Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в школу
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Годунова Ольга Владимировна

Методические рекомендации для педагогов по созданию оптимальной адаптационно-развивающей среды для детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

Доклад на тему:

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации

в начальную школу»

Подготовила:

Воспитатель

Годунова Ольга Владимировна

2019 г.

«Быть готовым к школе уже сегодня

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться»

Л. А. Венгер.

            Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу психологи и педагоги уверенно называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).

            В настоящее время приоритетом для российской системы образования является качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.

             Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС - «научить учиться». Причем формировать желание и умение учиться необходимо начинать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте.

             Зачастую взрослые не всегда правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать.

             Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь мы, взрослые. Мы должны создать для него такие условия, которые обеспечат ему успешное вхождение в школьную жизнь, то есть создать комфортную адаптационно-развивающую образовательную среду, которая:

-        обеспечит высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

-        сможет гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

-        будет комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

            Для подготовки к переходу в начальную школу и обеспечения наиболее комфортной адаптации детей подготовительной группы и их родителей к новым условиям обучения нами был разработан ряд мероприятий, направленных на формирование у детей представлений о школе и мотивации учения, которые явились заключительной частью всей работы нашего педагогического коллектива по подготовке к школе:

-         посещение воспитанниками подготовительной группы своего будущего класса и знакомство с учителем;

-         обзорная экскурсия по школе (библиотека, медицинские кабинеты, раздевалка);

-         посещение кабинетов и знакомство с предметами, изучаемыми в школе;

-         родительские собрания перед окончанием учебного года на тему: «Скоро в школу!», «Ваш ребёнок-будущий школьник».

     

           В целях создания условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасной и комфортной обстановке в нашей группе была создана адаптационно-развивающая среда, представляющая собой совокупность предметно- развивающих уголков.

Учебный уголок «Скоро в школу»

В нем представлены дидактические материалы для формирования математических знаний, начальных представлений о звуках, буквах, слогах , папка-передвижка с цыфрами, алфавит «Говорящий Букварёнок»,кубики, различные конструкторы и настольные игры для решения логических задач и счёта.

 

            В книжном уголке одновременно размещены книги различной тематики: сказки, стихи и рассказы на патриотическую тему, рассказы о животных и растениях, книги, альбомы загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, учении, книге, а также дидактические игры, художественная литература на школьную тематику. Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках (В. Ю. Драгунский «Рассказы о школе», А. Бартo «Подружки идут в школу» и др.), что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны.

Уголок природы

Организация этой зоны предназначена для экологического воспитания дошкольников: годовой календарь, плакат по тематике «Часы и время, части суток», картинки и плакаты с изображением зимующих и перелетных птиц, домашних и диких животных , открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана  картотека опытов и  экспериментов. Такой уголок пробуждает интерес детей к живой природе и её обитателям. Ежедневное наблюдение за растениями, участие в уходе за ними развивает чувство эмпатии детей к живым существам, создаёт более благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников.

Уголок физического развития

             В пространстве группы выделено место для физкультурного уголка, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение и способствует развитию творческих способностей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка.

В уголке находится традиционное и нетрадиционное оборудование для физического развития детей.

Уголок патриотического воспитания

            Немалую роль в подготовке ребенка к школе  играет социально-нравственное воспитание. Для этого в нашей группе создан уголок патриотического воспитания, помогающий развивать у детей чувство гражданственности, этнотолерантности  к народам, населяющим Россию и уважения к традициям людей других национальностей,  обогащения представления детей о национальностях, знакомящий их с прошлым и настоящим своего родного края.

Музыкальный уголок

            Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона), где он имеет возможность самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.

Уголок сюжетно-ролевых игр

В игровой зоне размещены  игры для детей с учетом возраста и гендерного воспитания. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. В центре сюжетно-ролевых игр   атрибуты, пособия, оборудование располагаются так, чтобы дети могли подбирать игрушки и атрибуты для комбинирования их под свои творческие замыслы.

В течение года была организована   и проводилась сюжетно – ролевая игра «Школа», когда один ребёнок исполнял роль учителя, а остальные дети – учеников, которые учились спокойно сидеть и внимательно слушать, поднимать руку, работать в прописях и на доске.

Уголок ПДД

Сегодня ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому крайне важно заранее подготавливать самых маленьких пешеходов к серьёзным трудностям и опасностям, которых поджидают их на улице.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

В нашем уголке для этого имеется всё необходимое: макет перекрёстка,

дорожные знаки, дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица», «Умные часы», художественная литература по теме, раскраски, настольные игры, изготовленный совместными усилиями воспитателя и детей ЛЭПБУК «Дорожная азбука».

Театральный уголок

 Театрализованная деятельность играет большую роль в формировании личности ребенка, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне. 

В нашем театральном уголке находятся: театр настольный; ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации); персонажи с разным настроением; материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы); атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду.

Уголок художественного творчества.

            Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование, которое способствуют творческому развитию дошкольников. А найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке художественного творчества, который специально для этой цели и был создан в нашей группе. 

В нем собраны разнообразные изобразительные материалы (цветные карандаши; фломастеры; штампики; витражные краски; акварельные краски; гуашь; трафареты; трубочки для кляксографии, пластиковые вилки, зубные щётки; ватные палочки (для нетрадиционных способов рисования); восковые мелки, цветные мелки, точилки, стёрки и мн. др.), дидактические игры для развития творческих способностей, формирования цветового восприятия, знакомства с жанрами живописи: "Подбери палитру"(цель: найти палитру, на которой художник разводил краски, рисуя времена года: лето, осень. зима, весна), "Назови цвет времени года", "Собери натюрморт", материалы для лепки, аппликации.

Работа с родителями

            Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.

            Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. 

            Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться, прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствие боязни высказывать свои мысли, проявлять активность в общении с педагогами.

           Важно, чтобы оказать ребёнку всю необходимую помощь в одном из самых сложных периодов его жизни, воспитатель и родители должны действовать сообща.

Заключение

              Главное назначение нашей работы в подготовительной к школе группе-обучать деятельности в воспитательном смысле. Это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, быть готовым научиться всему новому : писать, читать, считать, познавать мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...

Основные подходы к переходу на ФГОС дошкольных образовательных организаций

В новом законе об образовании, который вышел в декабре 2012 года, дошкольный уровень стал новым уровнем образования, которому, как и всем прочим уровням нужен свой стандарт.Разработкой проекта стандар...

Формирование адаптационно – развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу

Самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят всевозможные изменения,...

«Формирования межличностных отношений детей в дошкольной образовательной организации»

Материал направлен на консультацию для педагогов, как формируются межличностные отношения детей 4-5 лет в игре....

Семинар – практикум «Проблемы преемственности в период перехода ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу». Доклад на тему: Особенности проведения занятий по развитию познавательных способностей воспитанников подготовительной группы.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении...

Презентация к семинару - практикуму "Проблемы преемственности в период перехода ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу".

Особенности проведения занятий по развитию познавательных способностей воспитанников подготовительной группы....