Миофункциональные расстройства
статья

Григоренко Татьяна Николаевна

  Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и красивыми. Детство — это период, на протяжении которого организм ребенка постоянно растет и развивается. Поэтому каждый ответственный родитель прикладывает много усилий  и времени на то чтобы вырастить ребенка здоровым и красивым. У 3 из 4 детей сегодня формируются аномалии челюстно-лицевого    развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miofunktsion_r-va.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

  Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и красивыми. Детство — это период, на протяжении которого организм ребенка постоянно растет и развивается. Поэтому каждый ответственный родитель прикладывает много усилий  и времени на то чтобы вырастить ребенка здоровым и красивым. У 3 из 4 детей сегодня формируются аномалии челюстно-лицевого    развития.

 Так, что же такое миофункциональные нарушения? Миофункциональные нарушения — это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи). Прикус — это характер смыкания зубных рядов. Внешне нарушения прикуса проявляются изменениями пропорций лица, изменением положения отдельных зубов, нарушением смыкания зубных рядов и положения челюстей относительно друг друга.

            Посмотрите внимательно на Вашего ребенка, его лицо гармонично или заметны какие-либо проблемы с прикусом? «На что обратить внимание?» спросите Вы. Натянутые губ или приоткрытый рот, ротовой тип дыхания — все это свидетельство неправильного прикуса. Можно определить неправильный прикус,  даже не заглядывая в ротовую полость, основываясь только на анализе лицевых признаков. Достаточно понаблюдать за ребенком несколько минут в непринужденной обстановке и ответить на ряд вопросов:

  • Губы Вашего ребенка находятся в сомкнутом состоянии? Когда он смотрит мультики или когда спит?
  • Ваш ребенок часто дышит ртом?
  • Попросите малыша проглотить слюну. Вы увидели, как напряглись мышцы лица, особенно подбородка?

 Примерно вот так.

  • У Вашего ребенка при глотании видны зубы или язык?
  • Прежде чем проглотить питье, Ваш ребенок надувает щеки?
  • У Вашего ребенка (старше 4 лет) выраженные дефекты речи?
  • Ваш ребенок сосет палец или другой предмет, соску (старше 1 года), грызет ногти, карандаш или ручку?
  • У Вашего ребенка (старше 5 лет) отсутствуют промежутки между временными зубами?

            Если хотя бы на один из вопросов Вы ответили положительно, тогда Ваш путь должен лежать к ортодонту, который владеет методами миофункциональной коррекции и предложит вам специальные преортодонтические трейнеры и комплекс миогимнастики для устранения выявленных нарушений. И чем раньше Вы это сделаете, тем больше шансов у Вас и Вашего ребенка иметь правильный прикус без брекетов.

            Почему возникают такие нарушения?

            Ротовое дыхание, как правило, следствие заболеваний ЛОР органов (аденоиды) или слабой круговой мышцы рта. (Естественным и единственно правильным является дыхание через нос - только оно обеспечит гармоничный рост лицевого скелета ребенка).

             Глотание нарушается, как правило, при длительном сосании бутылочки с соской и соски-пустышки, при длительном кормлении ребенка мягкой и протертой пищей. После 4-5 лет глотание должно быть незаметным, лицевые мышцы в нем не участвуют.

            Жевание мягкой протертой пищи не дает достаточного стимула к росту челюстей и следствием этого становится скученность зубов. Если после 5 летнего возраста временные зубы стоят плотно друг к другу, между ними отсутствуют промежутки (тремы), то скорее всего постоянные зубы не поместятся в зубном ряду.

            Сосание пальца, равно как и соски после года-полутора, также приводит к тяжелым деформациям челюстных костей- формированию открытого прикуса  и отклонению верхних зубов кпереди.

Так бывает, когда ребенок сосет палец.

            Осанка- ее нарушения непосредственно влияют на гармоничность лицевого скелета, так как нарушается миодинамическое равновесие.

            Речевые нарушения связаны с неправильной артикуляцией. То зачастую приводит к аномальному давлению языка на зубные ряды, вызывая смещения зубов.

            Конечно, генетическая предрасположенность к неправильному прикусу тоже имеет место быть.

 Советы заботливым родителям

 

 

Дыхание Следите, чтобы ребенок обязательно дышал носом! Обратите внимание на рот ребенка в момент просмотра мультфильмов или во время игры — он должен быть закрытым! Если есть заболевания дыхательных путей , их нужно срочно лечить. Необходимо постепенно, без агрессии, но настойчиво приучать ребенка к носовому дыханию.

Глотание Ребенок должен глотать незаметно для окружающих, без напряжения губ, щек и мышц. В норме язык к 4-5 годам должен отталкиваться от переднего участка твердого неба, сразу за центральными резцами.

Жевание Для оптимального жевательного давления и развития челюсти ребенок должен получать достаточно твердую пищу, которую нужно откусывать, разжевывать, сомкнув губы, и как можно меньше запивать.

Сосание и вредные привычки. К 10-12 месяцам жизни у ребенка угасает функция сосания. Избегайте использования пустышек у детей старше года. Контролируйте вредные привычки ребенка: сосание пальцев, игрушек, других предметов- они чаще являются результатом психологического дискомфорта ребенка.

Осанка. Во время еды: стопы на полу, прямая спина, не подпирать голову. Во время сна: спокойная расслабленная поза на спине или попеременно на правом и левом боку с закрытым ртом. Следите, чтобы подушка была невысокой, и ребенок во время сна не подкладывал руку под щеку. Плохо, если ребенок спит с запрокинутой головой.

Речь Необходимо следить за тем, чтобы ребенок 4-5 лет произносил все звуки отчетливо, особенно сложные.

            Своевременно предупредить диспропорцию в развитии лицевого скелета  и челюстных костей дать  своевременные рекомендации по профилактике миофункциональных нарушений, нормализовать условия нормального формирования функций челюстно-лицевой области детский стоматолог сможет в случае, если он наблюдает ребенка регулярно с самого раннего возраста. Не забывайте, что посещать стоматолога  1 раз в три месяца, если врач не посоветует иначе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей

Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и р...

Миофункциональные нарушения у дошкольников.

Патологические симптомы развития детей, которые являются следствием привычного положения открытого рта, развития ротового дыхания и наличия вредных привычек. Зависимость миофункциональных нарушений и ...

Современные стандартные средства для миофункциональной коррекции в речевой терапии: вестибулярные пластины

Современные стандартные средства для миофункциональной коррекции в речевой терапии: вестибулярные пластиныДля коррекции открытого прикуса детские стоматологи и ортодонты рекомендуют применять специаль...

Статья. Миофункциональные нарушения у дошкольников.

К чему приводит ротовое дыхание?Почему возникают такие нарушения?Как самостоятельно проверить есть ли такие нарушения у ребенка? Коррекционная работа. Что делать?...

Миофункциональные нарушения и их коррекция

Что такое миофункциональные нарушения, причины растройств данного характера, на что стоит обратить внимание логопеду, средства миофункциональной коррекции....

Тейпирование при работе с речевыми и миофункциональными нарушениями. Комбинированные техники в работе логопеда.

Кинезиологическое тейпирование –это совокупность навыков и приемовдля выполнения специальноразработанным эластическимпластырем на кожных покровахаппликаций, которые способныоказывать предсказуем...

Использование стандартных средств для миофункциональной коррекции в речевой терапии

В презентации "Использование стандартных средств для миофункциональной коррекции в речевой терапии" представлен опыт работы учителей- логопедов дошкольных образовательных учреждений комбинир...