Готовность к школе
консультация (подготовительная группа)

Мержиевская Юлия Владимировна

Различные аспекты готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Готовность к школе»

Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно.  Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в «неудачных одноклассниках» и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы.

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Многие родители считают, что самый главный показатель готовности ребенка к школе – умение читать, пренебрегая при этом развитием речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него.

        Вначале нужно научить ребенка слушать и говорить, а потом переходить к обучению чтению.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем  речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям,  в  первую  очередь,  следует  обратить  внимание  на:

  • Правильное произношение всех звуков.
  • Умение различать звуки речи на слух.
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза.
  • Достаточный словарный запас.
  • Сформированность грамматического строя речи.
  •  Связную речь.
  • Речевую коммуникацию.
  • Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие).

1. Усвоена звуковая сторона речи:

Ребёнок правильно произносит все звуки в различных словах и во фразовой речи, не пропускает их, не искажает, не заменяет другими звуками. Например, недопустимо наличие в его речи следующих звуковых замен: «зук»  вместо «жук», «калтина» вместо «картина». В основе звуковых замен чаще всего лежит неразличение этих звуков на слух. Такие дефекты обычно отражаются на письме.

Недостатки звукопроизношения ограничивают общение ребенка со сверстниками, отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости по многим  дисциплинам.

2.Чётко различает на слух все звуки речи.

Запись слова предполагает умение определить, т.е. опознать каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении звуков Б-П вместо «бочка» ребенок может написать «почка». Наиболее часто не различаются на слух звонкие и глухие (П-Б, Т-Д и др.), мягкие и твердые звуки (Л-Ль, М-Мь и др.), С-Ц, С-Ш, З-Ж, Р-Л.

3. Ребенок владеет навыками звукового анализа и синтеза.

  • Определяет, есть ли в слове заданный звук (например, есть ли звук Р в слове РОЗА?).
  • Определяет место звука в слове (в начале, середине или конце).
  • Определяет количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим.
  • Называет слова с заданным звуком.
  • Угадывает слово, услышав определенную последовательность отдельных звуков  (Ч, А, С – ЧАС).

Неумение выполнять звуковой анализ очень часто приводит в дальнейшем к пропускам, перестановкам, добавлениям лишних букв на письме.

4.Слоговая структура слова

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотека, баскетболист). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

5. У ребенка достаточный словарный запас.

В словаре первоклассника должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы. Ребенок понимает переносное значение слов (золотые руки, светлая голова), подбирает обобщающие понятия для группы предметов (одежда, обувь и др.), называет слова, противоположные по значению (далеко-близко), близкие по значению (веселый-радостный).

        

6. Сформирован грамматический строй речи.

Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно образовывать слова и согласовывать их друг с другом.

Ребёнок умеет пользоваться разными способами словообразования и словоизменения:  

- изменяет имена существительные по числам (стулья, окна, а не стулы, окны), по падежам (много деревьев, а не деревов, заботиться о зайчатах, а не о зайчат);

- образует от одного слова другое с помощью суффиксов (ключ-ключик, шапка из меха - меховая, детеныши у волка - волчата, у собаки лапа - собачья) и приставок (весной птицы прилетают, а осенью…улетают);

- согласует имена прилагательные и существительные по родам и числам (синее ведро, синяя бумага, синий костюм, синие ботинки);

- знает и правильно употребляет предлоги НА, В, ПОД, НАД, ОКОЛО, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА и др.

Ребенок использует в речи разнообразные предложения (не только простые, но и сложные, с союзами потому что, чтобы, а, но, и).

Трудности, связанные с усвоением ребенком грамматического строя речи, неизбежно проявятся и на письме, особенно в творческих работах: изложениях, сочинениях.

7. Ребёнок владеет связной речью:

- пересказывает небольшие по объёму рассказы,

- составляет сюжетный рассказ по картине и серии картинок,

- составляет описательный рассказ.

Следует обратить внимание:

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),

- на лексику (полнота и точность использования слов),

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

8.Речевая коммуникация

  • ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
  • уметь слушать и понимать речь,
  • строить общение с учетом ситуации,
  •  легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета.

9. Развитие психических функций

Все психические процессы  (внимание, память, мышление, восприятие и др.) тесно взаимосвязаны.

Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению  развития ребёнка  в целом.

При своевременном выявлении трудностей и при хорошей организации работы, комплексной помощи детям, положительные результаты не заставят себя ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....