Выступление на тему: "Адаптационно – развивающая среда при переходе детей из ДОО в начальную школу"
материал (подготовительная группа) на тему

Борисюк Виктория Вячеславовна

 

«Быть готовым к школе уже сегодня

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться»

Л. А. Венгер.

 

Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.

Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_gotovym_k_shkole_uzhe_segodnya.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационно – развивающая среда при переходе детей из ДОО в начальную школу.

«Быть готовым к школе уже сегодня

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться»

Л. А. Венгер.

Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.

Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.


На основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.

Результатом сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и начальной школы должно быть создание комфортной адаптационно-развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Дети в детском саду и в школе поставлены в разные условия, и поэтому одинаковые воспитательно - образовательные задачи решаются по-разному.

Известно, что на ступени дошкольного, а точнее, предшкольного образования выражение личностной готовности к школе - это сформированность «внутренней позиции школьника» и готовность ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающая развитие высокой учебно-познавательной мотивации. Безусловно, на этапе подготовки ребенка к школе важно создавать условия для принятия и осмысления нового социального статуса ученика.

 Поэтому в старшем дошкольном возрасте освоению этого статуса помогает сюжетно-ролевая игра,т.к. –это важнейшая форма познания мира, отношений взрослых и социальных ролей, норм поведения, принятых в сообществе

 Игра остается основной формой проведения занятий в первом классе на протяжении всего адаптационного периода.

В соответствии с этими принципами в подготовительной группе должна быть спланирована и реализована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу. Основной целью такой подготовки - как можно больше облегчить адаптацию ребёнка и родителей к новым условиям обучения.

Должен быть разработан ряд мероприятий, направленных на формирование у детей представлений о школе и мотивации учения, которые должны явиться заключительной частью всей работы педагогического коллектива по подготовке к школе:

- посещение воспитанниками подготовительной группы своего будущего класса и знакомство с учителем;

- информирование учителей начальной школы о сильных и слабых сторонах каждого ребёнка;

- обзорная экскурсия по школе (библиотека, медицинские кабинеты, раздевалка) ;

- посещение кабинетов и знакомство с предметами, изучаемыми в школе;

- приглашение первоклассников в группу детского сада и проведение совместных мероприятий;

- посещение урока в первом классе;

- родительское собрание перед окончанием учебного года на тему: «Готовность детей подготовительной группы к обучению в начальной школе».

И как уже говорилось, не стоит забывать, что основным фундаментом дошкольного образования остается – игра. В игре создаются условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Так в группе должен быть создан уголок «Школьника»; уголок «Будем говорить правильно», уголки театрализованной и игровой деятельности, краеведения, природы и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов и картотека разнообразных игр; создан мини – музей, где оформляются выставки: «Природа и фантазия», «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском».

Кроме ООД, должна проводиться работа по ознакомлению детей с новыми словами (н-р: "Назови школьные принадлежности", "Придумай предложение", "В портфеле лежат. ", "Скажи, какие это часы").

Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание: в группе должны быть созданы условия для социализации ребенка, обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.

В пространстве группы также должно быть выделено место для физкультурного уголка, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение и способствует развитию творческих способностей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка.

Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения.

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе также проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках (С. Баруздин «Кто сегодня учитель», А. Бартo «Подружки идут в школу» и др., что дополнительно позволяло обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. Провели конкурс чтецов (стихи о школе).

В течение года целесообразно организовывать и проводить сюжетно – ролевую игру «Школа» с целью формирования мотивационной готовности к учебной деятельности. А организация игры "в школу", особенно после посещения детьми школьного класса, научит детей сидеть и внимательно слушать, поднимать руку, работать в тетрадях и на доске.

Также помогает детям проведение цикла бесед «Скоро в школу», направленных на расширение кругозора детей, уточнения представлений о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников.

Дети рассматривают картины, иллюстрации, открытки со школьной тематикой, также можно создать и рассматривать фотоальбом «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев и сестер в школьные годы.

В конце должен быть проведен заключительный праздник «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа! »

Важным аспектом в подготовке детей к школе является работа с родителями. Она включает в себя не только доску объявлений, где можно поместить различную информацию, но и оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников»; «Готовим руку к письму»; «Как подготовить ребенка к школе»; «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»; «Как выбрать программу обучения для своего ребенка»; проводить индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей.

Также проводить: родительские собрания «Роль семьи в воспитании будущего школьника»; анкетирование «Ваше отношение к проблеме преемственности детского сада и школы», посещение родителей открытых занятий в ДOУ. В конце года провести родительское собрание «Ребенок на пороге школы» (с приглашением учителей начальных классов).

 По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема адаптации может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, а особенно дети.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование адаптационно - развивающей среды при переходе детей из ДОУ в начальную школу

    Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. Дошкол...

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу»

     Поступление в школу – ответственный и сложный период в жизни ребёнка и его близких. Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь м...

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу»

Воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и мето...

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в школу

Методические рекомендации для педагогов по созданию оптимальной адаптационно-развивающей среды для детей подготовительной группы...

Формирование адаптационно – развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу

Самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят всевозможные изменения,...