«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из ДОУ в начальную школу»
материал

Мартыненко Марина Дмитриевна

Выступление на районной педагогической конференции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedkonferentsiyu.docx34.2 КБ
Package icon 194851.zip764.7 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я представляю «Веселоярский детский сад «Сказка», работаю воспитателем в данном учреждении  со дня его основания, и хотела бы поделиться с Вами некоторым опытом своей работы. Тема моего выступления: «Адаптационно – развивающая среда при переходе детей из детского сада  в начальную школу».

      С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование  стало официально признанным полноценным уровнем общего образования. Каждый дошкольник в своё время проживает  переходный период  – ответственный и сложный момент, связанный с изменением привычного образа жизни и требующий адаптации к новым условиям социального существования. Сегодня учителя начальной школы, опираясь на свой опыт, отмечают, что часто поступление в школу сопровождается тяжелыми переживаниями и  эмоциональными проблемами. Помочь ребёнку преодолеть эти трудности должны мы, взрослые: родители, воспитатели, учителя. Мы должны  обеспечить детям  такие условия, которые облегчат вхождение в школьную жизнь, и основным направлением этой работы является создание комфортной адаптационно-развивающей образовательной среды.

Что же за проблемы возникают у бывшего дошкольника при поступлении в 1 класс?

Во-первых, это социальная готовность  ребёнка.         

Не секрет, что сейчас почти в каждом коллективе есть дети, которые не умеют общаться, взаимодействовать с другими детьми, и поэтому чувствуют себя неуверенно в школе. Психологически неготовому ребёнку приходится очень тяжело. Один из путей решения этой проблемы – игра, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

В нашем саду мы ввели  в работу с детьми комплекс специально подобранных сюжетно-ролевых игр (см.презентацию). Предметно – развивающая  среда нашей группы оснащена  соответствующими игровыми центрами  с разнообразными игровыми материалами, игрушками и предметами-заместителями. Естественно, в подготовительной группе особое внимание уделяется игре «Школа», которая формирует позитивное отношение к обучению в школе. Кроме того, в группе создан  «Уголок школьника» со всеми  необходимыми «школьными» атрибутами.

Игра для детей – это, прежде всего речь. И поэтому следующий компонент среды  - речевые игры. Нами активно и довольно успешно используются картотеки и комплексы подобных игр, которые способствуют повышению эффективности работы, проводимой в данном направлении.

Ещё одним слабым звеном у наших будущих первоклассников являются проблемы со здоровьем. У нас в учреждении из 86 детей  … с 1 группой здоровья, …имеют 2 группу. Сегодня, к сожалению, наблюдается рост числа детей с нарушениями психологического и психосоматического здоровья. Поэтому в пространстве групп также  выделено место для физкультурного уголка, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении. И в целом организована здоровьесберегающая среда: грамотно организованный режим дня и чередование сна и бодрствования, оптимальные санитарно-гигиенические условия и двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов  деятельности, лечебно-профилактические мероприятия и технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Всё это, безусловно, способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.

Многие «подготовишки» на пороге школы сталкиваются с такими   проблемами как сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость. Как говорят психологи, у детей не сформирована учебная мотивация. Педагогам – дошкольникам очень важно именно на этом этапе всеми возможными способами  пробуждать интерес к школе и обучению.

Для этого мы применяем   комплекс специальных упражнений и дидактических игр: на развитие внимания, памяти, мелкой моторики,произвольности деятельности(см.презентацию).

В деле мотивации дошкольников особая роль отводится развитию любознательности. Идеальное занятие с этой целью — эксперименты. В группе создан центр экспериментирования с разнообразными материалами, созданы картотеки  опытов и  самых разных вариантов лабораторных работ для маленьких исследователей.

