Формирование адаптационно – развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу
методическая разработка

Дудышева Анна Викторовна

Самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят всевозможные изменения, но система дошкольного образования России, как по содержанию, так и по организации, была и остаётся передовой.

Поступление в школу – ответственный и сложный период в жизни ребёнка и его близких. Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь взрослые. Для детей необходимо создать такие условия, которые обеспечат им успешное вхождение в школьную жизнь, то есть обеспечить переход на новую ступень развития.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.

Аналитический обзор педагогической литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя:

  • наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
  • заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
  • наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.

На основании этих данных, учеными-педагогами была проведена целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста. Было доказано, что воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

  • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитание положительного отношения к ней;
  • создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей, своевременное её изменение в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение её доступности;
  • понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.

Принципиальным показателем адаптивных возможностей системы образования принято считать вариативность, то есть разнообразие форм организации детской деятельности, адекватных специфике предшкольного детства и многообразие образовательных структур. В образовании старших дошкольников развивающим потенциалом является детское творчество, грамотно организованная игра, познавательная деятельность, общение, а выбор тактики поддержки естественных процессов развития каждого ребёнка обеспечивает успешность его обучения в школе. Актуальные интересы и предпочтения детей 5-7 лет отличаются от интересов младших дошкольников: следовательно, насыщение группового пространства в группах старшего дошкольного возраста должно иметь свою иную адаптационно-развивающую среду.

Дети в детском саду и в школе поставлены в разные условия, и одинаковые воспитательно-образовательные задачи решаются по-разному.

Результатом сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и начальной школы должно быть создание комфортной адаптационно  -развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

В соответствии с этими принципами в группе должна быть спланирована и реализована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу. Основная цель такой подготовки - как можно больше облегчить адаптацию ребёнка и родителей к новым условиям обучения.

В группе разработан ряд мероприятий, направленных на формирование у воспитанников представлений о школе и мотивации учения:

- посещение воспитанниками подготовительной группы своего будущего класса и знакомство с учителем;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

Доклад на тему:

Формирование адаптационно – развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу

Воспитатель:

Дудышева Анна Викторовна

Котовск -2020

Самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят всевозможные изменения, но система дошкольного образования России, как по содержанию, так и по организации, была и остаётся передовой.

Поступление в школу – ответственный и сложный период в жизни ребёнка и его близких. Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь взрослые. Для детей необходимо создать такие условия, которые обеспечат им успешное вхождение в школьную жизнь, то есть обеспечить переход на новую ступень развития.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.

Аналитический обзор педагогической литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя:

  • наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
  • заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
  • наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.

На основании этих данных, учеными-педагогами была проведена целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста. Было доказано, что воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

  • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитание положительного отношения к ней;
  • создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей, своевременное её изменение в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение её доступности;
  • понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.

Принципиальным показателем адаптивных возможностей системы образования принято считать вариативность, то есть разнообразие форм организации детской деятельности, адекватных специфике предшкольного детства и многообразие образовательных структур. В образовании старших дошкольников развивающим потенциалом является детское творчество, грамотно организованная игра, познавательная деятельность, общение, а выбор тактики поддержки естественных процессов развития каждого ребёнка обеспечивает успешность его обучения в школе. Актуальные интересы и предпочтения детей 5-7 лет отличаются от интересов младших дошкольников: следовательно, насыщение группового пространства в группах старшего дошкольного возраста должно иметь свою иную адаптационно-развивающую среду.

Дети в детском саду и в школе поставлены в разные условия, и одинаковые воспитательно-образовательные задачи решаются по-разному.

Результатом сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и начальной школы должно быть создание комфортной адаптационно  -развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

В соответствии с этими принципами в группе должна быть спланирована и реализована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу. Основная цель такой подготовки - как можно больше облегчить адаптацию ребёнка и родителей к новым условиям обучения.

В группе разработан ряд мероприятий, направленных на формирование у воспитанников представлений о школе и мотивации учения:

- посещение воспитанниками подготовительной группы своего будущего класса и знакомство с учителем;

- информирование учителя начальной школы о сильных и слабых сторонах каждого ребёнка;

- обзорная экскурсия по школе (библиотека, медицинские кабинеты, раздевалка);

- приглашение первоклассников в группу детского сада и проведение совместных мероприятий;

- родительское собрание перед окончанием учебного года на тему: «Готовность детей подготовительной группы к обучению в начальной школе».

Важным аспектом в подготовке детей к школе является работа с родителями. Для родителей с этой целью оформляются папки-передвижки с материалом, направленным в основном на просвещение родителей по вопросам готовности ребёнка к школьному обучению: «Советы родителям будущих первоклассников»; «Готовим руку к письму»; «Как подготовить ребенка к школе»; проводятся индивидуальные консультации.

Среда развития ребёнка, идущего в школу, в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к обучению в школе, но самое главное – «среда обитания» ребёнка-дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы.

А занятия в детском саду по подготовке детей к школе, существенно отличаются по своей форме и содержанию, но приближенны к школьному типу.

Таким образом, адаптация будущего первоклассника включает два основных уровня готовности. Первое – это физический компонент, который подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья.

Второе – это психологическая готовность к обучению в школе включающая развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; – развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); – саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; – вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); – интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию.

В школе на первоклассника буквально обрушивается информационный вал. Здесь всё сразу: и новые правила поведения, и учебная программа. Поэтому необходимо  готовить малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям. Большую помощь здесь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра в «школу». Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребёнку, но и прочувствована им.

Главное назначение нашей работы - специально организованный переход дошкольников на следующую ступень образования.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование адаптационно - развивающей среды при переходе детей из ДОУ в начальную школу

    Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. Дошкол...

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу»

     Поступление в школу – ответственный и сложный период в жизни ребёнка и его близких. Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь м...

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу»

Воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и мето...

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу

Уважаемые коллеги, позвольте с вами поделиться работой по формированию адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации  в начальную школу...

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в школу

Методические рекомендации для педагогов по созданию оптимальной адаптационно-развивающей среды для детей подготовительной группы...