Конспект непрерывной образовательной деятельности «По дорожкам добрых сказок» в группе детей возраста от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности
план-конспект занятия (средняя группа)

Шабалкина Екатерина Валентиновна

Конспект занятия по познавательному развитию. Проходит в форме путешествия по русским народным сказкам. Целью занятия является развитие нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_dorozhkam_dobryh_skazok.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 19 «Золушка»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

«По дорожкам добрых сказок»

в группе детей возраста от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности

                                                                                          Подготовил:

                                                                                   воспитатель Шабалкина

 Екатерина Валентиновна

г. Моршанск, 2017

Образовательная область: «Познавательное  развитие»

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-эстетическая, восприятие художественной литературы.

Цель: развитие  нравственные качества детей через знакомство с русскими народными сказками.

Задачи:  

образовательные

- закреплять знания русских народных сказок;

-учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, делать выводы и обобщения;

-учить детей имитировать движения по содержанию стихотворения;

Развивающие

-продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе;

-развивать связную речь;

-развивать мелкую моторику рук  посредством тестопластики.

-формировать понятия о доброте, вежливости, послушании, взаимопомощи.

 Воспитательные

-воспитывать вежливость, эмоциональную отзывчивость, дружеские отношения между детьми;

-воспитывать желание помогать друг другу, делать добрые дела;

Словарная работа: кликать, зимовье, тесать, щепу драть, жердочка, кадка.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические,   здоровьесберегающие технологии, ЭОР.

Планируемые результаты: знают русские народные сказки. Умеют охарактеризовать героев сказок, оценивать их поступки.

Материалы и оборудование: клубочек, лиса – мягкая игрушка, шаблоны  рыб, экран, проектор, макет сказки «Зимовье»  выполненный в технике тестопластики, яблоня с яблоками, печка, пирожки, солёное тесто.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок, рисование персонажей русских народных сказок, лепка из соленого теста героев сказок, дидактическая игра «Из какой я сказки?», знакомство с русскими народными пословицами.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход занятия

Под музыку дети заходят в зал. Воспитатель в роли Василисы Премудрой читает стихотворение:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей).

Я -  героиня многих русских сказок, 
Я – мудрая девица,
 На все руки мастерица.
 Все умею там и тут
 Василисою зовут.
Я очень хочу  с вами познакомиться. У меня для этого есть волшебный клубочек, он нам сегодня будет помогать.

Игра «Давайте познакомимся»

(Дети встают в круг. Василиса Премудрая передаёт клубочек  и называет свое имя, затем ребёнок передаёт дальше клубочек  и называет свое имя и т. д. пока волшебный клубок не вернётся к Василисе Премудрой.)

Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились. Ребята, вы любите русские народные сказки? (ответы детей). А кто их сочинил? (Народ). Правильно, поэтому они так и называются.

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать, на вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.

Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по русским народным сказкам? (Ответы детей).

Наша жизнь скучна без сказок

Дорог день, как целый год,

Всех добрей и ярче краски,

Если сказка к нам придёт,

В гости сказочка идёт,

Она встречи с вами ждёт.

Ребята, дорогу нам будет показывать мой волшебный клубочек. Но чтобы он покатился, нужно сказать волшебные слова:

Ты катись-катись клубочек

Мимо ручейков и кочек.

Укажи дорогу нам,

Мне и всем моим друзьям.

( Идут под песню на мотив «Маруся, от счастья слезы льет…»)

Зеленою тропой

Отправимся с тобой

Мы в путешествие по русским сказкам.

Мы весело идем

 И песенку поем

И нам совсем, совсем, совсем не страшно.

Ребята! Шагай быстрей вперед,

Ведь сказка нас уже в гости ждет.        

Раз, два, три – давайте побыстрее

По тропинке, по тропинке в сказку попадем!

( Дети идут, оказываются на полянке.  На пенечке сидит лиса, у которой на голове тесто ).

Воспитатель:  Ребята, кого вы видите на пенечке? (Лису). А как вы думаете, из какой она сказки? («Лисичка-сестричка и серый волк»). Правильно! А как вы догадались (Ответы детей). Какой вам показалась лиса в сказке? (Ответы детей). Какие ее  поступки говорят об этом? (Ответы детей). Ребята, а можно ли поступать как лиса: обманывать, хитрить? (Ответы детей). Правильно, нельзя так поступать!  А каким показался вам волк? (Ответы детей). Что же с ним случилось из-за обмана лисы? (Ответы детей).

