Музыкальное занятие по теме "Настроения и чувства в музыке"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Артёменко Ирина Алексеевна

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе по теме "Настроения и чувства в музыке"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Занятие по теме «Настроение и чувства в музыке».

Цель: развитие у детей, музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.

Задачи.

Обучающая: закреплять знания о музыке композитора П.И.Чайковского.

Развивающая: продолжать развивать целостное восприятие музыки. Развивать творческое воображение детей средствами музыки. Закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях.

Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к культурному наследию, пробуждать в детях добрые, светлые чувства.

Оборудование: портрет композитора П.И.Чайковского; видео-проектор, шумовые инструменты; мольберт, бумага, фломастеры; легкие шарфы, ленты, длинная гимнастическая лента.

Ход занятия:

Начинаем занятие и как обычно поприветствуем друг – друга. ( Муз.рук. поёт музыкальное приветствие (бодро и весело)): «Здравствуйте ребята!» дети отвечают: «Здравствуйте!».

-Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (дети отвечают: веселое, радостное, бодрое…)

-Правильно, настроение у меня очень хорошее,  ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (приветствие в миноре). Что бы вы в этом случае сказали  про моё настроение. ( Дети отвечают: грустное, печальное).

-Сегодня у нас занятие необычное, мы  будем говорить о чувствах и настроении в музыке. Мы с вами уже знаем, что музыка обладает восхитительным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, какие?.. (Ответы: переживания: нежность, волнение, грусть, жалость).

-Кто сочиняет музыку? (Композиторы) 

На экране портрет композитора П.И.Чайковского. Дети называют фамилию композитора и знакомые им произведения классика.

-Говоря об этих произведениях, вы, наверное сразу представляете музыкальных героев или картины природы, ведь у музыки есть еще и волшебное свойство – изображать.

Но сегодня мы поговорим о настроении и чувствах, которые вызывает музыка П.И.Чайковского. И чтобы вы были активны во время нашей встречи, в хорошем настроении, давайте сыграем «Марш…» (музыка начинает звучать и дети договаривают «… деревянных солдатиков»)

Рассказ ведется на фоне музыки «Утреннее размышление», «Зимнее утро», слайдов

-Однажды Петр Ильич с наслаждением отдыхал в деревне в обществе близких его сердцу людей. «Жить в ежедневном соприкосновении с большим количеством хороших людей очень приятно…» Работать и отдыхать действительно было хорошо. Почти все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. «Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни». И чего только он не придумывал для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда сам сидел за роялем. Тогда-то он и задумал создать альбом пьес для ребят.

… И вот мы перелистываем страницы «Детского альбома». Мы уже заглядывали в него, и не раз. Сегодня откроем снова и попробуем по-другому взглянуть на представленные здесь музыкальные картинки…

Первая страница альбома – «Утреннее размышление», она уже звучит. (Музыка звучит светло и серьезно). Как бы предупреждает нас, что рассказ о детях пойдет в серьезном тоне.

-Познакомимся сначала с их мамой. (Музыка пьесы «Мама» - певучая, красивая, как будто ласкает, успокаивает малыша, моя мама тая же. На экране – слайды)

-Недаром всю жизнь композитор помнил чудные глаза своей мамы, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, проникающий в душу.

-Какими красками, линиями можно было бы нарисовать эту музыку?.. (Дети рисуют на мольберте, выбирая светлые, радостные тона)

-Какая знакомая нам песня созвучна этой музыке, близка по настроению? (Песня «Самая хорошая». Дети исполняют песню)

-По красоте, мелодичности эта музыка близка пьесе «Сладкая греза», она вам знакома. Только в последней больше порыва и взволнованности. Попробуем показать эти волнения в движении.

«Сладкая греза» (танцевальная импровизация, девочки исполняют 1-ю и 3-ю части, мальчики с лентами – 2-ю)

На экране – весенняя видео-зарисовка, звучит «Песня жаворонка».

-Пора весны – любимая пора композитора: «Какое волшебство дарит наша весна своей внезапностью, своей раскошною силой! Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе чувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку, как радуешься прилету грачей, а за ними жаворонков и других заморских гостей!» «Люблю русскую природу больше любой другой» - и всегда как-то особенно поэтично рассказывал о ней.

-Какие чувства, ребята, у вас вызывает звучащая музыка? (Нежные, ласковые, трогательные, радостные, добрые)

-Можно ли эти чувства передать языком танца?.. (…) А мы попробуем.

Девочка, хорошо владеющая длинной гимнастической лентой, исполняет танец - импровизацию под «Песню жаворонка»

-Есть у Петра Ильича одно произведение, не из «Детского альбома», а из балета «Щелкунчик», вам уже знакомого. Мне кажется, что один из танцев балета чем-то похож на «Песню жаворонка». Не догадались? (…). Мы играли его в оркестре. («Китайский танец»)

«Китайский танец» (оркестровое исполнение)

Звучит пьеса «Нянина сказка»

-А вот и няня. Она, конечно, рассказывает сказки. В «Няниной сказке» - необычные созвучия, что-то причудливое. (Как будто она хочет удивить своим рассказом).

-Про кого же этот рассказ?

Звучит пьеса «Баба Яга» (Услышав первые звуки, дети сразу начинают высказываться: музыка страшная, стремительная. Это Баба Яга, она за кем-то мчится)

-Вы правильно отгадали. (На экране – фрагмент м/ф с Бабой Ягой, на фоне звучащей музыки Чайковского)

-В знакомой нам игре про Бабу Ягу тоже чувствуется таинственность, сердитый настрой старушки.

Игра «В темном лесе есть избушка»

Итог: дети высказывают свои впечатления, перечисляют палитру чувств, которую подарила звучащая музыка, возможно называют произведения из «Детского альбома», не звучавшие на занятии.

Муз. – дидактическая игра «Музыку назвать спеши и картинку получи»

Педагог предлагает вспомнить и назвать звучащие произведения, и если дети называют правильно, на экране появляется соответствующая картинка. Педагог делает вывод, что настроение в музыке и чувства, передаваемые ею схожи, а вот одно произведение  совсем не похоже на остальные. (Дети догадываются: «Баба Яга»).  Последней звучит, например «Песня жаворонка». Дети, изображая маленьких доброжелательных птичек, следуя жестам педагога, выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие в подготовительной группе "Помощники феи музыки"

Музыкальное занятие, построенное у использованием методов моделирования (содержания песни, её строения: куплет, припев, вступление). На занятии используется мультимедийное оборудование (или видео-техн...

Музыкальные занятия – основная форма развития чувства ритма

Музыкально-ритмическое чувство характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения.Одна из основных...

Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему «Музыка в природе, природа в музыке»

Занятие первое.Тема «Музыка дождя».Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражен...

Музыкальное занятие в ДОУ Три кита в музыке в подготовительной группе.

Занятие  проводилось  на  методическом  объединении для  муз.  руководителей. Тема "Три кита"  очень  понравилась  детям,  так как была  пр...

Музыкальное занятие в ДОУ Три кита в музыке в подготовительной группе.

Это занятие было проведено на  муз. занятие в игровой форме и очень понравилось детям....

Музыкальное занятие в средней группе «Какого цвета музыка?»

Музыкальное занятие в средней группе «Какого цвета музыка?»...

Тематическое музыкальное занятие:"Звуки весны в природе и музыке".

С помощью загадок,р.н..песен,закличек,хороводных песен, произведений М.И.Глинки,рассказать о том,как природа,звуки весны,пение птиц отображаются в музыке....