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе также проходит через ознакомление с художественной литературой. Наша библиотека  (особенно в старшей и подготовительной группе) содержит  книги о школьной жизни, о школьниках и  их поступках, картотеки  бесед «Скоро в школу». С детьми подготовительной группы  проводятся  конкурсы чтецов (стихи о школе). Старшие дошкольники каждый год совершают тематические экскурсии в детскую библиотеку.

Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание: в группе организован патриотический уголок, уголки краеведения, театрализованной деятельности и ряжения, центры природы, речевого развития, математики, конструирования, ПДД и безопасности. Регулярно организуются мини – музеи, оформляются выставки, пополняются коллекции.

Ещё одним, немаловажным условием  успешной адаптации детей к школьному образованию является преемственность в работе детского сада и школы.

Взаимодействие МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка» и МБОУ «Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера» осуществляется на основании «Договора о сотрудничестве». В соответствии с этим документом в саду разработана  система мероприятий и ведётся работа по формированию адаптационно-развивающей среды. Нами были определены три основные направления работы.

        1. Методическая работа с педагогами

        2. Работа с родителями(законными представителями).

        3. Работа с детьми

Методическая работа заключается в разработке соответствующего методического обеспечения (конспекты занятий, экскурсий, бесед и т. д.), а также в сотрудничестве и обмене опытом  учителей и воспитателей. Взаимодействие педагогов  осуществляется через различные формы: педагогические советы, семинары, круглые столы, конференции, взаимопосещения занятий и уроков воспитателями и учителями, психолого-педагогическая диагностика уровня готовности воспитанников ДОУ к обучению в школе. В частности, в нашем учреждении в рамках РМО «Школа педагогического мастерства» учителя ГКП и начальных классов были приглашены на открытое занятие «Путешествие в Страну Доброты», которое проводилось мною в качестве презентации к проекту «Добрые ладошки».

Также педагоги школы посетили в моей группе  организованную образовательную деятельность в форме интеллектуальной викторины «Умники и умницы». Наши воспитатели не забывают про своих выпускников, мы стараемся следить за их успехами в течение начальной школы. А учителя начальных классов, анализируя уровень адаптации детей за последние несколько лет, отмечают что она проходит достаточно успешно( 60 – 80% детей с высоким уровнем).

В рамках преемственности осуществляется также взаимосвязь психологических служб детского сада и школы. Педагоги – психологи в начале и конце учебного года проводят диагностику уровня готовности воспитанников подготовительных групп  к обучению в школе. Системно проводят мониторинг индивидуальных достижений и  педагогические работники  – воспитатели, музыкальные руководители и инструктор по физической культуре. 

В учреждении разработан пакет диагностических материалов для определения уровня готовности к школьному обучению и   карты наблюдения развития ребенка. Психологи могут порекомендовать детей со специальными образовательными потребностями направить с согласия родителей (законных представителей) на более углубленное обследование в рамках ПМПК, в ходе которого даются рекомендации по консультированию с узкими специалистами (психоневрологом, логопедом, дефектологом)  и предложения о целесообразности обучения ребенка по той или иной коррекционной программе или временной отсрочки поступления в школу. Педагоги в свою очередь  на основании анализа результатов диагностики, дают   рекомендации учителям начальных классов с целью оказания содействия в организации условий обучения детям с особенностями характера и поведения, советы по ликвидации пробелов в знаниях, коррекции устной и письменной речи, предупреждению возникновения стрессовых ситуаций.

Важным аспектом в создании адаптационно – развивающей среды для  подготовки детей к школе является, несомненно, работа с родителями (законными представителями). Наряду со всем нам хорошо известными, традиционными методами этой работы, в последние годы в связи с требованиями времени  мы внедряем нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй: привлечение родителей к проектной деятельности, образовательно-игровые тренинги, собрания в форме педагогических гостиных, круглых столов, родительских клубов, визуальные средства общения, а также посещение родителями  образовательной деятельности с детьми (так называемые «Дни открытых дверей»). Например, родители подготовительной группы присутствовали на моём итоговом занятии по познавательному развитию (ФЭМП) «Пять ключей». В конце текущего учебного года в подготовительной группе я запланировала итоговое совместное  родительское  собрание с педагогами ДОУ и учителями 4 классов, которые будут набирать первоклассников. И конечно конец года всегда знаменуется традиционным совместным с родителями выпускным утренником «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!»