( Раздается вой волка, на экране появляется изображение волка около проруби). А рыбу он наловил? (Ответы детей). Ребята, а давайте поможем волку наловить рыбу. (Ответы детей). Но с начало разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Пять маленьких рыбок играли в реке

( Ладони сомкнуты, чуть округлены. 

Выполняем волнообразные движения в воздухе).

Лежало большое бревно на песке

( Руки прижаты друг  к другу; переворачиваем их с боку на бок).

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко»

(  Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение).

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(Качаем сомкнутыми ладонями – отрицательный жест).

А третья сказала: «Мне хочется спать»

(Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из них – рыбка спит).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

( Быстро качаем ладонями – «дрожь»).

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»

( Запястья соединены, ладони раскрываются и соединяются – рот крокодила).

«Плывите скорее, чтоб не проглотил»

( Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).

Воспитатель: приступаем к работе.

Рисование «Рыбки» (нетрадиционная техника)

    (На заранее приготовленных шаблонах рыб дети рисуют чешуйки листом алоэ).

Воспитатель: Дети, лисичка очень хочет с вами поиграть.

Динамическая пауза

Ах, ты рыжая плутовка,     (дети  «грозят» указательным пальцем)
Не маши своим хвостом,    (виляют «хвостом»)
Знаем мы твои уловки,        (дети  «грозят» указательным пальцем)
Ты не прячься за кустом.     (приседают, закрывают глаза)
Не высматривай добычу,     (как - бы высматривают по сторонам)
И в курятник не спеши,      (дети  «грозят» указательным пальцем)
Добывай себе ты пищу,       (хлопают в ладоши)
Лучше где-нибудь в глуши  (прыжки на месте)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы совершили хороший поступок – помогли волку наловить рыбу.  Скажите, а чему же нас учит эта сказка (Ответы детей).   А нам пора отправляться в путь.

  (Воспитатель катит волшебный клубочек)

Ты катись-катись клубочек

Мимо ручейков и кочек.

Укажи дорогу нам,

Мне и всем моим друзьям.

( Дети останавливаются. На экране – разрезанная картинка-пазлы).

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы узнать,  в какой сказке мы оказались, нужно собрать картинку, которую  вы видите на экране.  

Интерактивная игра «Отгадай сказку» 

Воспитатель:  Ребята, в какой  сказке мы оказались? («Зимовье»).  

Воспитатель:  Ребята, какие животные жили в лесу летом? (Ответы детей). Почему они стали строить зимовье?  (Ответы детей). Ребята, скажите, кто выполнял какую работу при строительстве?  (Ответы детей). Что можно сказать о том, как работали животные?  (Ответы детей). Давайте поможем им построить дом!  Но сначала немного разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Начинаем строить дом,

Чтоб уютно было в нем.

Будем бревнышки катать,

Друг на друга складывать.

Крышу будем покрывать

И соломой устилать.

После вырубим окошко,

Руки разомнем немножко.

Все вместе приступаем  к работе.

Коллективная лепка «Зимовье для зверей»

Перед детьми рисунок формата А2 с изображением леса и животных из солёного теста. В центре схематичное изображение дома, которое дети и педагог  заполняют «брёвнами» из солёного теста.

 Ребята, посмотрите, какой  крепкий, прочный дом у нас получился! В лесу он защитит от всех бед.  Какая беда приключилась со зверями в сказке?  (Ответы детей). Как животные защищались?  (Ответы детей). Ребята, как вы думаете, по одиночке они могли сражаться с волками?  (Ответы детей).
Чему же учит нас эта сказка?  (Ответы детей). А какие  пословицы  о дружбе  вы знаете? (Ответы детей).

Примерные пословицы: «Без друга в жизни туго», «Друг за друга держаться ничего не бояться», «Один в поле не воин», «Друзья познаются в беде», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Физкультминутка «Дружба»

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

–  Молодцы, а нам пора отправляться в путь! Давайте скажем волшебные слова клубочку.

Ты катись-катись клубочек

Мимо ручейков и кочек.

Укажи дорогу нам,

Мне и всем моим друзьям.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и добрались до следующей сказки.  А чтобы узнать, что это за сказка, отгадайте загадку:

У Аленушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.  («Гуси-лебеди»)

Ребята, кто главные герои этой сказки?  (Ответы детей).Что случилось с Ваней?  (Ответы детей). Почему так произошло?  (Ответы детей). Куда же унесли гуси-лебеди братца Иванушку? (Ответы детей).  Ребята, почему в начале сказки  печка, яблонька и речка отказывались помогать девочке? (Ответы детей). А почему в конце сказки они ей помогли? (Ответы детей).  Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (Ответы детей).

