее маме, о прекрасной фее и злом чудовище. Вначале мы вспомним музыкальные произведения.

Звучит «Полька» в обработке Н. Михалевской.

Далее дети отвечают на вопросы: какое произведение прозвучало? Что вы вспомнили, слушая эту пьесу?

Музыкальный  руководитель.

Посмотрите на рисунки и скажите, что на них изображено. (Клоуны.) Вспомните музыку о них.

Звучит произведение «Клоуны», музыка Д.Кабалевкий

Какая музыка по характеру? (Ответы детей.)

Звучит пьеса «Мама», музыка П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель.

Кого вы представили, слушая эту музыку? (Маму.)

Правильно, ребята это музыкальное произведение так и называется «Мама» и музыку к этому произведению написал композитор П.Чайковский. А музыку о мышке или медведе хотите послушать?

По желанию детей исполняется «Игра в мышки», музыка А. Жилинского, или «Медведь», музыка Г. Галынина

        При выборе музыкального произведения педагог обращается к выставке детских рисунков. После слушания музыкальный руководитель предлагает детям вместе с ней сочинить новую сказку о знакомых сказочных героях.

Заключение. Закончилось наше занятие, которое помогло нам узнать, что настроение (веселое или грустное), наши добрые чувства, наши представления о прекрасном может выразить музыка.

Занятие 3. Беседа «Музыка и сказка»

Программные задачи. Создать у детей психологический комфорт от встречи со сказкой; благоприятствовать проявлению эстетических чувств и желания общаться с музыкой.

Оборудование. Атрибуты сказочных персонажей, грамзапись музыкальных сказок «Петя и волк» и «Муха-Цокотуха».

Ход развлечения.

Музыкальный руководитель предлагает детям пройти в уголок сказок (камин, свечи, кресло ведущего).

Музыкальный руководитель.

      Много сказок на свете, но у каждого есть своя любимая; обычно сказки рассказывают вечером, когда тепло и уютно в доме.

Звучит произведение «Давным-давно», музыка Б. Канэда

Но никто на свете не знает столько сказок, сколько их знает Оле-Лу-койе... (Читается отрывок из сказки «Оле-Лукойе» Г.-Х. Андерсена.) Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле-Лу-койе. Вот мастер-то рассказывать!

     Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. В одних чулках он тихо-тихо подымается по лестнице; потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком... Тогда веки у детей начинают слипаться, и они уж не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылки... Это совсем не больно — у Оле-Лукойе нет ведь злого умысла; он хочет только, чтобы дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! Ну вот он и уложит их, а потом уж начинает рассказывать сказки.

       Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается к ним на постель. Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета — он отливает, то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется Оле. Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой, совсем простой, гладкий, который он развертывает над нехорошими детьми; ну, они и спят всю ночь как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!

Появляется Оле-Лукойе.

Оле-Лукойе.

       Назовите мне свою любимую сказку (читает одну две небольших). Я приглашаю вас в волшебную страну сказок, но вход туда для простых девочек и мальчиков воспрещен, а вот для сказочных героев вход свободный.

Оле-Лукойе дотрагивается до каждого ребенка своим волшебным зонтиком и превращает всех детей в сказочных героев. Дети надевают атрибуты костюмов.

Музыкальный руководитель (обращает внимание детей на сказочного героя, который стоит в стороне от всех). Ты кто?

Исполняется песня-танец Чебурашки, музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

Чебурашка.

Спасибо, теперь я знаю, как меня зовут.

Музыкальный руководитель. 

Сегодня у нас необычный день, мы отправляемся на сказочный праздничный бал.

Появляется Золушка и приглашает всех на песенку-танец «Добрый Жук», музыка А. Спадавеккиа.

Музыкальный руководитель. 

Кажется, все собрались, можно начинать бал.

Золушка.

 Нет, не все; угадайте: кого с нами нет?

Бабушка внучку очень любила:

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

А ну, подскажите, как звали ее?

(Красная Шапочка.)

Красная Шапочка появляется под песню «Песенка Красной Шапочки», музыка А. Рыбникова, слова Ю. Михайлова.

Красная Шапочка.