Лучшие формы осуществления преемственности касаются непосредственно работы с детьми. Один их самых популярных способов заключается в проведении экскурсий для воспитанников детского сада. В нашем саду будущие ученики тоже 2 раза в год получают возможность окунуться в школьную атмосферу, посидеть за партами, ознакомиться с библиотекой, спортивным и актовым залом, столовой, кабинетами труда, а затем выразить свои эмоции посредством выставки детских рисунков «Мои впечатления о школе». В теплое время года для детей подготовительной группы мы стараемся организовать экскурсии в сквер памяти, построенный возле здания нашей школы.

Кроме того, дети школы и детского сада участвуют в  совместных творческих мероприятиях, конкурсах и соревнованиях. Например, на базе нашего сада (совместно с первоклассниками), были проведены конкурсы рисунков по дорожной безопасности «Дорога и мы», конкурс плакатов по пожарной безопасности «Кошкин дом», а также в марте этого года конкурс чтецов «Стихи алтайских поэтов» (совместно с ГКП), на котором к слову мои воспитанники взяли все призовые места. На базе нашей ДЮСШ ежегодно наши старшие дошкольники принимают участие в различных спортивных соревнованиях со школьниками и бывшими выпускниками.

Силами учеников начальной школы в нашем саду для дошкольников была проведена интерактивная игра – викторина «По следам сказок». Учащиеся немецкоязычных групп Веселоярской СОШ   вместе со своим наставником показали нашим детям спектакль «Традиции немецкого Рождества». Наши выпускники тоже не остаются в стороне и охотно сотрудничают с нами. Они принимают активное участие в выставках творческих работ, конкурсах, праздниках, мастер–классах, театрализованной деятельности.
В заключении мне бы хотелось поделиться ещё одним направлением моей работы. Я считаю, что проблема школьной дезадаптации может быть частично решена с помощью сказкотерапии. В подготовительной группе во второй половине дня в рамках познавательного цикла занятий я использую «Коррекционные сказки  для дошкольников и младших школьников. Лесная школа» М.Панфиловой. 30 лесных сказок  раскрывают 5 основных аспектов адаптации к школе для будущих первоклассников и помогают им осознать  и принять правила школьной жизни и себя в роли учеников. Кроме этого пособия могу порекомендовать педагогам терапевтические сказки «Лабиринт души» под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. В этом издании кроме детских произведений, есть и две сказки для взрослых. Одна из них возвращает нас к нашему детству, учит тому, как смотреть на мир глазами ребенка. Ведь всё, что мы с Вами делаем – мы делаем ради будущего наших детей. 

Таким образом, самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Если мы не научим детей         в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, им будет трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя самые современные передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о преемственности развивающей среды, которую мы, педагоги, наполняем  необходимым содержанием, формами и предметным компонентом. Вся система работы, разработанная и проводимая нами, помогает нашим детям легко и безболезненно перейти на следующую ступень образования и  адаптироваться к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование адаптационно - развивающей среды при переходе детей из ДОУ в начальную школу

    Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. Дошкол...

Выступление на тему: "Адаптационно – развивающая среда при переходе детей из ДОО в начальную школу"

«Быть готовым к школе уже сегодняне значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значитбыть готовым всему этому научиться»Л. А. Венгер. Проблема обеспечения непрерывности до...

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу»

     Поступление в школу – ответственный и сложный период в жизни ребёнка и его близких. Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь м...

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу»

Воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и мето...

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу

Уважаемые коллеги, позвольте с вами поделиться работой по формированию адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации  в начальную школу...

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...

Формирование адаптационно – развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу

Самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят всевозможные изменения,...