Роль театрализованной деятельности в жизни детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности. В статье выявлены педагогически условия, формы и методы работы с детьми. Научная новизна заключается в подходе приобщения детей к театральной деятельности, с точки зрения развития эмоциональной сферы детей и становление их как личности. В результате определено, что театрализованная деятельность, во многом усиливает природную предрасположенность ребёнка к самораскрытию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль театрализованной деятельности в жизни детей старшего дошкольного возраста.

Буланова Марина Александровна

Воспитатель

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности. В статье выявлены педагогически условия, формы и методы работы с детьми. Научная новизна заключается в подходе приобщения детей к театральной деятельности, с точки зрения развития эмоциональной сферы детей и становление их как личности. В результате определено, что театрализованная деятельность, во многом усиливает природную предрасположенность ребёнка к самораскрытию.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст; театр; эмоциональная сфера; театрализованная деятельность.

Первое знакомство с социальной жизнью, причинно-следственными отношениями, у ребенка происходит в детском саду, где он играет свою роль в новой «труппе», куда входят многочисленные сверстники и воспитатели. К сожалению, в современном мире увлеченность детей старшего дошкольного возраста компьютерами, которые все чаще заменяют человеческое общение, приводит к проблемам психологической адаптации ребенка к школе, появляется суетливость, страхи. Родители, в свою очередь, реже общаются с ребенком, читают, рисуют и сочиняют, а именно эти процессы влияют на духовный мир ребенка. При этом повысилась значимость интеллекта и научного знания. Это связано со стремлением дать детям знания, способность чувствовать, думать, говорить, действовать.

Старший дошкольный возраст – это период активного развития творческого мышления. В данный период возникает осмысленность своих переживаний, которые ребенок держит внутри себя, так как меняется отношение к окружающему миру. Самый короткий путь к раскрепощению, повышению самооценки и самозначимости ребенка – это чтение детской художественной литературы, сочинительство и театрализованная деятельность. Именно через художественные произведения великих людей и собственные авторские работы, которые помогают освободиться от переживаний, формируется гармонично развитая личность. Личность, которая с детства приобщена к величайшему богатству духовного мира.

В старшем дошкольном возрасте, ребенок вдруг осознает, что у него есть собственные переживания, он задумывается о своем месте в мире. Читая художественные произведения и сказки, мы знакомим его с различными образами, эмоциями, поступками и историями. Обсуждая прочитанное, взрослый может объяснить ребенку на примере персонажей, что бывают различные ситуации, но безвыходных – нет. Для того, чтобы ребенок прожил и раскрыл самого себя, необходимо все эмоции воплотить. В этом помогают театрализованные игры. В процессе «живой игры» дети примеряют на себя социальные роли, воплощают свой воображаемый мир, раскрепощается, проигрывают свои внутренние переживания и учатся коммуницировать со сверстниками.

В детском саду с детьми старшего дошкольного возраста, активно используют такие формы организации театральной деятельности как:

1. Самостоятельная театральная деятельность, то есть без участия взрослых. Это возможно, если развивать в ребенке воображение, стремление к выдумкам, сочинительству, путем:

- насыщения и разнообразия развивающей среды, содействующей словесному и художественному творчеству;

- эмоционального общения взрослого и ребенка в процесс чтения и анализа произведений;

- поддержки взрослым различных креативных проявлений в действиях ребенка;

- похода в театр, посещения различных выставок и экскурсий.

Обладая навыками, знаниями, условиями среды и потребностями, ребенок начинает переносить свои внутренние переживания и ощущения в свое творчество. В свободное время, дети могут воспользоваться любыми материалами (природные материалы, пластилин, картон, краски, коробки и т.д.) и воплотить свое настроение в создании различных масок, кукол. Глаза детей начинают сиять от восторга, когда кукла в их руках «оживает».Такие игры позволяют ребенку находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!».

Владея разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами), дети старшего дошкольного возраста уже самостоятельно организовывают такие мини-театрализованные игры как «Крокодил», «Скульптор». В этих играх дети учатся не только воплощать свои идеи, коммуницировать, доверять сверстнику, но и показать свои переживания, настроение.

Часто дети решаются на довольно сложную задачу, такую как коллективное сочинительство – когда ребенок продолжает начатую историю другим или присоединяют свою, ранее придуманную историю.

- совместная творческая деятельность детей и взрослых. В рамках реализации различных проектов или образовательной деятельности, часто используется театр с куклами бибабо и куклы-марионетки. В этих видах театра, требуется от детей особая подготовленность восприятия искусства художественного слова, умение анализировать поступки персонажа и понимать мораль самого произведения, уменение представлять героя, его переживания. Внутренние состояние ребенка, раскрывается, когда идет выбор персонажа, его роли в произведении.

Интерес к творчеству в старшем дошкольном возрасте наблюдается практически у каждого и выражается в различных формах. Детское  воображение и память побуждают к самостоятельной попытке воплотить в жизнь сказочные ситуации художественно или словесно. Исследователи подчеркивают, что главное, чтобы дети умели отличать волшебство и выдумку от реальной жизни, имели возможность пережить, проговорить все трудные для себя жизненные моменты. Вследствие этого важна поддержка со стороны взрослого в данном процессе. Нас же привлекает театр с позиции возможности самовыражения ребенка.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Театр играет большую роль в формировании личности ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на ГМО "Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста"

Презентация на ГМО "Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста"...

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Театрализованная деятельность в жизни детей    старшего дошкольного возраста». Цель: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной д...

Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дат...

«Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...