"Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Самообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл og2016.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        “Театр – это волшебный мир.
                                                                                                         Он дает уроки красоты, морали
                                                                                                                                 и нравственности.
                                                                                                           А чем они богаче, тем успешнее
                                                                                                             идет развитие духовного мира
                                                                                                                                                       детей…”
                                                                                                                                            Б. М. Теплов

Приоритетное направление моей деятельности – художественно-эстетическое воспитание детей.

Темой самообразования выбрала  «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста»

      Проблема творчества в дошкольной педагогике является актуальной. Детское творчество в дошкольной педагогике и психологии исследовали Л.С.Выготский, Н.А. Ветлугина, Л.И. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин.

В процессе театрализованных игр дети обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться ребенку, а родителям проживать вместе с ребенком.

Занятия  театрализованной деятельностью всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью, воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

 Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

  Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

  Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

  Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

     Для изучения темы я ознакомилась со следующей литературой:

  1.  Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»М.,2003
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение,1991.
  3. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла. М.: АО-Аспект пресс,1993.
  4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.

Журналы: «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Справочник музыкального руководителя», статьи по данной теме на электронных сайтах: «МААМ.ру», « НС портал», «Педагогический мир», «Дошколенок.ру»

     В течение года я работала с детьми по данной теме:

  1. Провела беседы : «Что такое театр?», «Как вести себя в театре. Правила этикета,»;
  2. Обыгрывали русские народные сказки: «Репка», «Маша и Медведь», « Гуси-Лебеди» и др на настольно-плоскостном театре.
  3. Проводила занятия студии «Кукляндия», на которых разыгрывали мимические этюды, пластические, пантомимы, раскрашивали и рисовали по сказкам,
  4. Создавали театр из пластилина; « Театр на ладошке» с детьми 10 группы;
  5. Готовили спектакли для показа родителям и детям с воспитанниками 2 и 10 групп.
  6. Для родителей даны рекомендации  и консультации:  «Театральная деятельность в ДОУ»,  «Развитие детей посредством театрализованной деятельности», «Организация домашнего театра»
  7. Создана картотека дидактических игр и упражнений «Эмоции», «Мимические упражнения», «Сказки».
  8. Подготовила спектакль «Приключения Буратино»

Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Задачи:

  1. Создание  условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  2. Приобщение  детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  3. Обеспечение  условий  для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
  4. Создание  условий  для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата.

Данные задачи решены в процессе работы по теме самообразования.

Проектирование предметно-развивающей среды:

  1. Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
  2. Особенности его эмоционально – личностного развития.
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
  4. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
  5. Возрастные и поло-ролевые особенности.

Изучение литературы по данному вопросу, собственный опыт работы привели меня к следующему выводу: в первую очередь, соответствующая организация работы. Именно «организация», а не содержание. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку нетрадиционным путям взаимодействия с семьей, а, в конечном итоге – целостности педагогического процесса, форм его реализации как продуманная система организации совместной деятельности детей и взрослых.

 В своей работе над темой уже свыше пяти лет я решаю эту проблему, привлекая и родителей и педагогов, посредством следующей деятельности:

-диагностика;

-ППРС;

-театрализованная деятельность в разных видах деятельности детей:

-просвещение и консультирование;

-работа над спектаклем.

    Отсюда вытекает еще очень важный блок:

ЗАДАЧИ совместной работы с детьми и взрослыми:

-воспитывать у детей и взрослых культуру эмоций и чувств;

-формировать у участников независимость мышления(умение находить собственное решение , открыто высказывать идеи и гипотезы).

      Результатом работы в этом учебном году был спектакль «Буратино».

который  прошел успешно.

     Остается проблемой изготовление декораций и костюмов силами родителей, над этим в следующем году буду работать.

Результаты :

  1. Дети владеют  навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  2. Проявляют интерес  к театральному искусству.
  3. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  4. Взаимодействуют   коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности "Щелкунчик" (Для детей старшего дошкольного возраста)

Проект по театрализованной деятельности "Щелкунчик"(Для детей старшего дошкольного возраста)Актуальность:Одним из направлений развития детей в дошкольного возраста, согласно Федеральному государственн...

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Театрализованная деятельность в жизни детей    старшего дошкольного возраста». Цель: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной д...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Дополнительная образовательная программахудожественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность)  «СКАЗОЧКА»для детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...

Роль театрализованной деятельности в жизни детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности. В статье выявлены педагогически ус...

Статья «Игровые упражнения в театрализованной деятельности ДОУ, для детей старшего дошкольного возраста»

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Работа по созданию положительных эмоций – одна из важнейших частей подготовки детей к школе. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, ч...

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...