 ( Звучит тревожная музыка, раздается голос Бабы-Яги).

Печка, яблоня и речка

В сказке детям помогали:

От гусей их укрывали.

Но теперь все по-другому:

Их заколдовала я,

И они вам не друзья!

ХА-ХА-ХА!

Воспитатель: Ой, ребята! Неужели Баба – Яга все переиначила?  Пойдемте в сказку поскорей, выручать своих друзей. Подходят  к речке.

Речка-реченька моя,

Ты скажи нам не тая,

                                     Гуси здесь не пролетали?  (Речка молчит).

Ребята, действительно молчит, Баба-Яга заколдовала речку.

Эта речка что-то спит,

Почему – то не шумит.

Чтоб ее расколдовать,

Нужно с ней нам поиграть!

Игра «Строим мост» 

На полу изображена речка. Дети делятся на две команды с равным количеством участников. Пока звучит музыка, каждая команда хаотично передвигается по своему берегу. По команде ведущего (или когда заканчивается музыка) дети должны быстро построиться в шеренгу вдоль «речки» и протянуть руки ребенку, который стоит напротив, образовав таким образом «мостик».

(На экране речка начинает двигаться, раздаётся голос речки)

Спасибо вам, друзья!

Расколдовали вы меня!

Вы идите по тропинке

И увидите ложбинку.

Там яблонька стоит

Очень уж она грустит.

Все подходят к яблоньке.

Воспитатель: Ребята, действительно, яблоня очень грустная. Яблочки на ней все грустные-прегрустные. Чем мы можем помочь ей?  (Ответы детей).  Давайте немного разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

У дороги яблонька стоит,

(руки сплести над головой, пальцы разжаты)

На ветке яблочко висит.

(сложить запястья вместе)

Сильно ветку я потряс,

(руки над головой, движения вперед-назад)

Вот и яблочко у нас.

(ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)

В сладко яблочко вопьюсь,

(соединить запястья, ладони развести)

Ах, какой приятный вкус.

Лепка «Веселые яблочки»

Детям предлагается слепить яблоки из солёного теста и с помощью стеки сделать глаза и рот.

Голос яблони: Спасибо вам друзья,

                       развеселили вы меня.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И яблоньке помогли. Пойдемте дальше. Что-то нас печка не встречает, пирогами не угощает. Ой, ребята, а ведь печка остыла, она совсем холодная! Как же мы можем помочь ей?  (Ответы детей).  А что для этого нужно сделать?  (Нарубить дрова).  Предлагаю нарубить дрова.

Физкультминутка «Дрова»

Будем мы дрова рубить,

Чтобы печку растопить.

Раз ударим да другой.

Повторяй-ка ты за мной!

Вот дрова мы нарубили,

В стопочку мы их сложили.

В печку нужно их подкинуть,

Чтоб огонь пожарче был в ней.

Вот огонь и разгорелся,

Печка быстренько нагрелась.

Испечет нам пирожки,

Будут вкусными они!

Голос печки: Испекла вам пирожки

Я старалась от души

Вы скорей их забирайте

И гостей всех угощайте.

Воспитатель: Ребята, вот и огонь в печке разгорелся. Пирожки скоро будут готовы. Молодцы, ребята! Мы справились с колдовством Бабы-Яги: речка снова зашумела, яблоня стала веселой, а печка нагрелась и скоро угостит нас пирожками.   А пока наши пирожки пекутся, давайте вспомним, в каких же сказках мы сегодня побывали.  (Ответы детей).  Скажите, чему  нас учат  сказки?  (Ответы детей).  Ребята, как вкусно запахло! Наверное, наши пирожки готовы! Давайте посмотрим.  (Достаем пирожки, угощаем гостей).

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

Ты катись-катись клубочек

Мимо ручейков и кочек.

Укажи дорогу нам,

Мне и всем моим друзьям.

Вот мы с вами снова в детском саду.

Рефлексия.  Ребята, вам понравилось наше путешествие по сказкам? (Ответы детей). А что вам понравилось?  (Ответы детей). Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами по сказкам. Я хочу пожелать вам. Что бы вы всегда были дружными, помогали друг другу.  А  сейчас вам пора отправляться в свою группу, а мне  в сказку. До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности Тема: «КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С НАМИ».

Предлагаю конспект ОДДоминирующая образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности «ПОСАДКА ЛУКА».

Тема: «ПОСАДКА ЛУКА».Цель: формирование основ исследовательской деятельности у младших дошкольников.Задачи.Образовательные: Расширять представления детей о репчатом луке как овоще, из кото...