       Здравствуйте, жители сказочной страны, кажется, я не опоздала? Все уже собрались? Дайте-ка я попробую отгадать, из какой сказки вы пришли.

Подходит к героям сказки «Дудочка•. Проводится инсценировка сказки.

Ведущая. 

   Пошла однажды Коза гулять и нашла дудочку, решила на ней поиграть. Стала играть.

Коза. 

    Нет, не умею играть я на дудочке, пойду поищу, кто умеет.

Звучит музыка «Коза гуляет» муз. Морева

Ведущая. 

Вдруг увидела, идет Петушок — Золотой гребешок.

Звучит русская народная попевка «Петушок».

Коза. 

Здравствуй, Петушок! Умеешь ли ты играть на дудочке?

Петушок. 

Конечно, ведь я первый музыкант на деревне!

Ведущая. 

Взял Петушок дудочку да как закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Коза (засмеялась). Ха-ха-ха!

Петушок. Плохая твоя дудочка, не дает мне играть. (Уходит.)

Ведущая. Пошла Коза дальше, видит — по озеру плавает Уточка.

Звучит сопровождение для имитационных движений Уточки.

Коза. Уточка, умеешь ли ты играть на дудочке?

Уточка. Конечно, ведь я первая певица на селе.

Ведущая. Стала Уточка играть... Кря-кря. Да ничего не вышло.

Коза (смеется). Ха-ха-ха!

Уточка. Плохая твоя дудочка — ни поет, ни играет, только дразнится.

Ведущая. Пошла Коза дальше, видит — на полянке Поросенок - веселится, резвится, играет. (Выходит Поросенок.)

Поросенок. Что ты несешь, Коза?

Коза. Дудочку. А ты умеешь на ней играть?

Поросенок. Конечно.

Ведущая. Поднес Поросенок дудочку к пятачку да как захрюкает: «Хрю-хрю-хрю!»

Коза (смеется). Ха-ха-ха!

Поросенок. Плохая твоя дудочка — ни поет, ни играет, только хрюкает.

Ведущая. Пошла Коза искать, кто бы мог на дудочке поиграть. Видит — Пастушок что-то ищет.

Коза. Что ты потерял, Пастушок?

Пастушок. Дудочку.

Ведущая. Отдала Коза Пастушку дудочку. Поднес он дудочку к губам и полилась такая музыка, что, услыхав ее, выбежали все звери и начали весело плясать под музыку. А потом запели песенку про дудочку.

Исполняется песня «Дудочка», музыка А. Лепина, слова  Н.Френкелъ.

Красная Шапочка.

      Да, нелегко быть музыкантом, но музыканты очень любят сказки.

Музыкальный  руководитель.

      В этом ты права, ко многим сказкам композиторы сочинили музыку. Одну такую сказку мы знаем.

Звучит фрагмент из музыкальной сказки «Петя и волк», музыка С. Прокофьева.

      Сегодня у нас в гостях другая сказка. Отгадайте, как она называется.

Музыкальный руководитель поет.

 Входит Муха-Цокотуха.

Музыкальный руководитель.

      Чем необычна эта сказка? (Тем, что в ней герои не разговаривают, а поют.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Музыка - язык чувств и образов"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей четвёртого года жизни "Музыка - язык чувств и образов"...

Музыкальное занятие по слушанию музыки с использованием ИКТ "Музыка вокруг нас"

Цель:Формирование  эмоционально-чувственного восприятия музыки средствами ИКТ.Задачи:Воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу;Развивать зрительное и слуховое внимание;Развивать ...

Программа с одарёнными детьми "Музыка -язык чувств"

Цели и задачи программы работы с одаренными детьмиЦель:создание условий для развития дошкольников, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей разви...

Программа Музыка - язык чувств

Авторская, адаптированная, образовательная, программа для детей с общим недоразвитием речи....

Музыкальное занятие по теме "Настроения и чувства в музыке"

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе по теме "Настроения и чувства в музыке"...

Доминантное музыкальное занятия по слушанию музыки в старшей группе дошкольного учреждения «Мир ребенка в музыке «Детского альбома»

В  музыкальных пьесах «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского (1840-1893) описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам композ...