Публикация статьи в журнал "Молодой ученый"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Ксения Аркадьевна Осипова

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО  МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ   НА ЗАНЯТИЯХ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО  МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ   НА ЗАНЯТИЯХ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Автор: Осипова Ксения Аркадьевна

Современное исследование под понятием наглядно-образное мышление – понимают что это   такой  вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, путем дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.  Наглядно-образное мышление – это основной вид мышления детей 5-6-летнегo возраста, когда  дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления:  научиться   преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

В рамках выпускной квалификационной работы выполненной нами,  было проанализированы  особенности    наглядно-образного мышления у детей с нарушениями речи, мы пришли к выводу,  что этому виду мышления свойственны следующие характеристики: для детей этой категории характерно недостаточное развитие наглядно-образного мышления,  у них недостаточно информации об окружающей среде, о свойствах и функциях объектов реальности, существуют трудности в установлении причинно-следственных связей явлений [1, с. 735]. Чтобы подтвердить данные отклонения в развитии данного вида мышления  у детей с речевыми нарушениями, нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей развития наглядно-образного мышления у дошкольников с речевыми нарушениями. В исследовании приняли участие 8 старших дошкольников с нарушением речи.

Анализ литературы позволил нам сделать такие  выводы что для изучения развития наглядно-образного мышления у дошкольников с речевыми нарушениями мы использовали следующие методики:  «Что здесь лишнее?» (С.Д. Забрамная, Е.А.Стребелева), предназначенная  для изучения процессов  умственных операций  анализа и обобщения  у детей,   «Раздели на группы» (А.Я Иванова, адаптация Е.В. Доценко), рассчитанная  на оценку  образно-логического  мышления детей,  «Сравни» (С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева), направленная на выявление уровня  развития наглядно-образного мышления, умения сравнивать и воспринимать  динамическое изменение события, которое  изображено  на картинках [3].

Мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР преобладает средний  уровень развития наглядно-образного мышления, выражающийся в   нарушении умственных операций анализа и обобщения (детям с ОНР  сложно дается необходимость выделять из ряда предметов лишний и объяснять свой выбор),  несформированность   навыков систематизации и классификации (дети с ОНР оказались способны предложить только самые простые принципы для классификации геометрических фигур),  трудность  восприятия целостной ситуации (дети с ОНР трудно находят отличия между иллюстрациями, в основном замечая только отличия в центре картинки).

Мы выявили невысокие показатели наглядно-образного мышления,  которые выражаются в нарушении  умственных операция  анализа и обобщения, в несформированности навыков систематизации и классификации, трудностях  восприятия целостной ситуации. Поэтому мы разработали  методические рекомендации для    развития наглядно-образного мышления у дошкольников с речевыми нарушениями на занятиях  по ознакомлению с окружающим миром,  целью которых было  развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ОНР на занятиях  по ознакомлению с окружающим миром.

Работу по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ОНР на занятиях  по ознакомлению с окружающим миром мы рекомендуем осуществлять  по трем основным направлениям:

1. Перенос в наглядно-образный план практического опыта. Работа направлена на развитие  у детей умения мысленно оперировать в знакомых ситуациях   образами-представлениями, опираясь  на собственный  реальный опыт. У детей развиваются навыки по выявлению связей между объектами и персонажами,   изображенными  на картинках, развитие навыков  рассуждения, умения формулировать выводы и обосновывать суждения. Игры  с сюжетными картинками «Достань мяч», «Полей цветочки!». Игры «Почтальон», «Что бывает внизу, а что – вверху», «Сыщик», «Найди тайник» [2].

2. Развитие обобщенных представлений о качествах и свойствах предметов и явлений окружающего мира, овладение навыками  моделирования и замещения. Дошкольники  с ОНР обучаются навыкам ориентироваться  в пространстве и создавать  новые образы  ситуаций и предметов, а также комбинировать  отдельные образы, выстраивать  целостные сюжеты в словесном и наглядном плане. Игры с сюжетными картинками «Весна», «Дождик», «Сломанная ветка». Игра «Угадай предмет (дерево, растение, птица и т.д.)».  Игра «Найди одинаковые формы» предлагала узнать и обнаружить  заданное изображение (предмет, растение, животное  из ряда предложенных).  Игры «Чьи это вещи», «Чем коврик залатать?» [2].

3. Развитие соотношения между образом и словом. Необходимой предпосылкой для развития речи и образных форм мышления ребенка является умение ребенка представить правильно ситуацию по ее словесному описанию, что   является основой для формирования механизмов  мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. Занятия по серии сюжетных картинок «Кошка ловит мышку», «Утро мальчика», «Котенок», «В лесу», «В городском парке», «Братья наши меньшие» и др. [2].

Для развития наглядно-образного мышления мы использовали  в сочетании разные  методы и приемы: наглядные (образец, показ, наблюдение, зрительное соотнесение); практические (прикладывание, наложение, практическое примеривание,  дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим миром); словесные (стихи, сказки, инструкция, рассказы, загадки, сообщения, беседа, объяснения и др.).

Последовательность игровых занятий  предполагала  смену психофизического состояния детей при ознакомлении с окружающим миром: от подвижных  игр  к спокойным  занятиям, от интеллектуальных  игр   к расслабляющим  занятиям и т.д.[4]. Игры по ознакомлению  с окружающим миром выстраивались  в порядке усложнения, от простого к сложному.

Все описанные игры и упражнения способствовали формированию у детей старшего дошкольного возраста  наглядно-образному мышлению, развивали соотношения между словом и образом,  учились воспроизводить  пространственные  отношения  по словесной инструкции, формировали  и закрепляли   умения создавать на основе схемы и представлений целостное описание объекта,   дети учились   ориентироваться в пространстве с опорой на определяющий признак по словесному описанию,  закрепляли  навыки участия детей в диалогах, вопросно-ответных формах общения. Выполняя такие  задания, дети дошкольного возраста с ОНР могут обогащать и уточнять  собственные представления о пространственных признаках объектов и явлениях  окружающей среды.

Список литературы

  1. Абобакирова, О.Н. Особенности наглядно-образного мышления у детей с общ им недоразвитием речи [Текст] / О.Н. Абобакирова  // Молодой ученый. – 2016. – №4. – с. 734-736.
  2. Бабиева, Р.О. Формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам [Текст] / Р.О. Бабиева // Задачи системы дополнительного образования детей Ставропольского края: сб. матер. краевой науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию гос. сист. доп. обаз. детей. – Ставрополь: «Сервисшкола», 2013. –216 с.
  3. Стребелева, ЕА. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» [Текст] / Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е издание. – М.: Просвещение, 2009. – 164 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание "Мини-музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе совместного взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декабря 2013)

"Создание "Мини- музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции...

Публикация. Статья "Преодоление трудностей в развитии речи у детей"

Основные направления развития речи детей в музыкальной НОД...

публикация статьи "Метод педагогического проектирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Статья  из сборника статей по реализации проекта "Крохотный мир больших возможностей".Этот проект стал победителем в конкурсе социальных проектов по работе с детьми с ОВЗ, организованны...

Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

В статье раскрывается роль дидакти­ческих игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...

Публикация статьи "С чего начинается Родина?". Саратов: издательство "Саратовский источник", 2015

Статья из опыта работы о нравственно - патриотическом воспитании дошкольников....