"Волшебная бумага"
план-конспект занятия (старшая группа)

Островская Елена Анатольевна

Программное содержание:

1. Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.

2. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов.

3. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы.

4. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.

Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.

Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов, презентация «Удивительный мир бумаги», аудиозапись песни

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_volshebnaya_bumaga.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка -  детский сад № 11

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 «Волшебная бумага»

Воспитатель: Островская Е.А.

Одинцово

Программное содержание:

1. Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.

2. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов.

3. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы.

4. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.

Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.

Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов, презентация «Удивительный мир бумаги», аудиозапись песни

Ход ООД:

Воспитатель: Сегодня у нас гости. Им очень интересно узнать, как вы живете, чем занимаетесь. Мы обо всем им расскажем. Я  предлагаю всем вам поздороваться с нашими гостями.

Скажем, здравствуйте глазами,

Скажем, здравствуйте руками,

Скажем, здравствуйте мы ртом,

Станет весело кругом.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: - Ребята, открою вам секрет, сегодня к нам обещала зайти в гости Фея. А что за Фея, и в какой стране она живет, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (Бумага.)

-Правильно, это Фея Бумага. Раз Фея Бумага, в какой же стране она живет? (Бумажной стране.)

-Как вы думаете: дома, одежда, транспорт и все-все-все, из чего в этой стране сделано? (ответы.)

- А вот и Фея. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже она  сделана из чего? (Из бумаги.)

-А из какой именно бумаги, можете назвать? (Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги.)

-Раз к нам в гости пришла Фея Бумага, о чем мы будем сегодня говорить? (ответы детей)

- В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?

Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги» (Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги).

Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг, найдите глазками, что у нас в группе сделано из бумаги? Назовите эти предметы. Кто увидел? (ответы)

-А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? (ответы).

- А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? (ответы.)

-Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.

Воспитатель:  Я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию, где мы будем проводить интересные опыты.– Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в лабораторию заходи. (Дети заходят в лабораторию, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги). 

Воспитатель:-А кто знает, что такое лаборатория? Правильно, это место, где проводятся исследования, наблюдения. (Ответы детей).(Слайд №2). Дети проходят на свои рабочие места.

Воспитатель:- Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.(Слайд №3).

Воспитатель:- Ребята, скажите, пожалуйста, кто же живет в этой лаборатории. (Фиксики) (Слайд №4)

Воспитатель:-  Ребята, а Фиксики принесли нам интересные задания.

Воспитатель:-Нолик принес 1 задание.

Опыт№1.(Слайд № 5)

Воспитатель:-Итак, ребята, Нолик принес вам Вот такое задание, посмотрите на экран, и скажите какие действия нужно совершить с бумагой.(Ответы детей)

-Перед вами 3 вида бумаги. Назовите их (картон, салфетка, писчая бумага).

Теперь потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей)

Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.

Попробуйте смять эти три вида бумаги. Получилось? (ответы детей.)

- А сейчас сделаем вывод: Картон плохо сгибается и мнётся, а салфетка и писчая бумага мнутся и сгибаются хорошо.

Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.  

Попробуйте разгладить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей.)

- А сейчас сделаем вывод: Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.

Опыт№2.(Слайд № 6)

Воспитатель:-Итак, ребята, Симка принесла вам Вот такое задание, посмотрите на экран, и скажите какие действия нужно совершить с бумагой.(Ответы детей)

-Следующий значок нам показывает… узнаем режется бумага или нет. Возьмите ножницы и разрежьте 3 вида бумаги. Какая бумага режется легче? (ответы детей.)

А сейчас сделаем вывод: Картон резать трудно, а салфетку и писчую бумагу – легко.

А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? (ответы детей.)

Вывод: Картон рвать трудно, писчую бумагу – легко, салфетка рвётся очень хорошо. Значит бумага рвется, режется и мнется.

Опыт№3.(Слайд № 7)

Воспитатель:-Итак, ребята, Мася, принесла вам Вот такое задание, посмотрите на экран, и скажите какие действия нужно совершить с бумагой.(Ответы детей)

Воспитатель Следующий значок нам показывает, что бумагу будем…купать.

Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей.)

- Потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая.)

-Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась.)

-Какая бумага быстрее намокла? (ответы.)

- А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Бумага намокает в воде и расползается. Бумага – материал непрочный.

хорошо. Значит, бумага рвется, режется и мнется.

Воспитатель:- Файер, следующий значок показывает….., а мы с вами знаем физминутку.(Слайд № 8)

Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!

(вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!

(хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!

(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!

(прикрываем рот той и другой)

С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!

(дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть и правая, и левая!

гладят себя по голове то правой, то левой

Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!

(обхватываем себя руками – "обнимаем”)

Опыт№4.(Слайд № 8)

Воспитатель:-Итак, ребята, Папус, принёс  вам Вот такое задание, посмотрите на экран, и скажите какие действия нужно совершить с бумагой.(Ответы детей)

- Следующий значок нам показывает ….исследовать бумагу на прочность.

Воспитатель:- Сделайте из двух брусков и листа бумаги мост, так как показано на рисунке. Положите на мост груз- третий брус.  

-Что произошло с мостом? (Он прогнулся).

-Можно ли из бумаги сделать мост?

Воспитатель: - Сложи другой лист гармошкой так, как показано на рисунке. Теперь попробуй те сделать мост из этой бумаги. Проверьте, выдержит ли груз такой мост. (Ответы детей)

Вывод: Разная бумага имеет разную прочность. Картон прочный, обойная бумага менее прочная, писчая и газетная бумага хорошо рвётся. 

Вывод: Меняя форму бумаги можно повлиять на свойства бумаги.

Опыт№5.(Слайд № 10)

Воспитатель:-Итак, ребята, Шпуля, принесла  вам тоже интересное  задание.

Цель: можно ли удержать бумагой сыпучий материал? (Ответы детей)

Воспитатель: -  Ребята, а вы знаете, как перенести горох в бумаге и не рассыпать? (Ответы детей)

-Это вполне возможно, если свернуть бумагу в кулёк. Попробуйте сделать кулек так, как показано на схеме, посмотрите на экран, и насыпать в него горох. Проверьте, получиться, ли сделать, кулек из носового платка. (Ответы детей)

Воспитатель:  - Ребята, Дедус, принес  интересную  игру с мячом «Бывает и не бывает». Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель: Я  буду называть  предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга, Бумажный стул , Бумажный кораблик, Бумажное полотенце

Бумажная обувь , Бумажное пальто , Бумажная газета .

- Теперь мы можем сказать точно, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей).  

-Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся, режется. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы.

-Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев.

- Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев.

- Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев

-Рефлексия: Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

 - О чем бы вы хотели еще узнать? 

-Ну, что ж, пора прощаться с Феей Бумагой.

-Ребята, вам понравилась Фея Бумага, вам было сегодня интересно? (Ответы).

Воспитатель:- Фея Бумага, приготовила Вам подарки, скоро наступит весна, побегут ручьи и все дети любят пускать «Бумажные кораблики».

Итог занятия: Мы с вами узнали, что бумага гнется, ее можно порвать, она горит, бумага впитывает воду, бумага окрашивается, и пропускает свет. Бумагу нужно беречь, ненужную бумагу нужно сдавать в макулатуру и из нее снова могут изготовить необходимые нам книги и тетради.